Упражнение в написании слов с мягким знаком — показателем мягкости и разделительным мягким знаком

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Образовательная: упражняться в написании слов с мягким знаком;
  • Развивающая:  развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, повышать словарный запас
  • Воспитательная: прививать интерес к урокам русского языка, бережного отношения к своему здоровью,
  • Здоровьесберегающая: следить за утомляемостью детей, проводить оздоровительные минутки,

Техническое оборудование: медиапроектор, компьютер, слайды с иллюстрациями.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний учащихся.

Формы урока: Практическое занятие.

Методы: Словесные - рассказ и беседа; иллюстративный; использование ТСО; игровой;

Ход урока

1. Организационный момент.

2, Чистописание.

Презентация.

- Ребята вспоминают правила посадки при письме.

- Написание каллиграфического узора. (Слайд 2)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте тему урока опустив повторяющийся элемент узора. (Слайд 2)

- учитель сообщает цель урока.

4. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте текст (Слайд 3)

- О чем говорится в тексте? (Сегодня наш урок будет посвящен укреплению здоровья.)

- Расскажите, как каждый из ребят укреплял здоровье?

  • Дарья выбрала коньки.
  • Илья делал зарядку.
  • Татьяна ходила на лыжах.

- Объяснение ребятами значение слова "здоровье" ("Толковый словарь" С.И. Ожегов)

(Слайд 4)

- Определите количество букв и звуков в слове "здоровье" (сигнальные карточки)

(Слайд 5)

- Выборочное письмо:

  • I вариант - слова с ь - показателем мягкости
  • II вариант - слова с разделительным мягким знаком. Проверка (Слайд 6)

Вывод: - Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Когда пишется ь - показатель мягкости?

5. Отработка навыка написания слов с разделительным мягким знаком.

- Что записано на доске? (Слайд 7)

- Какое задание вы могли бы придумать с данными буквами? (Составить и записать из букв слова)

- А помогут вам выполнить это задание загадки к каждой строке.

- Какая орфограмма объединяет эти слова?

- Какую роль выполняет мягкий знак? Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак. Проверка. (Слайд 8)

- Т.к. наш урок посвящен укреплению здоровья, объясните, как каждая пара слов относится к слову "здоровье?" (ответы детей)

6. Физминутка для глаз (Слайд 9)

7. Работа по учебнику (стр. 110 упр. 209)

Списать предложения, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

  • Девочки - 1 предложение (Илья и Тарас катаются на коньках.)
  • Мальчики - 2 предложение (Ветер бьет мальчикам в лицо)

Проверка: - какая орфограмма пропущена, какую роль выполняет)

8. Творческое задание.

- А что еще способствует укреплению здоровья?

- Чем вы любите больше всего заниматься в свободное время?

Сейчас мы на уроке отправимся на прогулку в зимний лес. (Слайд 10)

- Что необычного в этом тексте? (Назовите слова)

- Найдите лишнее слово и объясните свой ответ. (Белка - не словарное слово)

- Дайте характеристику этим словам (существительные, нарицательные, одушевленные)

От существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с разделительным мягким знаком. Запишите текст. Подчеркните слова с мягким знаком.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание: с.110 упр. 210