Конспект урока русского языка в 10-м классе. Тема "Тихая моя Родина…" (Комплексный анализ текста как важный этап подготовки к ЕГЭ)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Продолжить работу по формированию орфографической, пунктуационной грамотности учащихся.
  • Провести комплексный анализ фрагмента текста художественного произведения (лексический, фонетический, морфологический, синтаксический уровни) и доказать, что разные уровни системы языка «работают» в комплексе над созданием художественного образа, участвуют в передаче смысла содержания текста.
  • Совершенствовать умения учащихся по написанию сочинений-рецензий на предложенный текст, в связи с чем повторить основные речеведческие понятия и художественно-выразительные средства языка.
  • Пробудить у учащихся потенциал языкового творчества, поиск собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств.
  • Расширить сведения учащихся о личности писателя 2 половины XX века В.А. Солоухине и его творчестве.
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Развивать критическое мышление.

Оборудование:

  • использование ИКТ;
  • тексты для работы;
  • портрет писателя В.А. Солоухина и его книги;
  • оформление доски (тема, эпиграф, опорные слова):
  • символ – предмет или слово, служащее условным обозначением какого- либо понятия, идеи, например, голубь  – символ мира, береза – символ России;
  • экзотика – причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев) отдаленных малоизвестных стран;
  • экзотическая Россия – причудливая, необыкновенная;
  • к черту на кулички – фразеологизм (очень далеко, в отдаленные, глухие места уезжать, отправляться);
  • тихая прелесть среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа;
  • колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенность цвета.

Эпиграф:

Куда ни вёл бы путь неблизкий,
К какому б дальнему огню,
Я в сердце образ материнский,
Я образ Родины храню.

В.А. Солоухин

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Объявление темы, целей урока. Постановка проблемного вопроса: «Почему в теме урока родина «тихая»?
Слово учителя: речь пойдет об уже известном вам писателе В.А. Солоухине и его произведениях. На прошлых уроках мы анализировали фрагменты из книг этого автора. Вспомните, пожалуйста, о чем текст «Росное утро» из рассказа «Капли росы» (1960 год)? Каким вые представили себе автора этого текста?

Примерный ответ ученика: это тонкий лирик, влюбленный в свою землю, которая была объектом его литературных исследований («Владимирские проселки», «Камешки на ладони», «Мед на хлебе» и другие); защитник исторических памятников, почитатель дедовских преданий. Одним из первых писатель выступил с призывом восстановить Оптину пустынь (ныне монастырь восстановлен). В этом, тогда еще недостроенном храме, В. Солоухин и был отпет в 1997 году перед его последним путешествием в родную землю, в село Олепино.

Учитель: это сообщение об авторе может послужить вариантом вступления к сочинению-рецензии.
Наследие  В. Солоухина – очерки, рассказы, лирические повести, стихи. Кстати, свою литературную деятельность В.А. Солоухин начал как поэт (чтение стихотворения «Дождь в степи»).

II. Чтение и запись темы урока, эпиграфа в тетрадь

Объяснение темы (предположения, касающиеся слова «тихая», подбор эпитетов –один ученик у доски).
На экране высвечиваются эпитеты к слову «тихая» – неброская, застенчивая, скромная, негромкая, спокойная.
Идет сопоставление с работой ученика. Эпитеты записываются в тетрадь.
Учитель: после анализа текста оставим из этого ряда эпитетов только те, которые раскрывают его смысл.
2-ой ученик работает с текстом эпиграфа: объясняет данную синтаксическую конструкцию, трудные орфограммы.
Задание классу: выписать из эпиграфа всевозможные словосочетания, определить способы связи слов.

III. Работа с текстом (перед его чтением знакомство с памяткой «4 этапа работы с текстом»)

  • «Познакомься» (общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение темы).
  • «Узнай» (основная мысль, стиль, тип речи, проблема)
  • «Изучи» (поиск «тайн» текста, осмысление, исследование, попытка восстановить пропущенную заключительную часть текста)
  • «Используй» (рефлексия, нахождение своих языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств, сопоставление прочитанного с тем, что уже известно по данной теме и проблеме, конструирование собственного текста).

Памятка высвечивается на экран.

«Погружение в текст». Учитель читает, а ученики слушают.

Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
И вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так, чтобы только отдельные блики солнца процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не навеет светлых чувств.
Что ж пальма! – под ней и лечь – то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
А может, и вся–то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
В.А. Солоухин «Владимирские проселки»
Выделенный фрагмент текста при  первичном прослушивании не читается. Ученики должны домыслить, сделать заключение о намерении автора, то есть определить идею текста. Через 3-4 минуты учитель просит ребят прочитать их «концовки» текста, затем идёт сопоставление с оригиналом, делается заключение: « Вы верно определили патриотическую идею данного текста: нужно любить свою родину такой, какая она есть, нужно вслушиваться, всматриваться в то, что тебя окружает».

IV. Информационная обработка текста (работа по рядам)

Задание для I ряда – определить тему текста (примерные ответы учащихся «Тихая прелесть среднерусского пейзажа», «Любимая земля», «А Россия все же лучше» и т.д.).
Учительский комментарий:  тема текста может быть вступлением к сочинению-рассуждению.
Задание для II ряда – определить стиль данного текста (художественно-публицистический, написан в исповедальной манере; в публицистическом стиле реализуются две функции языка: информативная и воздействующая).
Задание для III ряда – определить тип речи (текст начинается с ретроспективного повествования «Помню, бродили мы…» с целью ярко, выразительно познакомить читателя с темой последующего рассуждения). В тексте также присутствуют элементы описания («И вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево…»).
Определение уровней текста (групповая работа)

1 группа определяет лексический уровень текста (однородные члены при обобщающем слове; прием остроты; сравнение; риторическое восклицание; риторический вопрос; олицетворение; повтор однокоренных слов; гипербола; антитеза и др.);
2 группа определяет фонетический уровень (аллитерация; повторение глухих согласных ч, ш, х великолепно передает шелест листвы);
3 группа определяет морфологический уровень текста (глагол в форме повелительного наклонения используется для побуждения читателя к действию; качественные прилагательные создают конкретно-чувственный образ травы; частицы выполняют усилительную функцию; относительные прилагательные передают как зрительные, так и слуховые восприятия предмета);
4 группа определяет синтаксический уровень (односоставные, восклицательные, вопросительные предложения создают определенный ритмико-интонационный рисунок текста, передающий чувства автора, пафос статьи; различные СПП придают логичность изложению);
5 группа определяет орфографический уровень (объясняются трудные орфограммы);
6 группа определяет пунктуационный уровень (объясняются  пунктограммы).

ВЫВОД

Понимать информацию, содержащуюся в тексте, – значит, понимать и каждое слово в отдельности, и сочетание слов, и как движется мысль от одной микротемы к другой, и какая связь между предложениями. Выполнив комплексный анализ текста, мы увидели, как разные уровни системы языка работают «в комплексе над созданием художественного образа».

V. Стадия рефлексии

Ребята, вам предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Построение вступительной части сочинения обычно вызывает наибольшую трудность. Кроме темы, во вступительной части формулируется проблема (ы), которую (ые) поднимает или затрагивает автор исходного текста. Какова же проблема текста В. Солоухина?
Вступительную часть можно начать с лирического отступления, с цитаты, взятой из текста или из других источников. Сейчас прозвучит «Поэтическая антология», строки которой вы можете использовать в своих сочинениях.  («Поэтическая антология» высвечивается на экране)
Учащиеся выразительно читают следующие строки:

Тихая моя родина…
Ивы, река, соловьи.
Мать моя похоронена
В детские годы мои…
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл…

Н. Рубцов

Но там, где каждый шорох
что-то значит,
Все услыхать и разгадать сумей.
От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательнее к ней.

Н. Рыленков

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!

А. Блок

Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть.

П.А. Вяземский

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки и звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили бездонные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы

Н. Рыленков

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»

О Русь, малиновое поле,
О синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску

С. Есенин

Магнолия в белом уборе склоняла туманное тело,
И синее – синее море у берега бешено пело.
Но в яростном блеске природы мне снились московские рощи,
Где синее небо бледнее, растенья скромнее и проще…

Н. Заболоцкий

– Чьи строки созвучны тексту В. А. Солоухина?
– Как же понята тема урока? Эпиграф?
– Какова авторская позиция? Совпадает ли она с вашей?
– Обратимся к словам, записанным на доске. Дать определение им с помощью словаря (символ, экзотика, колорит и др.).
– Какую смысловую нагрузку несет слово тихая?

VI. Задание на дом: написать сочинение-рассуждение по тексту В. Солоухина.

Итоги урока. Выставление оценок.