Дифференциация имен существительных по значению

Разделы: Русский язык


Задачи:

- формировать умение различать имена существительные по значению;

- расширять активный словарь учащихся;

- развивать их орфографическую зоркость, память, внимание, связную речь, мышление;

- стимулировать аналитико-синтетическую деятельность учеников;

- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, нравственные качества личности, прилежание, интерес детей к урокам русского языка.

Оборудование: рисунок с изображением Имени Существительного; звёздочки со значениями существительных; картинки для игры “Назови одним словом”; таблица; карточки для работы в парах и индивидуальных заданий; мяч; сюжетная картина “Добрые дела зимой”; записи на доске.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разбор предложения.

Индивидуальный опрос.

- Запишем предложение: “На ветвистом дереве Анна заметила гнездо грача”.

- Дайте характеристику этому предложению.

- Разберите предложение по членам, стрелками укажите связь слов в нём.

Фронтальный опрос.

-Устно повторим разбор предложения.

3. Актуализация знаний учащихся об имени существительном.

- Какую часть речи мы с вами вчера начали изучать?

- Что такое имя существительное? Например, …

- Сегодня Имя cуществительное – наш гость. Посмотрите, какая длинная седая у него борода.

Давно он существует в мире этом,
Даёт названья, имена предметам.
Его вопросы КТО? и ЧТО?
Не перепутает никто.

- Давайте порадуем нашего гостя и найдём существительные в этом предложении.

- Почему вы решили, что это существительные? Докажите.

Вывод:

- Действительно, это имена существительные. Это реальные конкретные предметы, до них можно дотронуться.

4. Введение в тему урока.

- Но всегда ли существительные обозначают конкретный предмет? Можем ли мы с вами дотронуться до ВЕТРА, РАДУГИ, пощупать дождевую ТУЧУ или лёгкое ОБЛАЧКО? Мы можем лишь наблюдать, ощущать эти природные явления. Значит, слова ВЕТЕР, ОБЛАЧКО – существительные. Летом мы можем услышать ЩЕБЕТАНИЕ птички в малиновом кусте, зимой – ХРУСТ снега под ногами. Звуки – это тоже имена существительные. Всему название дано: запахам, окружающим нас, чувствам, которые мы испытываем, поступкам, которые мы совершаем. И все эти названия – имена существительные. Всё, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, и о чём можно спросить, ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО? – имена существительные.

- Сегодня на уроке мы будем учиться различать имена существительные по значению.

5. Объявление темы урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока: “Значение имён существительных”.

6. Определение основных значений имён существительных.

-Давайте отгадаем загадки, запишем слова-существительные и попробуем определить их значение. Пропустили строчку, пишем слова через запятую.

  • Кто в халате белом занят важным делом? (доктор)
  • Громко лает, в дом не пускает. (собака)
  • Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (колокольчик)
  • Благовест – зовётся он. Это колокольный … (звон)
  • Набита пухом, лежит под ухом. (подушка)
  • Рукавом махнул, все деревья нагнул. (ветер)
  • Души нашей красота, живёт в сердце. (доброта)
  • Радостное, долгожданное событие, выходной день. (праздник)
  • Укрепит здоровье всех – ходьба, плаванье и … (бег)

- Определим значения данных существительных.

7. Работа с таблицей.

-Что же могут обозначать имена существительные? Приведите свои примеры.

Люди, профессии

Животные

Растения

Вещи

Явления природы

Состояние, чувства человека

Действия

Звуки

События

8. Упражнения на группировку предметов.

Работа в парах.

- Заполните таблицу. Разложите карточки под ней согласно значениям имён существительных.

Люди

Животные

Растения

Вещи

Явления природы

События

Звуки

Чувства человека

Слова на карточках: маляр, герой, друг, жук, окунь, медведь, берёза, ромашка, шиповник, лопата, рубашка, тетрадь, снег, дождь, иней, перемена, праздник, победа, плеск, жужжание, свист, радость, тоска, грусть.

Игра “Назови одним словом”.

Я назову сейчас много предметов.
Словом одним назовите всё это.
Стол, шкаф, кресло, кровать –
Как одним словом предметы назвать? (Мебель)

Чашка, тарелка, чайник и блюдце –
Как одним словом они назовутся? (Посуда)

Лодка, автобус, такси, вертолёт –
Общее слово кто назовёт? (Транспорт)

Слива, хурма, банан, абрикос –
То же задание, тот же вопрос. (Фрукты)

Работа по карточкам с записью в тетрадях.

Игра “Четвёртый лишний”
(по вариантам)

- А теперь похожую работу выполните письменно: напишите ряд слов, через тире дайте общее название группе. Но будьте внимательны: в каждом ряду есть лишнее слово – его не пишите.

1-й вариант:

Стрекоза, муха, голубь, комар - …

Дождь, война, метель, туман - …

Победа, прогулка, снег, праздник - …

2-й вариант:

Тюльпан, гвоздика, бабочка, мак - …

Соревнование, дождь, выборы, битва - …

Воробей, орёл, коршун, самолёт - …

10. Физминутка (с мячом, на котором написаны слова: плавание, прыжки, ходьба, бег, наклоны).

- Читайте слово и выполняйте на месте то, что оно обозначает.

- Какое общее значение у этих слов? (Действие, спорт)

11. Комментированное письмо.

- Запишем предложения комментировано.

Наступила холодная зима. Мороз запушил деревья. Во дворе царит веселье. Ребята играют в снежки.

- Найдите в них имена существительные, подчеркните их. Сколько существительных обнаружили в тексте?

- Назовите существительное, обозначающие:

  • время года,
  • природное явление,
  • растение,
  • людей,
  • состояние их души.

12. Работа с картинкой.

- Рассмотрите картинку.

- Какое время года на ней изображено?

- Почему вы решили, что это зима?

- Как одеты дети?

- Какие природные явления можно здесь увидеть?

- Почему думаете, что на картинке изображён гололёд?

- Какие звуки можно услышать?

- Чем заняты дети? С каким чувством, настроением ребята трудятся?

- Каким существительным можно назвать поступки этих ребят? (Добро, забота, уход, помощь, труд, работа)

- О ком заботятся дети?

- О чём ещё заботятся ребята?

- Молодцы! А теперь коротко назовите существительные по картинке, которые обозначают:

  • время года;
  • природные явления;
  • названия людей;
  • животных;
  • растения;
  • перечислите вещи, предметы;
  • звуки;
  • чувства, настроение людей и животных;
  • характер поступков ребят (добро, забота, помощь, труд, работа).

- Недаром говорят, что зимой работа – любовь, добро, забота.

13. Домашнее задание.

- На самоподготовке составьте по этой картинке 4-5 предложений о том, как дети зимой проявляют любовь, заботу о людях, птицах, растениях, какие добрые дела они совершают. Найдите и подчеркните в предложениях имена существительные, попробуйте определить их значение.

14. Подведение итогов урока.

- Итак, что такое имя существительное? Например, …

- Что могут обозначать имена существительные? Приведите примеры.

- Чему вы научились сегодня?

- За работу на уроке многие из вас получили золотые звёздочки. Давайте украсим ими одежду нашего гостя Имени Существительного, ещё раз вспомним значения существительных и приведём примеры.