Грамматическая игра "Мозаика"

Разделы: Начальная школа


Школьники начальных классов преимущественно мыслят образами и стремятся к действию, к игре. Вместе с тем, дети младшего школьного возраста любят подумать, испытать свои силы в решении той или другой практической задачи.

Грамматическая игра помогает преодолевать трудности обучения языку. Она отвечает возрастным возможностям детей и полезна для развития их самостоятельности. Освоив технику и содержание игры, дети играют сами. Элементы соревнования оживляют игру.

Ведущим вначале должен быть взрослый или старшеклассник, хорошо успевающий по русскому языку. Затем, когда дети хорошо усвоят правила игры – один из наиболее внимательных и грамотных учеников.

Пояснения к игре обращены к учителю, а учитель сам, вместе с детьми, на основе пояснений составит “правила”. Это для ребят довольно интересная работа. Хочется предоставить больше простора для самодеятельности учащихся.

Играющие складывают из отдельных слов предложения, короткий рассказ или стихотворение.

Играя, дети разбираются в логических связях предложения и связного текста, практически знакомятся с различными видами связи слов в предложении – согласованием, управлением, примыканием, – запоминают правописание слов.

Комплект игры состоит из конверта с текстом для ведущего и маленькими конвертами с наборами слов для каждого играющего. Слова написаны в той форме, в какой они стоят в предложении. Предлоги, союзы, частицы пишутся на отдельных карточках, а в играх для первого класса – на одной карточке со словами, рядом с которыми стоят. Прописная буква сохраняется и в начале предложения, и именах собственных. Знаки препинания в первой игре пишутся на одной карточке со словами, а позже даются на отдельных карточках.

Чтобы не перемешались наборы слов, каждый играющий получает карточки особого цвета.

Начиная игру, ведущий только один раз прочитывает в слух текст и, раздав конвертики, предлагает сложить его. В 1-ом классе тексты, знакомые детям, особенно стихотворения, которые они знают наизусть, достаточно прочитать один раз. Незнакомые тексты можно прочитать 2-3 раза.

Выигрывает тот, кто первый правильно всё сложит. Если сложат одновременно два, три человека, выигрывают двое или трое. Если играющий сложит неверно, его работа не засчитывается. Иногда бывает полезно и интересно прочесть ошибочно сложенный текст и показать, в чём ошибки, или предложить подавшему самому сверить свою работу с текстом. Исправления надо делать спокойно, без осуждения: это – игра! Учитель может использовать в игре свои тексты.

Для 4-го класса предлагаю особый вид “мозаики”: дети складывают не предложение из слов, а стихотворения из отдельных предложений и частей предложений.

Эта игра увлекает школьников. Часто бывали случаи, когда дети проверяли свои силы, в одиночку складывали текст особенно понравившихся им рассказов.

1-й класс

Игра №1.

Текст для ведущего:

  1. Умелые руки не знают скуки.
  2. Не спеши языком, спеши делом.
  3. Кто ленив, тот и сонлив.
  4. С людьми дружит, дом сторожит.

Наборы карточек для играющих:

№1

 

№2

 

№3

 

№4

Умелые

 

Не спеши

 

Кто

 

С людьми

руки

 

языком,

 

ленив,

 

дружит,

не знают

 

спеши

 

тот и

 

дом

скуки.

 

делом.

 

сонлив.

 

сторожит.

Игра №2.

Текст для ведущего:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах (А.С.Пушкин)

Все играющие получают одинаковые наборы карточек:

Ветер

по морю

гуляет

и кораблик

подгоняет;

он

бежит

себе

в волнах

на раздутых

парусах.

 

Игра №3.

Текст для ведущего:

Не мешайте мне трудиться.
Я водицы притащу
и колодезной водицей
всех, конечно, угощу. (Е.Благинина)

Игра №4.

Текст для ведущего:

У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани. “Веди сани, Миша.” А у Миши силы нету. (Л. Толстой)

Игра №5.

Текст для ведущего:

Катя.

Кате дали мыло. Она мыла лицо и шею. И лицо, и шея, и руки Кати были белые. (Л.Толстой)

Игра №6.

Текст для ведущего:

Кошка.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка.

“Не сиди близко птичка,” – кошки хитры. (Л. Толстой)

Игра №7.

Текст для ведущего:

Волк съел овцу. Мужики поймали волка и стали его бить. Волк сказал: “За то вы меня мучите, что я сер.” Мужики сказали: “Не за то, что ты сер, а за то, что ты овцу съел.” (Л. Толстой)

2-й класс

Игра №1.

Текст для ведущего:

    1. Белый снег покрыл весь луг.
    2. Огромная туча появилась из-за горизонта.
    3. Береги нос в большой мороз
    4. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Наборы карточек для играющих:

Набор№1 Белый Снег Покрыл Весь Луг    
Набор№2 Огромная Туча Появилась Из-за Горизонта    
Набор№3 Береги Нос В Сильный Мороз    
Набор№4 Чем Дальше В Лес, тем больше дров

Игра №2.

Текст для ведущего:

У детей были свои грядки. Пришло раз на грядки стадо свиней. “Дети, скорей! Жучку пускай!” “Жучка, скорей лай на свиней, сгоняй их с гряд долой!” . (Л. Толстой)

Игра №3.

Текст для ведущего:

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, пальто, чулки, были даже гребни, бусы, щетки. (Л. Толстой)

Игра №4.

Текст для ведущего:

Мальчик и мама.

Маленький мальчик шёл с мамой по улице. Он побежал вперёд и вдруг потерял маму. Тогда он стал спрашивать прохожих: “Скажите, вы не видели маму с маленьким мальчиком?” (Г.Абрамов)

Игра №5.

Текст для ведущего:

Чашка.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спроси: “Кто разбил?” Мальчик затрясся от страха и сказал: “Я.” Отец сказал: “Спасибо что правду сказал.” (Л.Толстой)

3-й класс

Игра №1.

Текст для ведущего:

На улице.

На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, причитает, ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: “Какая же твоя мама?” А девочка сквозь слёзы говорит: “Разве вы не знаете? Моя мама там, что лучше всех.”

(Л.Толстой)

Игра №2.

Текст для ведущего:

Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре: “Не трогай моего волчка!” Отвечает сестра брату: “А ты не трогай моих кукол!” дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

(К. Ушинский)

Игра №3.

Текст для ведущего:

Мишин гриб.

Шел Миша по лесу. У дуба рос гриб. Гиб был стар, никто его не брал. Но Миша был рад и снёс гриб в дом. Вот гриб, лучше всех! А гриб был гнил, никто его не ел. (Л. Толстой)

Игра №4.

Текст для ведущего:

Бишка.

А ну-ка Бишка прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

4-й класс

Игра №1.

Текст для ведущего:

Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и чуть качаются
От ветра у реки.
Но лишь пройдётся буйная
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
На сад, на луг, на лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.–

(Вс. Рождественский)

Игра №2.

Текст для ведущего:

Не бывает папа
Дома по три дня
Потому что папа
Лётчик у меня.
Он с врагом сражался
Раньше на войне,
А теперь летает
Он по всей стране.
Возит пассажиров –
В Киев и Одессу,
В Минск и Волгоград.
А меня с собою
Он ещё не брал:
Говорит, что рано,
Говорит, что мал,
Подрасти скорее
Очень я хочу,
И тогда я с папой
Тоже полечу.

(С. Баруздин).

На 10 карточках написано по строчки.
Карточки для всех играющих одинаковы.