Урок-исследование "Условия прорастания семян"

Разделы: Биология


Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса  на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.

Внимательно слушают – думая
Наблюдают – думая
Читают – думая
Выполнят практические задания – думая.

1. По дидактической цели урок «Условия прорастания семян» – урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).

2. Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию об этом понятии.

3. Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

4. Главное в уроке – это совместный поиск истины.
Урок-исследование расширяет круг чтения учащихся, формирует умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к различным источникам и эксперименту, доказывать своё мнение, правильно строить речь.

5. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, в которые объединяются учащиеся на основе своих склонностей, интересов, способностей, психологических предпочтений. Каждой группе даётся задание, инструкция по выполнению эксперимента, алгоритм по которому необходимо подготовить отчёт. Группы проводят исследовательскую работу, благодаря чему осуществляется задача школы – научить учащихся добывать знания. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат.

Группа № 1.получила задание ответить на вопросы: Нужна для прорастания семян вода? Как поступает вода в семя?
Группа  № 2. получила задание ответить на вопрос: Нужен семенам кислород для прорастания?
Группа № 3.получила задание  определить как влияют температурные условия на прорастания семян.
Группа № 4 получила задание ответить на вопрос: Нужен для прорастания семян свет?
Группа № 5 получила задание определить всхожесть семян.  

6. На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы.
Урок ведёт учитель. Он ставит задачи, руководит обсуждением, подводит итоги.
Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя такой урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Цель: изучение условий прорастания семян.

Задачи:

  • познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростам проростков,
  • развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
  • обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником,
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян;
таблица «Прорастание семян», «Строение семени».

Тип урока: урок-исследование.

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник  для     общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Учитель: Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
– Какое строение имеет семя фасоли? (Тренажёр на интерактивной доске)
– Какое строение имеет зерновка пшеницы? (Тренажёр на интерактивной доске)
– Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
– Что такое семя?

II. Изучение нового материала

1. Учитель формулирует познавательную задачу.

Учитель: Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.

Видео «Прорастание семян пшеницы» 1С: Школа. Биология, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006.

Учитель: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. Вопросы растениям надо ставить так, чтобы они могли ответить кратко «да» или «нет». Отвечают они не словами, а своим ростом.

2. Условия прорастания семян. (Беседа по результатам опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, заложенных заранее.)

Учитель: Каждый из вас задал свой вопрос сменам фасоли, поместили семена в разные условия. Как же ответили семена на вопросы условий?
Заслушаем отчёт группы «Вода» (Приложение 1, слайды 3, 4, 5)

Ученик: Наша группа «Вода» в разговоре с растениями задала вопрос семенам: Нужна вам для прорастания вода?
Чтобы получить ответ мы взяли два стакана. На дно стаканов положили 10 семян фасоли. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй на дно налили немного воды. Через три дня в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян.

Ученик: Как поступает вода в семя?
Мы взяли 16 семян фасоли. У четырёх замазали пластилином микропиле, у четырёх рубчик, у четырёх всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогали и налили немного воды. Через четыре дня получили ответ на вопрос. Семена у которых замазали микропиле не набухли. Семена с замазанными рубчиками проросли. Семена, у которых замазали кожуру, но оставили открытыми рубчик и микропиле – проросли. Семена оставленные без изменения тоже проросли.

Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Учитель: Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды требуется в два раза меньше их массы, а для засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая часть от массы высеваемых зерновок.
Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое  состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они разжижаются и становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.

– Следующий вопрос семенам фасоли задаёт группа «Воздух» (Приложение 1, слайды 7, 8)

Ученик: группа «Воздух» задала вопрос семенам: Нужен семенам кислород для прорастания?
Чтобы получить ответ в два стакана поместили 10 семян фасоли. Первый стакан до краёв наполнили кипячённой охлаждённой водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в тёплое место. Через три дня в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане, наполненном водой, семена набухли, но не проросли. Здесь вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания.

Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.

Учитель: Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.

– Для продолжения разговора с семенами приглашаю группу «Температура» (Приложение 1, слайды 9, 10, 11)

Ученик: Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян.
Для этого взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник. Когда семена, помещённые в тёплое место, проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.

Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.

Учитель: Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С  и выше.
Температурные условия прорастания семян:
Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.
б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

– Закончит разговор с семенами группа «Свет» (Приложение 1, слайды 12, 13)

Ученик: В разговоре с семенами фасоли, задали вопрос : Нужен для прорастания семян свет?
Чтобы получить ответ на вопрос мы взяли два стакана, и в каждый поместили 10 семян фасоли. Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф), другой – оставили на свету. Через четыре дня получили ответ. Семена которые содержались в темноте, развивались лучше и проросло их больше, чем на свету.
Вывод:  Для прорастания семян свет не нужен.

Учитель: Какие условия необходимы для прорастания семян? (Приложение 1, слайд 14)

Ученики: Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.

3. Всхожесть семян, глубина заделки семян

Учитель: Способность семян к прорастанию называется всхожестью.

– Как определить всхожесть семян?

Ученик: Для определения всхожести семян  я отсчитал 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.

1-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94
2-я проба – посеяно 100 шт., проросло 95
3-я проба – посеяно 100 шт., проросло 93
4-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94

Средний процент всхожести: 94 + 95 + 93+ 94/ 4 = 94%

Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки к посеву семян. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.

Учитель: Можно посеять семена  своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину.
– На какую глубину надо заделывать семена в почву?
Глубина заделки семян зависит от их размеров семян. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.
Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2-4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов – на глубину 4-5см. если крупные семена посеять менее глубоко, им может не хватить влаги.
Глубина заделки семян зависит также от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на  небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

4. Прорастание семян. (Рассказ учителя по слайдам 15, 16, 17, 18 Приложения 1 с записью схемы на доске и в тетрадях.)

Учитель: Что наблюдается при прорастании семян?
При прорастании семян фасоли молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка, разрывает кожуру и выходит наружу. Он быстро растёт и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается надземный стебель фасоли с листьями. То есть семядоли выносятся на свет и становятся, зелёнными такое прорастание, называется надземным (липа, редис).
У гороха, пшеницы, дуба семядоли остаются в почве. Надземный побег развивается из почки зародыша. Такое прорастание называется подземным прорастанием.
Попав в благоприятные условия, семена прорастают.
– Что такое прорастание?
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

III. Закрепление изученного

– Расшифруйте ребус (Приложение 1, слайд 19)
– Ведя разговор с семенами, что узнали нового  и важного для себя?
– Чему научились?

Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок. А сегодня урок окончен спасибо за работу.

IV. Домашнее задание: §38, рабочая тетрадь задания № 139-143.

Литература:

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику в.в. пасечника / авт.-сост. Н. И. Галушкова.– Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко / авт.-сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Кузнецова В. И. Уроки ботаники: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Приложение 2