Повторение. Орфография (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

дидактические: повторить понятие “орфограмма”, условия выбора орфограмм, их опознавательные приметы, закрепить умение обозначать орфограммы и условия их выбора.

воспитательные: повышение интереса к предмету, расширение кругозора.

развивающие: развитие самостоятельности у обучающихся.

Ход урока

I. Сообщение учителем цели урока.

II. Словарный диктант. 7 минут

В течение учебного года, вследствие пожара, обнаружили впоследствии, в течении реки, нигде не был, в следствии участвовал, не чувствуя холода, ни к чему не приспособленный, совсем не вспаханное поле, чтобы знали, я не мог не рисовать, потому что трудно.

- Назовите части речи.

- При написании каких словосочетаний вы испытывали затруднение?

III. Задания учащимся. 3 минуты

- Объясните, что такое орфограмма, какая разница между буквенными и небуквенными орфограммами, каковы опознавательные приметы орфограмм.

- При каких условиях возникает проблема выбора в написании букв, постановки дефиса, слитного или раздельного написания.

- Назовите орфограммы в записанном словарном диктанте. (Правописание производных предлогов, “не” и “ни” с разными частями речи, правописание союзов)

IV. Синтаксический разбор предложения. 8 минут

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. (В.Сухомлинский)

- Назовите союзы, графически объясните постановку знаков препинания.

- Чем отличаются встретившиеся союзы? Что связывает союз “если”? Что могут связывать союзы “и”, “или”?

- Объясните правописание орфограмм.

- Значение слова “невежда”.

V. Минутка орфоэпии. 2 минуты

Прочитайте правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго (словосочетания записаны на доске).

VI. Графический диктант. Взаимопроверка. 7 минуты

Учитель объясняет задание, раздает листочки (учащиеся проставляют цифры от 1 до 10), затем читает предложения, учащиеся ставят знаки “+”, “ - “ в соответствии с правописанием “не” с различными частями речи (слитно +, раздельно -).

Предложения для графического диктанта (Приложение 1).

VII. Физкультминутка. (Приложение 2). 5 минут

VIII. Шутливые лингвистические вопросы. (Приложение3). 8 минут

IX. Самостоятельная работа учащихся. (Приложение 4). 2 минуты

Работа с текстом, обозначение орфограмм.

Индивидуально-дифференцированная работа с сильными учащимися.

X. Выводы по уроку.

- Чем объясняются ошибки в правописании слов? (В незнании орфограмм, не совпадение произношения и написания слов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…(А.Пушкин.)
  2. … То вдруг куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. (И. Тургенев.)
  3. Ветер, совершенно не ощутимый снизу, иногда плавно проносил по небу белоснежные облака. (В.Катаев.)
  4. Немощеная, заросшая травой, чистая и тихая улица выходила прямо в поле и была снизана из маленьких, пестро окрашенных домиков. (М.Горький.)
  5. Жадно и неторопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен. (Л.Андреев.)
  6. Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы. (Л.Андреев.)
  7. Все вокруг было необыкновенно тихо. (В.Катаев.)
  8. Когда темную августовскую ночь проводишь у костра, невольно обращаешь внимание на обилие пылающих звезд. (А.Калецкий.)
  9. Солнце грело нежарко и каждый листик и травка насквозь светились под веселым лучом. (М.Прилежаев.)
  10. Необыкновенно суровы зимы в Якутии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Лобно-затылочная коррекция улучшает мозговое кровообращение. Сидеть с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. 1 минута.
  2. Медвежьи покачивания расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и галз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
  3. Поза дерева снимает статическое напряжение позвоночника. Руки плавно поднять вверх, потянуться всем телом. Удерживать позу 15–20 секунд. Можно выполнять стоя и сидя.
  4. Поза скручивания улучшает кровообращение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
  5. Гимнастика для глаз снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (Cосна)
  2. Какие два местоимения портят дороги? (Я-мы.)
  3. Какое слово состоит из половины букв? (Пол – к)
  4. Что находится между городом и селом? (И)
  5. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
  6. В каких словах растет ель? (Понедельник, картофель, мебель, учительница)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(В) воздухе душно, солнце (не) (мило) сердно припекает, а белая головенка сына всё качается и качается над ч.. рной пашней. А потом Вася накинул на плеч.. лукошко и пош..л разбрасывать зерна. (Из) далека (не) сразу и поймешь, кто кого несет, - то ли Вася лукошко, то ли лукошкоВасю. Домой они вернулись (за) темно. Дождь лил как из решета. Но Вася ничего (не) видел и (не) чу(?)ствовал. Всю дорогу он (бе..) пробудно спал, уткнувшись головою в колени отца.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

НАРЕЧИЕ

  1. Укажите неверное утверждение.
  2. А. Наречия могут обозначать признак признака, признак действия.

    Б. Наречия изменяются по числам.

    В. Наречия могут сочетаться с существительными.

    Г. В предложении наречия бывают сказуемыми.

  3. Найдите предложение, в котором наречие обозначает причину.
  4. А. За правое дело сражайся смело.

    Б. Сослепу я наткнулся на бурелом.

    В. Издалека доносилась песня.

    Г. Он нарочно испортил квартиру.

  5. В каком предложении выделенное слово – наречие?
  6. А. Солнце светит по-весеннему.

    Б. По весеннему небу плывут облака.

  7. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.
  8. А. Он слушал на уроке более внимательно.

    Б. Ты сделал работу лучше всех.

    В. Я стараюсь писать более красивее.

    Г. Мой брат рисует хуже меня.

  9. Укажите группу наречий, которые с не всегда пишутся слитно.
  10. а) несомненно, неумолчно, необдуманно;

    б) несомненно, неумолчно, необдуманно, непременно;

    в) невежливо, необдуманно, невнимательно;

    г) неумолчно, несомненно, непременно.

  11. Определите, как нужно писать не с наречиями в данных предложениях. 1.Солнце греет (не) по-весеннему жарко. 2. Это мне совсем (не)искренне, а фальшиво. Выберите правильный ответ.

А. Во всех случаях нужно писать раздельно.

Б. Во всех случаях нужно писать слитно.

В. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м – раздельно.

Г. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м – раздельно.

Д. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м – слитно.

Е. В 1-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м – слитно.