Формирование учебно-познавательных компетенций при обучении химии

Разделы: Химия, Биология


Проблема формирования и развития умений учиться ставилась ещё в далекие времена Яном Амосом Коменским. В своей "Великой дидактике" он заявил, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха:

В последние годы система российского образования претерпевает серьёзные изменения, компетентностный подход в обучении связан с необходимостью непрерывного образования и самообразования молодых людей, овладение новыми информационными технологиями, умением сотрудничать и работать в группе. Формирование учебно-познавательных компетенций - ключевой момент новых образовательных стандартов. [1]

Традиционная методика обучения реализует формулу: сначала "знания на всякий", а потом "действия по применению некоторых, ранее усвоенных знаний". При этом решение учебных проблем рассматриваются как способ, позволяющий их закрепить. Компетентностный подход предполагает: самостоятельные действия по решению значимой для учащегося проблемы; осознание учебных проблем и нехватки знаний, умений, навыков; мотивированное присвоение необходимых знаний; завершение действий по решению выбранной проблемы; самооценка степени решения(рефлексия). [2]

В исследованиях PISA, целью которого является оценка подготовленности учащихся к активному участию в жизни общества, т.е. функциональной грамотности, под естественно-научной грамотностью понимают "способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов:". Анализ результатов этого тестирования показывает недостатки в умениях российских учащихся применять полученные в школе знания и умения в конкретных жизненных ситуациях. Знания и умения, которые должны были продемонстрировать учащиеся, развиваются преимущественно при обучении решению творческих задач. [3]

В связи с этим перед школой стоит задача освоение и внедрение таких форм и методов обучения, которые бы были направлены на формирование умений и навыков решения конкретно-практических, практико-ориентированных задач. Таким образом, в методике преподавания, в особенности предметов естественного цикла и химии в том числе, необходимо осваивать новые методы обучения и технологии: метод "решения учебных задач"( РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) и методика решения проектных задач предметного и межпредметного характера.

Проблема заключается в то, что творческие задачи в практике используются редко. Создание их требует не только высокого мастерства педагога, но и дополнительного учебного времени, которого как всегда не хватает. Как, создавая задачу не перегрузить элементами знаний, как не "распластаться" и сохранить логику учебного предмета.[4]

Создавая такие задачи надо помнить, что текст задачи должен описывать реально существующую, житейскую ситуацию, текст должен быть "зашумлен", избыточен, т.е. иметь ряд подробностей, не относящихся к основному требованию задачи. Учитывая возрастные особенности, указать направления решения. Текст должен содержать знания из различных предметных областей, описывать реальную ситуацию и наполнен избыточной информацией. Он может носить и обучающий и контрольный характер. При решении учебно-проектных задач каждое задание должно служить условием следующего. Необходимо также предусмотреть дополнительные источники информации и форму представления результатов.

Внедрение такого метода обучения требует:

  • освоение педагогом технологии организации учебной деятельности
  • установления правил взаимодействия учащихся, учителя и учащихся на уроке.
  • постоянного использования этого метода при изучении разных предметов
  • интеграции предметов и возможно межпредметной координации, в целях экономии учебного времени

Внедрение новых методов обучения обеспечивает следующий педагогический эффект:развиваются способности:

  • рефлексировать
  • ставить и удерживать цели, планировать деятельность по ее достижению;
  • добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари), передавать ее
  • моделировать
  • проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
  • взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других, брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.

Предлагаю вашему вниманию две разработки - опыт создания практико-ориентированных заданий.

Решение практико-ориентированных задач по теме "Массовая доля компонента в смеси" - урок 8 класс

Учебно-проектная задача: "Приготовление растворов", занятие элективного курса.

Материалы распечатываются и выдаются на группу(в группе не более 4 учащихся).

Объясняется, в какой форме должен быть отчет о работе, дается консультация по групповому взаимодействию.

После этих уроков была проведена практическая работа(и на уроке и на элективном курсе) по приготовлению раствора. Дополнительно учащимся были предложены задания на разбавление, насыщение, смешивание растворов. Сложностей при решении этих задач не наблюдалось и самое главное, проведение таких уроков мотивирует познавательной деятельности учащихся.

Литература.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. М.: МО РФ, 2004
  2. Журнал "Управление школой" №7,2009
  3. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного тестирования PISA-2000, М.: Логос
  4. Н.Н.Богданова Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200700406