Урок геометрии в 6-м классе "Сумма углов треугольника"

Разделы: Математика


Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
А.С.Пушкин

Цели:

  • образовательная: изучение и доказательство утверждения о сумме углов треугольника и формирование навыка его использования при нахождении неизвестных углов треугольника.
  • развивающая: развитие познавательного интереса к предмету через исследовательскую деятельность и практическую работу ученика; развитие наблюдательности, внимания.
  • воспитательная: воспитание у учащихся трудолюбия, взаимоуважения, чувства товарищества.

Тип урока: урок - объяснение нового материала.

Оборудование:

  • АРМ учителя; ИКТ - презентация Приложение 1.
  • Компьютеры для проверки знаний учащихся;
  • Геометрические инструменты: линейка, угольник, транспортир;
  • Плакаты по теме "Сумма углов треугольника";
  • Портрет Евклида;

Раздаточные материалы:

  • карточки для индивидуальной и групповой работы учащихся,
  • модели треугольников,
  • "Математика" рабочая тетрадь для 6 кл. Е.А.Бунимовича и др. к учебнику Г.В.Дорофеева "Математика",
  • "Математика" рабочая тетрадь для 6 кл. Э.Р.Нурка к учебнику "Математика. 6" Э.Р.Нурка и А.Э.Тельгмаа.

Ход урока

I. Введение

Приветствие, объявление темы урока.

Объявление целей урока.

II. Повторение ранее изученного материала

1) Треугольник

- Что за геометрическая фигура - треугольник? Как можно ее получить?

- Из каких слов образовано слово треугольник?

- Назовите элементы треугольника.

2) углы

- Какие бывают углы?

- Дайте определение острому, прямому, тупому и развернутому углу.

- Какой угол изображен на экране? Как он называется?

- Что можно сказать об образовавшихся при пересечении 2-х прямых a и b углах 1,2,3,4?

- Назовите пары смежных углов.

- Назовите пары вертикальных углов.

- Каким важным свойством обладают смежные углы?

- Каким важным свойством обладают вертикальные углы?

3) единицы углов

Об этом вы узнаете, разгадав ребус.

gradus (лат.) - шаг.

Вавилонские жрецы считали, что "солнце делает 180 шагов". Тогда путь за сутки равен "360 шагам". Круг стали делить на 360 частей.

Птолемей - греческий ученый (II век до н. э.) называл градусы "частями" и обозначал ч°,

минуты - ' (1/60 градуса)

секунды - " (1/60 минуты или 1/3600 градуса)

Современные знаки измерения углов ввел французский медик и математик Пелетье (1558г).

4) инструмент для измерения углов

Транспортир (transporto (лат.) "переношу") - инструменет для измерения и построения углов. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне.

Какой угол образуют стрелки часов?

5) виды треугольников

- Назовите виды треугольников по величине углов.

- Назовите вид треугольника с экрана.

III. Проект ученика "Египетские треугольники"

IV. Объяснение темы "Сумма углов треугольника"

Иногда случается необходимость знать: чему равен тот или иной угол треугольника.

- А чему равна сумма углов треугольника?

- А если нет под рукой транспортира?

В этом нам помогут свойства углов треугольника. Для ответа на этот вопрос проведем несколько исследований.

1) проведение исследований

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Задания по рядам:

- Нарисуйте треугольники: 1 ряд - остроугольный, 2 ряд - прямоугольный, 3 ряд - тупоугольный. С помощью транспортира измерьте величину каждого угла и вычислите сумму всех углов треугольника.

Представители каждого ряда работают у доски.

- Какие ответы получились?

- Сделайте вывод.

Проведем еще одно исследование с имеющимися моделями треугольников.

Выполните перегибания как показано на рисунке, убедитесь, что сумма углов треугольника равна развернутому углу.

 

- Сделайте вывод.

2) доказательство утверждения о сумме углов треугольника

В геометрии всякое утверждение требует доказательства.

Доказательство:

Будем поднимать прямую, содержащую сторону треугольника параллельно самой себе до тех пор, пока противоположная вершина не окажется на ней. Углы 1, 2, и 4 образуют развернутый угол. Углы 3 и 4 - вертикальные.

Вывод:

Сумма углов треугольника равна 180°.

Устный опрос по теме

Как найти один из углов треугольника, если известны два других?

Можно ли найти неизвестный угол треугольника, если дан только один угол?

Могут ли в треугольнике быть два прямых угла?

А два тупых угла?

Может ли угол, лежащий против основания равнобедренного треугольника быть тупым?

А углы при основании?

Как найти угол при основании равнобедренного треугольника, если известен угол, лежащий против основания?

А как найти угол при вершине равнобедренного треугольника, если известен угол при основании?

VI. Закрепление материала решением задач

1) устное решение заданий

Найдите неизвестные углы треугольника:

№1199(учебник)

Найдите углы треугольника

Физкультминутка

2) самостоятельная работа по карточкам со взаимопроверкой (№121, стр. 52, рабочая тетрадь к учебнику Э.Р.Нурка и А.Э.Тельгмаа)

Ответы:

1) СВА=36°

2)

СВА=40°

АСВ=78°

3)

САВ=24°

СВА=43°

АСВ=113°

Отметки:

  • 6 - "5"
  • 5 - "4"
  • 3,4 - "3"
  • 0,1,2 - "2"

3) самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой

Заполните таблицу и найдите соответствующую букву русского алфавита.

В результате получите имя древнегреческого ученого.

  1 2 3 4 5 6
А 25° 35°   135°   90°
В 75°   57°   60° 60°
С   35° 33° 90° 60°  

Таблица возможных ответов

Е 80° П 60° Т 100°
Р 40° В 110° М 70°
К 50° Д 30° К 35°
Н 45° Л - Б 35°
И 60° С 0° Г 85°

Евклид

Сообщение "Евклид и "Начала"

Евклид (3 в. до н. э) - древнегреческий математик

Жил в Александрии в. Главный труд "Начала" (15 книг), во время царствования в Египте Птолемея I Сотера.

Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда он призвал Евклида и попросил указать ему легкий путь к математике. "К геометрии нет царской дороги", - ответил ему ученый. Так в виде легенды дошло до нас это ставшее крылатым выражение.

"Начала" Евклида легли в основу современных учебников геометрии

Теорема о сумме углов треугольника описывается в "Началах".

4) работа в группах

Найди ошибку, предложи правильные варианты (работа в группах по карточкам)

 

5) работа в Рабочей тетради (№66, стр. 82, рабочая тетрадь к учебнику Г.В.Дорофеева и А.Ф.Шарыгина)

Найдите угол АDС

VII. Выводы

VIII. Домашнее задание:

  • Учебник: № 1198, 1200
  • Рабочая тетрадь: №№ 67, 68.

IX. Подведение итогов.

Презентация

Использованные ресурсы.

1) Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дрофеев, И, Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.; под редакцией Г. В. Дорофеева и И. Ф. Шарыгина. - М.: Просвещение, 2007.

2) Математика/Рабочая тетрадь 6 кл./ Е.А.Бунимович и др.. М.: Просвещение, 2007.

3) Математика: Тетрадь для 6 кл./Э.Р.Нурк - М.:Дрофа, 1997.

4) Наглядная геометрия.5-6 классы./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева - М.:Дрофа, 1999.

5) http://ru.wikipedia.org/wiki/Египетский_треугольник