Эволюция народничества во второй половине XIX века

Разделы: История и обществознание


Тема: Эволюция народничества во второй половины ХIХ века.

Цель: сформировать представление об эволюции народнического движения в России.

Тип урока: систематизация и обобщения знаний.

Форма урока: практическая работа в группах.

Оборудование: карточки по теме с заданиями.

Элементы технологий: обучение в сотрудничестве (групповая форма работы), элементы технологии критического чтения.

Методы обучения: поисковый, репродуктивный, наглядный, словесный.

Ход урока

Сегодня на уроке мы проведем коллективную работу в группах. (Дети до урока разделены на три группы.)

Темой нашего занятия будет «Народническое движений второй половины XIX века. Разбирая задания, мы с вами попытаемся в конце урока выяснить, каким образом изменилось настроение в среде революционеров народников и как изменились их методы борьбы.

Первое задание

Каждой группе раздаются карточки с заданием.

Нужно ответить, о ком идет речь, найти портрет этого человека из разложенных портретов на столе и, повесив его на доску, сделать сообщение о том человеке, которому посвящены эти строки.

Карточка №1

«Он считался идеологом анархического крыла народничества. Уповал на стихийный бунт против самодержавия». (Бакунин)

Карточка №2

«Он родился в богатой семье, окончил Петербургское военное училище. В 1866 году был арестован и выслан в Вологодскую область». (Лавров)

Карточка №3

«Он являлся идеологом заговорщического движения». (Ткачев)

Дальше учителем задается вопрос: Какие общие и особенные черты можно выделит у всех направлений народничества?

Когда все ответы выслушаны, делается вывод.

Идеи Бакунина, Лаврова, и Ткачева стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки, среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

Второе задание

Используя учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина §26, а также знания, полученные на предыдущих уроках, каждая группа выписывает основную информацию в виде тезисов на листе формата А 4, прочитывает ее и вывешивает на доске.

План тезисов

1. Название организации, основные лица.
2. Время деятельности.
3. Политические цели.
4. Практическая деятельность.

1-я группа - Работает с «Ишутинцами».
2-я группа - «Нечаевцы».
3-я группа - «Чайковцы».

Задается вопрос: Как, по вашему мнению, можно оценить нравственность методов этих организаций?

Делается вывод, что в своей борьбе эти организации подчас прибегали и к безнравственным методам. Но они считали, «что цель, которую они поставили - построение справедливого общества - можно добиваться и такими средствами». А как считаете вы?

Учитель говорит о том, что, несмотря на усиленную работу среди крестьянства, крестьяне, жившие собственной жизнью, не откликнулись на призывы народников. И тогда народническое направление переходит в другую стадию своего развития. Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию централизованных групп. Одной из таких групп была организация «Земля и воля».

Всем участникам раздается текст тезисов из программы «Земля и воля».

Третье задание

Провести анализ текста и ответить на вопрос. Каждой группе дается один вопрос к данному документу.

1-я группа

Каковы основные требования, выдвигаемые программой?

2-я группа

Какие принципы лежат в основе этих требований?

3-я группа

В чем специфика практической деятельности этой организации?

Текст

Признавая с одной стороны, что партия может быть влиятельною и сильной только тогда, когда она опирается на народные требования и не насилует выработанного историею экономического и политического народного идеала, а с другой - что коренные черты характера русского народа настолько социалистичны, что если бы желания и стремления народа были в данное время осуществлены, то это легло бы крепким фундаментом дальнейшего успешного хода социального дела в России, мы думаем, что деятельность наша должна опираться на следующие основания.

1. Правовые народные воззрения признают несправедливым тот порядок, при котором земля отчуждается в частную собственность; по народному понятию «земля Божья», каждый земледелец имеет право на землю в том количестве, которое он своим трудом может обработать. Поэтому мы должны требовать перехода всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения.

2. Существующий ныне государственный строй противоречит духу русского народа, который в течение истории доказал свое стремление к полной автономии общин и свободной интеграции общин в волости, губы, земли и т. п. Поэтому мы должны добиваться перенесения всех общественных функций в руки общины, т.е. о полном ее самоуправлении...

3. В состав теперешней России входят такие местности и даже национальности, которые тяготятся этим объединением и при первой возможности готовы отделиться, каковы, например, Малороссия, Польша, Кавказ и пр. Поэтому мы не должны препятствовать разделению теперешней Российской империи на части соответственно местным желаниям.

Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание революционной партии:

1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характераи;
2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать, силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.

Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи.

А. Часть организаторская:

а) Тесная и стройная организация уже готовых революционеров, согласных действовать в духе вышеизложенной программы...

б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера...

в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений среди крестьянского населения этих районов.

г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местностях разбойничьих шаек...

д) Заведение связей в центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных...

е) Пропаганда и агитация в университетских центрах среди интеллигенции, которая в первое время является главным контингентом для пополнения рядов нашей организации.

ж) Заведение связей с либералами с целью их эксплуатации в свою пользу.

з) Пропаганда наших идей и агитация литературою: издание собственного органа и распространение листков зажигательного характера в возможно большем количестве.

Б. Часть дезорганизаторская:

а) Заведение связей и организации в войсках, и главным образом среди офицерства.

б) Привлечение на свою сторону лиц, служащих в тех или других правительственных учреждениях.

в) Систематическое истребление наиболее зловредных или выдающихся лиц из правительства.

г) В дни расчета массовое истребление правительства и вообще людей, которыми держится или может держаться тот или другой ненавистный нам порядок.

После обсуждение вопросов делаются выводы о деятельности организации народников во второй половине XIX века. Тезисы выводов выписываются на лист и вывешиваются на доску или пишутся на доске.

Тезисы

- На протяжении IXI века народничество претерпело значительное изменение от теоретических разработок перешло к практическим действиям.
- Методы народничества подчас были не высоконравственны.
- Несмотря на неоднозначное наше отношение к методам народников, оно стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России.
- «Хождение в народ» не подтолкнули крестьян к революции.
- Революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

В конце урока учитель выставляет оценки и благодарит за работу на уроке.