Внеклассное занятие по математике для 3–4-х классов

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Прививать любовь к математике.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать у учащихся чувства взаимовыручки и взаимопомощи в команде.

Формы проведения занятия: игра-соревнование.

Оборудование:

  • геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник),
  • изображение корабля,
  • обитателей островов (попугай, обезьяна, слонёнок, пираты, необитаемый остров, математический остров),
  • плакаты с логическими заданиями,
  • счётные палочки,
  • песочные часы,
  • малый мяч.

Геометрические фигуры вывешиваются на доску. Под каждой фигурой, которая соответствует названию команды, ставятся очки за правильное и быстрое выполнение задания.

Ход занятия

I. Подготовка к игре

Деление детей на 3 команды (корабля). Выбор капитанов команд.

- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся на остров математических сокровищ. Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков. А есть ли среди вас такие, это мы проверим. Сначала надо дать название вашим командам.

Вызываются капитаны команд и достают из мешочка свёрнутые листочки с названием команд. В соответствии с названием раздаются девизы.

1 к. Квадрат.

Девиз:

У нашего Квадрата" все стороны равны
Наши ребята дружбой сильны!

2 к. Круг.

Девиз:

В кругу друзей лучше считать,
Легче решать и побеждать!

3 к. Треугольник.

Девиз:

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь!

II. Игра

1. Конкурс на самую дружную команду:

Команды по очереди произносят свои девизы

- Молодцы, ребята. Все вы очень дружные. Теперь можно отправляться в путь.

2. Наши корабли подходят к острову попугаев! Вас встречает попугай Гоша. (На доску вывешивается картинка попугая) Он интересуется, сможете ли вы расставить в приведённых примерах нужные знаки.

Для каждой команды свой пример.

1) 36 * 4 * 8 = 32

36 + 4 - 8 = 32;

2)72 * 6 * 40 = 38

72 + 6 - 40 = 38;

3) 63 * 7 * 23 = 93

63 + 7 + 23 = 93

- Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием. Отправляемся дальше.

3. Перед нами остров обезьян. (На доску вывешивается картинка обезьяны) Хозяйка острова целыми днями думает, как можно предложить больше разных способов расположить четыре палочки за 1 мин. Давайте ей поможем.

Какая команда за 1 мин. (ставятся песочные часы) предложит больше способов расположения четырёх палочек? (каждой команде раздаются счётные палочки)

Обезьяна благодарит вас за помощь.

А нам пора отправляться дальше.

4. Остров слонов. (На доску вывешивается картинка слонёнка)

Слонёнок ждал нас в гости и приготовил для капитанов команд задание.

Из девяти одинаковых палочек составьте пять треугольников.

Пока капитаны выполняют задание, слонёнок просит помочь ему сосчитать. Давайте поможем.

Какое число получится, если перемножить количество хоботов у слона, шей у вертишейки, панцирей у черепахи, клювов у дятла, крыльев у воробья, глаз у зайца, хвостов у головастика, гребешков у петуха, рогов у осла, лап у медведя, бивней у мамонта, копыт у лошади, ног у сороконожки и щупалец у осьминога?

Мы прощаемся со слонёнком и отправляемся дальше.

5. - Ребята, наши корабли захватили пираты! (На доску вывешивается картинка пиратов)

Пока вы не дадите ответ на их задание, они нас не выпустят, потопят корабли. Быстрее за работу!

Поставьте нужное число вместо знака вопроса.

(число 9, как и в предыдущих примерах, нижнее число больше первого на 2 и меньше второго на 2)

Ура, ответ найден! Мы на свободе! Скорее в путь! Нас ждёт остров математических сокровищ!

6. - Ой, что это? На ваших кораблях пробоины! Ищите их!

Поменяйте местами две цифры так, чтобы равенства были верными.

1) 69 : 3 = 7 2) 7 х 6 = 58 3) 79 : 8 = 2

(63 : 9 = 7, 7 х 8 = 56, 72 : 8 = 9)

Пробоины найдены. Отправляемся дальше.

7. - Мы попали с вами на необитаемый остров. (На доску вывешивается картинка необитаемого острова)

Посмотрите, здесь задание, давайте выполним его.

Расположите карточки так, чтобы площади фигур, начерченные на них, уменьшались. Если карточки будут расположены правильно, то вы сможете прочитать слово.

8. - Отправляемся дальше. А чтобы нам не было скучно плыть до математического острова поиграем в игру "Лови, не зевай, а поймаешь, отвечай" (Учитель кидает ученику малый мяч и называет пример, а он должен поймать мяч и кинуть обратно учителю, сказав ответ на данный пример)

8 х 6, 7 х 6, 6 х 3, 9 х 7, 9 х 6, 8 х 7, 4 х 6

Вот мы и добрались до математического острова. Но прежде чем получить сокровища нам надо пройти испытания.

9. - Расставьте четыре числа 5 в таблице так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и по двум диагоналям встречалось только одно число.

5      
      5
  5    
    5  

10. На доске изображены 6 точек, из которых никакие три не лежат на одной прямой. Соедините каждые две точки отрезком. Сколько отрезков можно провести? (15)

Вот мы и нашли математические сокровища, но какая же команда их получит?

III. Итог игры

Подсчёт очков команд.

Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что -
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает математика!

- Что вам больше всего запомнилось из нашего занятия?

- Что больше всего понравилось?

Вручение математических призов победителям и поощрительных призов участникам (красочные логические задания на карточках)