Повторительно-обобщающий урок по теме "Электродинамика"

Разделы: Физика


Продолжительность занятия: 80 мин

Цели:

  • Образовательные: повторить и обобщить разделы: "Электростатика", "Законы постоянного тока", "Электрический ток в различных средах", "Магнитное поле", "Электромагнитная индукция".
  • Развивающие: совершенствовать познавательные умения: анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные: совершенствовать работу в группах, продолжить формирование у учащихся правильного восприятия мира, интереса к изучаемому предмету, понятия о познаваемости мира, значения эксперимента в научном познании,

Оснащённость:

  • компьютер;
  • презентация "Электродинамика (повторение)";
  • конденсатор переменной и постоянной ёмкости;
  • генератор переменного тока;
  • трансформатор;
  • источники постоянного тока - 6 шт.;
  • резисторы - 6 шт.;
  • витки провода на гибких проводах - 2 шт.;
  • штативы - 2 шт.;
  • вольтметры - 3 шт.;
  • амперметры - 3 шт.;
  • соединительные провода;
  • гальванометр;
  • дроссельная катушка;
  • постоянные магниты - 3 шт.;
  • ключ для размыкания цепи - 5 шт.;
  • электрометр, дидактический материал.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Вид урока: Урок - соревнование.

Методическая цель: применение компьютерных технологий при проведении повторительно-обобщающего урока.

Ход урока

Постановка цели и мотивация

Презентация.

Учитель сообщает тему урока и нацеливает на урок, цитируя слова Артура Конан Дойла: "Человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть невозможно. Его выводы будут безошибочны, как теорема Эвклида" <Презентация, слайды 1 - 3 >.

Вместе с учащимися вспоминает правила по технике безопасности при работе с электрооборудованием и задачи повторительно-обобщающего урока.

Актуализация опорных знаний.

В качестве разминки учащимся предлагается заполнить таблицу "Физические величины" <Приложение 1> в течение 5 мин после заполнения производится проверка правильности заполнения таблицы с использованием слайдов презентации <Презентация, слайды 4 - 15>.

Соревнование.

Учитель сообщает, что повторение темы "Электродинамика" будет происходить в форме соревнования, знакомит учащихся с правилами проведения соревнования, таблицей <Приложение 2> (переход к таблице результатов осуществляется нажатием кнопки со стрелкой на слайде <Презентация, слайд 16>), в которую будут заноситься баллы, полученные в каждом конкурсе, класс делится на 3 команды (по рядам), учащиеся выбирают капитанов команд.

а) Конкурс 1 "Орешек знаний" <Презентация, слайд 16>

Каждой из команд предлагается расколоть по орешку знаний и узнать, что он скрывает. Для этого им необходимо ответить на 3 вопроса. Вопросы высвечиваются на экране и в распечатанном виде находятся на партах <Приложение 3>. Изображение орешка на листе, крепится к доске магнитами.

Орешек № 1 <Презентация, слайды 17>

В чём заключается явление электромагнитной индукции?

От чего зависит величина индукционного тока?

Что произойдёт с кольцом на гибких проводах из проводящего материала, если к нему подносить магнит? Удалять его?

При ответе на третий вопрос, когда возникают затруднения при ответе на него или при проверке правильности ответа учащегося, используется модель наблюдаемого процесса, на компьютерных слайдах <Презентация, слайды 18 - 22>.

После того как орешек расколот учитель переворачивает его изображение и показывает фамилию учёного, скрывавшегося под ним - Майкл Фарадей. Учащиеся вспоминают его основное открытие, относящееся к разделу "Электродинамика" (электромагнитная индукция), а на экране в это время портрет ученого <Презентация, слайд 23>.

Орешек № 2 <Презентация, слайд 24>

  • Что является источником магнитного поля?
  • Как можно обнаружить магнитное поле?
  • Как взаимодействуют параллельные проводники, по которым течёт ток одного направления? Разного?

При ответе на третий вопрос, когда возникают затруднения при ответе на него или при проверке правильности ответа учащегося, используется модель наблюдаемого процесса, на компьютерных слайдах <Презентация, слайды 25,26>.

После того как орешек расколот учитель переворачивает его изображение и показывает фамилию учёного - Христиана Эрстеда, скрывавшегося под ним. Учащиеся вспоминают его основное открытие, относящееся к разделу "Электродинамика" (магнитное поле), а на экране в это время портрет ученого <Презентация, слайд 27>.

Орешек № 3 <Презентация, слайды 28>

1. Объясните механизм процесса электризации.

2. Какие частицы являются носителями элементарного положительного заряда? Отрицательного заряда?

3. Изменится ли сила взаимодействия электрических зарядов, если расстояние между ними увеличить в 2 раза?

При ответе на первый вопрос, когда возникают затруднения при ответе на него или при проверке правильности ответа учащегося, используется модель наблюдаемого процесса, на компьютерных слайдах <Презентация, слайды 29,30>.

После того как орешек расколот учитель переворачивает его изображение и показывает фамилию учёного - Шарля Кулона, скрывавшегося под ним. Учащиеся вспоминают его основное открытие, относящееся к разделу "Электродинамика" (измерение силы взаимодействия зарядов), а на экране в это время портрет ученого. <Презентация, слайд 31>

За полный правильный ответ на вопрос команда получает 2 балла, за неполный 1 балл, если команда затрудняется ответить, право ответа и полученные баллы переходят соперникам. После завершения конкурса, заработанные командами баллы, заносятся в таблицу результатов соревнования (переход к таблице результатов осуществляется нажатием кнопки со стрелкой на слайде <Презентация, слайд 31>). <Приложение 2>

б) Конкурс 2 "Вопросы в картинках" <Презентация, слайд 32>

Учащиеся отвечают на вопросы, появляющиеся на экране телевизора <Презентация, слайды 33 - 38>. Правильный ответ высвечивается на экране. Право ответа получают учащиеся первыми поднявшие руку, в случае правильного ответа их команде добавляется 1 балл.

Итоги конкурса заносятся в таблицу результатов (переход к таблице результатов осуществляется нажатием кнопки со стрелкой на слайде <Презентация, слайд 38>), в которой после суммирования баллов наглядно видно, какая команда впереди.

в) Конкурс 3 "Теоретики" <Презентация, слайды 39>

Учащимся предлагается ответить на вопросы, используя, представленные на учительском столе приборы. <Презентация, слайды 40 - 45>

Право ответа получают учащиеся первыми поднявшие руку, в случае правильного ответа их команде добавляется 2 балла.

Итоги конкурса заносятся в таблицу результатов, в которой после суммирования баллов наглядно видно, какая команда впереди (переход к таблице результатов осуществляется нажатием кнопки со стрелкой на слайде <Презентация, слайд 45>). <Приложение 2>

г) Конкурс 4 "Практики" <Презентация, слайд 46>

По 2 человека от команды собирают на столах с оборудованием электрическую цепь, доставшуюся её при жеребьёвке, и рассчитывают общее сопротивление участка цепи, расчёты выполняют на доске. Остальные решают задачи на нахождение общего сопротивления участка цепи и силы тока, находящиеся в распечатанном виде на партах. <Приложение 3>

Учащиеся могут заработать своей команде 3 балла, за правильно собранную цепь и выполненные расчеты, и по 1 баллу за каждую правильно решённую задачу, если все участники команды решили по три задачи им добавляется ещё 3 балла.

После этого конкурса учитель организует проверку, решённых задач <Презентация, слайды 47 - 49> (правильный ответ появляется на слайде) и подведение итогов соревнования, используя таблицу результатов (переход к таблице результатов осуществляется нажатием кнопки со стрелкой на слайде <Презентация, слайд 49>) . <Приложение 2>

IV. Контроль усвоения темы

Проверку усвоения темы учитель проводит с помощью теста "Электродинамика (повторение)" <Приложение 4> вопросы, которого составлены в 2-х вариантах.

V. Итог

Учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока, учитель сообщает и комментирует оценки, полученные за урок.

VI. Рефлексия

После подведения итогов урока учащимся предлагается ответить на вопросы рефлексии, оценив свою работу на уроке и сам урок. <Приложение 5>