Стили речи. Официально-деловой стиль (9-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Организационная информация

Тема урока

Стили речи. Официально-деловой стиль на примере исторического документа Жалованная грамота царя Ивана IV Грозного.

Предмет

Русский язык.

Класс

9 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Сабурова Галина Леонидовна учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение

МОУ»Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»

Республика/край, город/поселение

Пермский край Ильинский район поселок Ильинский

Методическая информация

Тип урока

Урок применения  знаний и умений

Цели урока

1. Систематизация сведений о стилях речи, когда и для чего он используется, какие языковые средства отбираются для достижения цели.

2. Формирование духовной культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи урока

Воспитательная:

  1. Создать эмоционально-психологический настрой, способствующий успешному восприятию учебной прграммы, активному участию детей в проведении занятия.
  2. Прививать учащимся любовь к родному краю,формировать толерантное,кважительное отношение к форме речи и ее носителям.

Обучающая:

  1. Определить уровень базовой подготовки учащихся через выполнение индивидуальных  и групповых заданий.
  2. Дать представление об особенностях языка исторического документа.
  3. Развивать умение читать и понимать данный текст.

Развивающая:

  1. Расширить кругозор подростка.
  2. Сформировать у детей желание узнаватьновое.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

  1. Умение синтезировать, сжимать и обобщать информацию.
  2. Умение анализировать, что способствует формированию интеллектуальной ответственности.
  3. Умение находить главное.
  4. Формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, настенный экран, карточки красного и синего цвета.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

«Язык что одежда», – говорит некий английский  лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку, которая вполне хороша для черной работы в саду. (фрагмент из книги К.И.Чуковского)

Продолжите рассуждения писателя, докажите правомерность сравнения языка с одеждой, используя знания по стилистике.

Ход и содержание урока

1. Орг. момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Повторение ранее полученных знаний.

Работа с таблицей «Стили речи». Повторение ранее полученных знаний. (Приложение 1)

Работа с таблицей «Стили речи». (Приложение 1)

4. Рассказ педагога о подлинном историческом документе хранящемся в фондах Ильинского краеведческого музея – Жалованная грамота царя Ивана IV Грозного

5. Просмотр слайдов (Приложение 1)

  • иллюстрация С.В.Иванова
  • фото Грамота
  • фото Печать Грамоты

6. Просмотр Фрагмента Жалованной грамоты царя Ивана IV Грозного (рукописная копия).

7. Сообщение ученика о значении старославянского языка.

8. Просмотр и чтение грамоты в современной транскрипции.

9. Работа со словарем устаревших слов.

10. Работа с текстом Грамоты (раздаточный материал на каждого ученика). Нахождение доказательств принадлежности грамоты к официально-деловому стилю (форма и вид речи, сфера общения, функция, жанры, особенности стиля, языковые средства) (Подчеркнуть карандашом).

11. Фронтальный опрос.

12. Вывод.

13. Заключение.

14. Проверка в Интернете о нахождении грамоты в Ильинском краеведческом музее.

15. Рефлексия.

Проверка и оценивание ЗУН учеников

Накопление учащимися положительного опыта и ощутимых результатов, материализованных в продукты их интеллектуальной деятельности

Проверка раздаточного материала

Опрос в течение урока.

Рефлексия деятельности на уроке

Карточка красного цвета – «Прекрасное настроение, с заданием справились»

Карточка синего цвета – «Хорошее настроение, но»

Домашнее задание

1. Письменное объяснение  рассуждения писателя К.И.Чуковского

2. Творческое задание на выбор:

  • работа в фондах краеведческого музея с историческими документами (челобитная, прошения)
  • Подобрать тексты официально-делового стиля на печатном материале нашего времени.

Дополнительная необходимая информация

 

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

  1. Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены.Издательство»Легион». Ростов-на-Дону. 2007.
  2. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской, доктора филологических наук П.А. Леканта. Москва. Издательский дом «Дрофа». 1999.
  3. Жалованная грамота царя Ивана IV Грозного в современной транскрипции перевода  Алексея Володина.
  4. Фрагмент Жалованной грамоты царя Ивана IV Грозного (рукописная копия).
  5. Словарь устаревших слов.
  6. Иллюстрация С.В. Иванова «Великий государь, царь и самодержец всея Руси.
  7. Фото Жалованная грамота царя Ивана IV Грозного.
  8. Фото Печать Жалованной грамоты царя Ивана IV Грозного.
  9. Книга «Ильинский. Страницы истории. Пермь. 2004.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Позволяет работать мобильно с известной и новой информацией, овладевать исследовательским опытом.

Именно через исследование формируется культура умственного труда учащихся. Они становятся участниками научного поиска, учатся идти от простого наблюдения к анализу фактов.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Работа с таблицей» Стили речи»

Другое