"Путешествие в страну Геральдику"

Разделы: МХК и ИЗО


Урок 1.

Цели и задачи урока: знакомство с геральдикой, её значением, с символическим языком декоративного искусства на примере гербов; сформировать навыки составления композиции герба, с использованием сочетания цветов.

Литература: Путешествие в геральдику. А.Лейкин, Москва, 1980.

Материал к уроку: формат А4.

Зрительный ряд: путеводные картинки – гербы; репродукции с изображениями древних городов, рыцарей, щитов, легендарных животных и птиц; детские работы.

Ход 1-го урока

I. Организационный момент.

Готовность учащихся к уроку, наличие необходимого материала.

II. Сообщение новых знаний.

Представьте себе, что мы сейчас отправимся в одно необыкновенное путешествие, а по пути я постараюсь ответить на все ваши вопросы.

Это путешествие мы совершим при помощи картин, которые я вам покажу. Взгляните на них, что вы видите?

Вот чудо-город, плывущий на барже по широкой реке, вот медведь с топором на плече, похожий на странника, вот юный воин со щитом и мечем и крыльями за спиной, вот гордый белый сокол, а вот лев, ставший на задние лапы… Все эти рисунки из страны, которая называется – Гардарика.

Эта страна вовсе не фантастическая, она существует на самом деле. А раз она существует, мы можем в ней побывать. Давайте немедленно отправимся в путь. Посмотрите вдоль пути стоят какие-то знаки?! Давайте посмотрим на них внимательно и попробуем определить, что они означают и где мы находимся.

Вот сосна на правом крутом берегу, да это же город Сосницы!

А тут камыш, это какой город? Правильно Камышин!

Березняк – это верно будет какой город? Березны. Какие удобные путеводные картинки. А теперь самое время объяснить, что же это за страна такая – Гардарика!

Может кто-то знает?

Оказывается, Гордарика, в переводе на русский язык, это страна городов, раньше скандинавские мореплаватели так называли Россию. Проплывая по знаменитому великому водному пути “из варяг в греки”, заморские купцы удивлялись встречая десятки больших и малых городов, которыми наша страна была усеяна уже тысячу лет тому назад.

Эти города восхищали иностранцев своей красотой.

Конечно же, древние города Гардарики были вовсе не такими как те, в которых мы живем теперь. Раньше города ставили только на воде, а сам город обносили крепостными стенами. Один город был лучше и величественней другого! Впечатление от знакомства с ними было не забываемым.

А теперь, давайте вспомним, что за картинки мы видели с вами идя вдоль дороги? Что это за путеводные знаки?

У этих рисунков есть своё имя. И называются они – ГЕРБАМИ. На многих языках немецком, польском, сербском, это слово означает – “наследство языках немецком, польском, сербском, это слово означает - "асдоль дороги. ми наша страна была усеяна уже тысячу лет тому наза”. Как вы понимаете, что такое наследство?

Наследство – это то, что передается по наследству от одного поколения другому. Оно бывает самое разное. В знаменитой сказке французского писателя Шарля Перро “Кот в сапогах” старый мельник, например, оставил своим сыновьям…Что старшему? (Мельницу). Среднему? (Осла). Младшему? (Кота).

Люди богатого рода оставляли своим наследникам фамильный ГЕРБ. У каждого герба, есть свое наследие. Прежде всего это напоминание, о знаменитых событиях, оставивших неизгладимый след в жизни владельца, прославивших в веках его имя, которым гордятся наследники рода. А как вы думаете как появились гербы? Кто первый их придумал?

Представьте себе средневекового рыцаря. Посмотрите внимательно, что изображено у него на щите?

 

Щит средневекового рыцаря

Рисунок на щите был главной отличительной чертой любого рыцаря. Он мог одеть другие доспехи, но рисунок на щите принадлежал только ему.

В те далекие времена щиты рыцарей отличались не только рисунком, но и формой. У варягов щит имел треугольную форму, у итальянцев – овальную, у испанцев – квадратную с закругленными углами, у французов – четырехугольную с заострением внизу. У русских воинов щиты были круглые для конного боя и овальные в рост человека для пешего боя. Другой отличительной чертой, было то, что как правило наши предки красили свои щиты в красный цвет – цвет мужества и стойкости в бою.

Щиты русских воинов

Различные формы щитов

 Рисунки на щитах, как правило, напоминали о подвигах и победах своего владельца.

Постепенно, начиная с 18 века, рисунки-гербы с рыцарских щитов перекочевали на кареты, дома, ковры, флюгеры, надгробные памятники, дамские платья и сумочки и т.д. наконец появляется герб на воротах средневековых городов. До сих пор сохранились возникшие много столетий назад, гербы средневековья: Флоренция – красная лилия, Париж – ладья, Лондон – кресс и меч и многие другие.

А теперь внимание. Составлялись гербы по очень строгим правилам, возникла даже специальная наука – геральдика. Согласно ее законам рисовали на гербах людей, животных, птиц, деревья, солнце, луну, звезды, огонь, воду, предметы созданные руками человека. Часто изображали легендарных животных и птиц: единорога, дракона, сладкоголосую птицу – сирин, грифона – зверя с туловищем льва с крыльями головой орла.

Это были не только рисунки, но и своеобразные условные знаки, иероглифы, особая “азбука”. Каждый образованный человек того времени должен был владеть этой грамотой.

Часто гербы объясняли специальные люди – ГЕРОЛЬДЫ. Происходило это на рыцарских турнирах. Герольды объявляли участников поединков и групповых боёв, толковали рисунки на их щитах. Далеко не все зрители знали, что птица феникс сжигающая себя на огне и каждый раз возрождающаяся к жизни из пепла – символ бессмертия, сложенные крестом руки – символ верности, лев – силы, благородства, великодушия и мужества, журавль с камнем в лапе – символ бдительности, а змея кусающая свой хвост – символ вечности.

* показ гербов различных стран

 

 

* рассмотреть и обсудить детские работы прошлых лет.

III. Практическая работа.

На следующем уроке мы продолжим путешествие по стране Гардарика.

А сейчас попробуйте выполнить эскиз герба для своей семьи или лично для себя. Не забывайте о правилах для гербов. Ваш герб, должен быть таким, чтобы посмотрев на него мы могли определить род занятий и интересов человека, сказать какой он. Запомните у каждого герба должно быть какое – то значение. Вещи, расположенные на вашем гербе, должны быть там с каким-то умыслом, касаться вас, вашей семьи, а не располагаться там, потому что вам эта вещь просто нравиться.

Подумайте, какой формы будет ваш герб.

В конце следующего урока, мы проведем конкурс, лучших гербов. Победителям придется побывать в роли герольдов и попытаться объяснить рисунки на своем гербе.

IV. Итог урока. Задание на дом.

Итак, в какой стране мы сегодня побывали?

Что в переводе означает геральдика? Герб? Принести краски, кисти.

Урок 2.

Цели и задачи урока: закрепление знаний о геральдике; развитие образного мышления; формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.

Материал к уроку: формат А4, краски.

Зрительный ряд: таблица “Деление герба”, таблица “Значение цветов в геральдике”

Ход 2-го урока

I. Организационный момент.

Готовность учащихся к уроку.

II. Повторение и сообщение новых знаний.

Сегодня мы продолжим знакомство с геральдикой. Но сначала давайте вспомним, что такое герб? Какие по форме гербы вы знаем?

Не мало важную роль для гербов играл ЦВЕТ. Цвета гербов имели большое значение. Голубой, как безоблачное небо, означал красоту и величие; ярко зеленый, как весенняя трава – изобилие; красный, как кровь – мужество и храбрость. По сочетанию цветов на гербе, можно было догадаться и о национальности владельца.

В России гербы появились намного позже, чем в других странах. Произошло это во второй половине 18 века при царе Алексее Михайловиче.

Существует определенное деление гербов, посмотрите таблицу.

 

 

 

О многом могут рассказать древние гербы русских город, о “приданиях старины глубокой”, о старинных обычаях и знаменитых исторических событиях.

Закончилось наше путешествие по стране Геральдика, и не беда, если мы не успели побывать в какой-то ее части, в ней более 600-т городов. Найти герб – путеводный знак того или иного города не трудно, а как его прочитать вы уже знаете.

III. Практическая работа.

На прошлом уроке мы выполнили эскизы гербов, для себя, а кто-то для своей семьи. Увеличьте тот эскиз, который на ваш взгляд получился наиболее удачным, и приступайте к работе красками. Не забывайте о значении каждого цвета.

IV. Итог урока.

Выставка гербов. Хозяин герба выступает в роли герольда, рассказывает о нем.