Русский язык. Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему "Курить или не курить?" (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

1) подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения, дальнейшее формирование знаний о структуре сочинения-рассуждения;

2) развитие устной и письменной речи, мышления обучающихся;

3) формирование навыков здорового образа жизни среди учащихся.

Оборудование:

1. Слайды о вреде курения.

2. Слайд о структуре текста-рассуждения.

3. У каждого ученика памятка о структуре рассуждения, о способах формулировки аргументации и выводов.

ХОД УРОКА

І. Оргмомент. Нацеливание.

- Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока.

Тема нашего сегодняшнего урока “Курить или не курить?”

Сегодня мы поговорим о вреде сигареты и ее мнимой привлекательности.

- Как вы считаете, актуальна ли выбранная тема? (Ответы учащихся)

- Что мы можем узнать в ходе обсуждения и нужно ли работать над этой темой? (Постановка целей урока)

- Курить или не курить? (Слайд 1, 2. Презентация) Конечно, каждый из вас ответит, что курить вредно. Но запретный плод все время тянет к себе, и возрастная планка курильщиков опустилась уже до начальной школы!

- Мы подготовимся к написанию сочинения – рассуждения, а напишите вы его дома (запись в тетради даты и темы).

ІІ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1. Словарная работа.

- Прежде чем мы будем работать над структурой текста-рассуждения, давайте вспомним орфографию: разберите по составу слово “рассуждение” и обозначьте в нем все орфограммы (один ученик у доски, остальные в тетради.)

Итак, вы верно обозначили корень в слове и нашли вариант этой морфемы – корень “суд”, значит, сегодня мы будем судить, рассуждать, выяснять, чья точка зрения верна. А чья может быть подвержена сомнению.

2. Структура текста-рассуждения.

- Вспомним, как строится текст-рассуждение? (Ответы: тезис, аргументы, вывод). Слайд 3. таблица 1

- Что такое тезис?

- Что представляет собой 2-я часть рассуждения (должно быть не менее 2-х аргументов).

- Что нужно отразить в выводе?

3. Создание шаблона текста.

Мы вспомним структуру текста – рассуждения и речевые конструкции, которые вы сможете использовать при создании текста. С чего начнем создание текста? (Нужно сформулировать тезис)

- Вопрос “Курить или не курить?” может иметь 2 варианта ответа. (Прикрепляются таблички “курить”, “не курить” каждый из ответов может быть тезисом)

Попробуем сформулировать оба варианта. Посмотрим, какую речевую конструкцию мы можем использовать (На слайде 4: Я считаю…знаю…, уверен …, не сомневаюсь … , что …)

- Как сформулировать тезис тем, кто считает, что лучше “не курить” (ответы) – запись в тетради.

- Как сформулировать тезис тем, кто, зная о вреде курения, все же стал рабом пагубной привычки (ответы) – запись в тетради. (Я уверен, что курение вредно для здоровья… Я знаю о вреде курения, но считаю что иногда сигарета…)

- У вас уже есть тезис, теперь ваше утверждение нужно аргументировать (начертить таблицу в тетради “курить/не курить”), (2 учащихся у доски будут записывать) (“перекрестный огонь”).

4. Работа по таблицам “Речевые обороты”.

Таблица 2
(данная таблица у каждого ученика)

- Давайте посмотрим, какие речевые конструкции можно использовать при составлении аргументации? (Повторение правил об обособлении вводных слов и знаков препинания в СП)

НЕ КУРИТЬ КУРИТЬ
+ выгляжу молодо и привлекательно + выгляжу взрослее
+ сохраню здоровье своего организма + легко завожу знакомства
+ имею здоровый цвет кожи + считаю себя “крутым”
+ не наношу вред близким + чувствую себя свободно, раскрепощенно
+ могу родить здоровое поколение  
+ не сокращаю жизнь  
+ на сэкономленные деньги могут купить …  
+ не загрязняю воздух  

Таблица нам ярко продемонстрировала, что лучше не курить. А теперь давайте подумаем, на какие “минусы” мы можем указать тем, кто стал “рабом сигареты”. (Ответы: нужно скрывать запах от одежды; прятать пачки; имеет тусклый цвет кожи, запах изо рта, постоянный налет на зубах, не говоря о вреде своему организму)

Таблица 3.

- Посмотрим, какие речевые конструкции мы можем использовать при оформлении вывода.

- Что могут сказать о курении люди, считающие, что курение – вредно.

- Что могут сказать те, которых сигарета привлекает. (Составление таблицы, её учащиеся записывают в тетрадь).

5. Физминутка “Гимнастика для легких: дыши правильно”.

6. Беседа о вреде табака.

А теперь давайте посмотрим фильм о вреде курения (слайды и слово учителя)

О том, что курение является вредным для здоровья, знают почти все, даже дети. Однако, в силу того, что неприятности и опасности, связанные с курением, как бы отсрочены во времени, каждый курильщик думает, что они его не коснутся, и он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно поразят его через 10-20 лет (а начавших курить в детском возрасте - еще раньше).

Вы уже сами сказали, что сигареты отнимают часть расходов (слайд 5) вроде бы незначительных, но сумма потраченных в течение 15 лет денег на сигареты равна цене хорошего автомобиля.

Посмотрим, что внутри сигареты… (слайды 6)

Кроме названных химических веществ в состав сигареты входят аммиак, синильная кислота, формальдегид.

Сигарета наносит первый удар на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, что приводит к закупорке сосудов (слайд 7). А это ротовая полость курильщика со стажем (слайд 8). Это легкие никогда не курившего человека (слайд 9), это то, что с ними происходит после 20 лет “сигаретного рабства” (слайд 10).

По подсчетам ученых курильщик из-за своей пагубной привычки теряет 8 лет жизни (слайд 11).

Стоит ли продолжать? (Слайды 12, 13)

- Что вы знаете об отношении человечества к курению в прошлые времена?

- Какова политика нашего государства по отношению к курению (ответы: запрет рекламы табака; запрет продажи товара поштучно; запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним; пропаганда ЗОЖ; принят закон о том, что с 2010 года 50% площади сигаретной упаковки должна сообщать о вреде курения; ВОЗ объявила 18 ноября Днем Некурения).

7. Притча.

Мне хочется рассказать вам одну притчу. (Учащиеся слушают притчу)

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее средство и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: “Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!”

Подошел мудрый старей, сказал:

- Этот “божественный лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

Купцы с радостью посмотрели на него.

- Ты прав, о мудрый старец!- сказали они. - Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “божественного листа”?

И мудрец пояснил:

- Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять. А вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

Отошли люди от купцов, задумавшись…

Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья зависит во многом от вас самих.

III. Домашняя работа. Итоги. Оценивание.

Напомню, что вам дома нужно написать сочинение – рассуждение на предложенную тему.

Сегодня на уроке мы много сравнивали, сопоставляли, делали выбор. Дело в том, что человек очень отличается от всего, созданного на Земле именно тем, что он постоянно должен выбирать, и от его выбора зависит судьба, причем не только одного человека. Нужно очень обдуманно принимать решения и не отказываться от советов взрослых, не рекомендующих, например, долго сидеть за компьютером, смотреть некоторые фильмы, тем более что они могут негативно воздействовать на психику; ну и, конечно же, не торопиться стать заложником вредных привычек. А для этого нужно знать, что всегда можно найти альтернативу.

Когда вы будете писать сочинение, помните то, что сказал когда-то М. Горький: “Прежде, чем писать, подумай, о чем писать, как писать и для чего” (слайд 14). Мне хочется, чтобы вы запомнили, о чем мы сегодня говорили, как важно в жизни сделать правильный выбор, и для чего вам дана жизнь, уж точно не для того, чтобы сделать ее короче.

Спасибо за урок.

Таблица 2.
Аргументация

Вводные конструкции Союзы, союзные слова Речевые обороты

Во-первых,

во-вторых,

по-моему,

например,

видимо,

скорее всего,

как мне кажется,

на мой взгляд,

по моему убеждению.

Так как,

в результате чего,

потому что,

поскольку,

благодаря тому что,

если,

хотя,

несмотря на…

Причина состоит в следующем…

Укажем на причины…

Это объясняется тем, что…

Это зависит от…

Это связано с тем, что…

Допустим, что…

Попытаемся разобраться…

Таблица 3. Выводы

Вводные конструкции Союзы Речевые обороты

Таким образом,

Следовательно,

Итак,

… , т ак как…

… , поскольку…

Из этого следует, что…

Я уверен (а) в том, что…

Получается, что…

Мне хочется сделать вывод о том, что…

Я могу с уверенностью сказать, что…