Ученическое самоуправление. Актуальность и проблемы

Разделы: Администрирование школы


Зачем нужно ученическое самоуправление?

Достаточно много на страницах сайта рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие руководители школ не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.

Главные особенности нашего ученического управления заключаются в том, что мы строим его на демократической основе и модель наша построена на основе сетевой модели обучения.

Мы все понимаем, что для успешной деятельности необходимо быть единой командой, где каждый нацелен на общий успех, способен работать на общий результат. Если вспомнить легендарного короля Артура и рыцарей Круглого стола, то пока они «работали командой», государство процветало, а жители его были защищены. И мы хотим, чтобы наше школьное государство процветало всегда и жители его были всегда защищены. Но объединить в творческое единое целое учащихся близ лежащих школ – задача не из лёгких. Наша школа стоит на границе Татарского района с Венгеровским и Чановским районами, и ближайшая к нам школа находится в 25-ти километрах. Именно поэтому педагогический коллектив школы не однозначно принял инициативу ученического самоуправления наладить тесную взаимосвязь с ученическими самоуправлениями соседних школ. Но, благодаря поддержке администрации школы, школьники получили возможность не только познакомиться поближе с учениками других школ, но и проводить совместные внеклассные мероприятия, конференции, сборы, слёты… Конечно, наша модель далеко несовершенна, но надо учесть, что организована она была только в сентябре 2007 года. Преимущества и результаты налицо: расширенный круг знакомств (тем более в условиях отдалённого села); совместное проведение мероприятий, слётов, конференций с выездами в соседние сёла; обмен опытом в организации системы самоуправления, оформлении школы; высокий уровень обученности и воспитанности школьников, так как стимул очень высок. Не надо забывать и нормативной стороне дела.

Надо сказать, что на нашу инициативу поначалу соседние школы откликнулись не сразу – может быть потому, что не поверили в положительный исход дела.

И вот, в 2009 году ученики нашей школы принимали участие во всероссийском конкурсе ученического самоуправления от федерального центра гражданского образования и получили диплом лауреата, а в июле 2009 года как победители приняли участие в молодёжном форуме в г.Байкальске на озере Байкал.

Как было сказано выше, только работа в команде может дать положительный результат и мы смогли привлечь к себе внимание и организовать команду из ученических самоуправлений школ округа. Только настойчивость, упорство, доверие к педагогам, сверстникам позволило нам украсить и разнообразить нашу жизнь.

Для примера можем привести мероприятие, организацию и проведение которого организовало наше самоуправление. 27 апреля был всемирный день танца, и к этому дню общим ученическим самоуправлением (в округе 5 школ) мы решили провести праздник танца: составили программу, распределили обязанности ученических самоуправлений пяти школ округа; администрация школ организовала подвоз учащихся; договорились с помещением сельского дома культуры и т.п. Результат – великолепный праздник, который смогли посмотреть не только школьники, но и жители села, представители сельских администраций сёл, которые отметили положительную тенденцию подобных мероприятий.

Конечно, трудностей много: удалённость населённых пунктов (в условиях города данную проблему решить гораздо проще); проблемы с транспортом, бензином и т.д. Как бы удивительно это ни звучало, но родители всецело поддержали нашу идею. А когда имеешь поддержку администрации школы и родительского комитета, можно добиться многого.

Мы думаем, что, расширяя круг общения, мы получаем богатейший бесценный опыт. В современном техническом мире не составляет труда завести знакомства, не выходя из дома, через сайты школ узнать об опыте работы ученического самоуправления, но мы твёрдо уверены, что ничто не заменит живого общения. В дальнейшем мы планируем наладить связь со школами соседних районов Новосибирской области. Планы, конечно, далеко идущие, но мы приложим максимум усилий. Нам очень интересно, как живут наши «соседи», думаем – им тоже!

Наша школьная модель ученического самоуправления

Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Но как организовать это самоуправление? Чтобы привлечь и заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.

С чем это связано?

Школа удалена от сфер социального обслуживания. 60% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?

На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ. Но самостоятельно без помощи ребят этот ответ найти невозможно, поэтому все мы в школе одна семья, и каждый должен прислушиваться друг к другу и самое главное педагог не должен подавить желание ребят к какому либо делу. Поэтому как и во всех школах мы большое внимание уделяем ученическому самоуправлению.

С чего все начиналось?

С вопросов: что это такое, с чего и как начать и, вообще, нужно ли нам самоуправление, а тем более учеников, и нужно ли оно им.

Изучив все возможные модели ученического самоуправления, выбрали наиболее подходящие непосредственно для нашей школы, учитывая все ее особенности. Затем последовала, как это ни странно, работа с педагогами и классными руководителями, прежде всего, разъяснительная, а затем исследовательская. Следующим стало диагностирование проблемы с целью изучения мнения учащихся, родителей, педагогов через анкеты, опросы, почту мнений и предложений об их видении ученического самоуправления.

Затем перед нами стали постепенно вырисовываться наиболее животрепещущие проблемы, которые поставившие перед нами ряд вопросов:

  • какие из этих проблемы можно решить с помощью ученического самоуправления?
  • какую из моделей выбрать?
  • как помочь в создании самоуправления?

 Для решения этих вопросов необходимо совместное планирование, то есть общее собрание педагогов, учащихся и родителей в ходе, которого определяется:

  • название.
  • для чего будет создаваться – организация совместной деятельности, сотрудничества и общения, возникающего на их основе.
  • что произойдет после осуществления – самоорганизация учащихся на основе собственных интересов и потребностей.
  • цель – стремление к саморазвитию и самореализации личности
  • задачи: определение структуры самоуправления, порядка формирования, функций органов самоуправления; содержания работы (направления, этапы); права, обязанности и ответственность участников; формы и способы фиксирования результатов.
  • имеющиеся ресурсы: материальные, организационные.
  • предполагаемые трудности, пути их решения:

Во-первых, ориентироваться необходимо на конкретного ребенка, а не на абстрактные и во многом противоречиво толкуемые качества, так как они в соответствии с принципом природосообразности не привносятся извне, а формируются на основе врожденных способностей.

Во-вторых, ориентироваться не на «заказ», а на реальные потребности и в том числе, конечно же, на потребности самих ребят, так как самоуправление – это творческое взаимодействие, а не воздействие одного на другого.

В-третьих, отказаться от навязывания бесконечных шаблонов и стереотипов, ведь человек развивается разносторонне, а значит, единых путей и истин преподноситься не должно: они сковывают инициативу, лишают самостоятельности и поиска. Образцы хороши как средство, но не как цель воспитания.

В-четвертых, нужен не педагогический диктат, а педагогическая поддержка, помогающая самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию.

В-пятых, важен не только результат, но и процесс работы.

На дальнейшем этапе осуществлялась система мер по созданию самоуправления, которая состояла из разных мероприятий с общей целью – сплочение коллектива, выявление лидеров, мотивация активной самостоятельной деятельности учащихся.

Следующим этапом стало обсуждение в классных коллективах кандидатур на пост главы ученического самоуправления – президента школьного самоуправления. Еще в период совместного планирования было принято решение о том, что на эту должность можно выдвигать кандидатуры учащихся 9 – 11 классов. Список всех кандидатов был доведен до всеобщего сведения.

Дальнейший этап формирования органов самоуправления опять начинался с классных коллективов. В них происходила организация внутриклассного самоуправления по типу общешкольного. В классе избирался из предложенных детьми кандидатур (староста) класса, а также заведующие секторами, которые входили в соответствующий комитет в самоуправлении на уровне школы. Из заведующих формировался состав определенного комитета, а потом из своего числа ребята выбирали председателя комитета. Таким образом, структура самоуправления выглядит следующим образом:

СОВЕТ ПРЕЗИДЕНТОВ (президенты школ округа) – общение чаще происходит через мировую сеть Интернет

СОВЕТА ДОСУГА

 

ПРЕДСЕДАТЕЛИ

СОВЕТ ПО СПОРТУ И ТУРИЗМУ

СОВЕТ ПО ТРУДУ И ЧС

СОВЕТ ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ
 
 

КУРАТОРЫ И КОНСУЛЬТАНТЫ

 

 

КЛАССНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

 (СТАРОСТЫ)

СЕКТОР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕН
НОСТЬЮ

НАУЧНЫЙ СЕКТОР

КУЛЬТУРНЫЙ СЕКТОР

ШЕФСКИЙ СЕКТОР

СЕКТОР ЗДРАВООХРА
НЕНИЯ И СПОРТА

СЕКТОР БЛАГО
УСТРОЙСТВА И ПОРЯДКА

УЧАЩИЕСЯ

Функции органов самоуправления делятся на общие и особенные. Особенные зависят от направления деятельности:

  • ПРЕЗИДЕНТ
  1. Помощь в проведении предметных недель.
  2. Помощь в организации и проведении школьных олимпиад.
  3. Отчёт об успеваемости классов (по неделям).
  • СОВЕТ ДОСУГА . Помощь в организации и проведении концертов, праздников, литературно-музыкальных гостиных, дискотек.
  • СОВЕТ ПО СПОРТУ И ТУРИЗМУ
  1. Помощь в организации соревнований по различным видам спорта;
  2. Помощь в организации походов;
  3. Помощь в выявлении лучших спортсменов и их награждение;
  4. Помощь в проведении предметных недель;
  5. Организация и проведение серии игр на первенство школы;
  6. Сбор пожеланий учащихся о возможных экскурсиях и походах.
  • СОВЕТ ПО ТРУДУ И ЧС
  1. Организация уборки школы и пришкольной территории, организация летней трудовой практики.
  2. Обеспечение дисциплины и контроль за безопасностью во время проведения культурно-массовых мероприятий.

Вице-президент выполняет функции секретаря, фиксирует результаты деятельности органов самоуправления и замещает президента в случае его отсутствия. Президент представляет ученическое самоуправление, координирует работу органов самоуправления, председательствует на совместных заседаниях органов самоуправления. Самоуправление в классах во многом повторяет общешкольное самоуправление, но отличие в объеме и масштабах работы, кроме того, ребята часто планируют и проводят мероприятия, работу, которая интересна конкретно этому классу.
Овладение общими функциями самоуправления потребовало учебы и накопления опыта, пока не превратилось в цикличную систему работы: приложение 1.

За время существования школьного самоуправления ребята пришли именно к той модели, которая наиболее полно отражает их потребности. Прежде всего, ребята пришли к тем нормам, правилам, ценностям, которые они смогли сами понять и сформулировать после неоднократных ошибок и неудач в своей работе:

  • Отсутствие приказов – только просьбы и предложения, которые могут быть обсуждены;
  • Самоорганизация – не ждать, когда кто-нибудь организует, назначит, а самим организоваться;
  • Взращивание инициатив снизу – предложения должны исходить от учащихся, а не навязываться им педагогами, родителями;
  • Подчиненность самоуправления школьному сообществу – все органы самоуправления подчиняются только тем, кто их выбрал и ради кого собственно существует самоуправление;
  • Учет мнения меньшинства – если не удается найти компромисс и решение принимается не единогласно, необходимо учесть мнение тех, кто остался в меньшинстве;
  • Поиск согласия – безвыходных ситуаций не существует, всегда необходимо понять и принять позицию оппонента;
  • Сменность лидеров и занимаемых должностей – в любой момент можно поставить вопрос о снятии с занимаемой должности, но при этом нужно аргументировано доказать, что человек с этой должностью не справляется;
  • Ставить посильные задачи;
  • Не отказываться от помощи педагогов и родителей;

Принятие решения сопровождается всегда обсуждением, часто очень бурным, за которым следует открытое голосование, при равенстве голосов право решающего голоса у президента, хотя следует отметить, что никто ни разу им не воспользовался - такое решение рассматривается дальше до достижения согласия.

Безусловно, в школе существовали свои сложившиеся традиции, но с началом функционирования самоуправления их число увеличилось, и для последующих органов самоуправления остается лишь одна проблема – внести в жизнь учащихся что-то, что могло бы в последствии превратиться в традицию. В течение всего учебного года проходит конкурс «Лучший класс» среди 5-11 классов на одноименном стенде отмечается участие и вклад каждого класса в жизнь школы, итоги подводятся каждую неделю и класс занявший первое место по дисциплине, учёбе, творчеству получает переходящий кубок. Ребята активно участвуют во всех проводимых мероприятиях, на протяжении двух лет они приглашают и организовывают мероприятия для учащихся из соседних школ. Из числа проводимых мероприятий наибольшей популярностью пользуются: смотр строя и песни, «Зарница», спортивные состязания, литературные вечера, День влюбленных и Новый год, 23 февраля, 8 марта, день смеха.

В настоящее время органы ученического самоуправления работают над рядом проблем: приложение 2.

Организация деятельности школьников по самосовершенствованию представляет создание условий для удовлетворения их желаний, потребностей саморазвития.

Общее для всех видов и форм деятельности ребят – это создание ситуаций, требующих от личности самостоятельного решения. Конкретные мотивы могут быть различными: кто-то хочет исправить недостаток, кому-то важно привлечь внимание к себе, кто-то сознательно стремиться ещё больше закалить волю, преодолевая страх или неуверенность, кому-то надо доказать себе или другим, что он всё может. Содержание деятельности определяется личностными идеалами и ценностями, потому она и может быть связана со стремлением одних самоутвердиться на пользу себе и людям.

Приложение 3. Положение об ученическом самоуправлении МОУ Красноярской СОШ.