Развитие замысла на занятиях изобразительной деятельности дошкольников

Разделы: МХК и ИЗО


Дошкольный возраст – это сенситивный возраст развития воображения. Этот процесс осуществляется у дошкольников в разных видах деятельности, но наиболее успешно - в игровой и изобразительной. Детская игра и детский рисунок очень близки друг другу, они исходят из свободного замысла ребенка. Развитие замысла и есть движущая сила развития воображения. Поэтому в моей работе главная роль в развитии воображения принадлежит развитию собственного замысла детей.

На каждом возрастном этапе эта работа имеет свои особенности. Учитывая их, разработаны занятия, позволяющие постепенно и последовательно переходить от изображения схематичных целостных образов и действий к дифференцированным изображениям конкретных вещей и событий.

В четыре года ребенок находится на стадии схематичного изображения конкретных предметов. Однако, несмотря на изображение единичного статичного предмета, в воображении ребенка всегда присутствует действие, т.е. ребенок изображает не просто отдельный предмет, а событие, в котором этот предмет участвует.

Работа по развитию замысла в этом возрасте заключается в организации поиска ребенком своего варианта замысла в рамках заданной темы. Реализуется он при помощи выбора ребенком деталей, подробностей, изменении воображаемой ситуации, в которой находится герой.

Начальная стадия работы – преобразование пятна в конкретный образ с помощью присоединения к пятну отличительных деталей предмета.

Тема занятия “Жар-птица”. Это занятие проводится после нескольких занятий по освоению опыта действия кистями разной толщины и первых опытов спонтанного смешивания цветов. Данные занятия проводятся в игровой форме, обязательно сопровождаемые игровым сюжетом.

Изобразительный опыт четырехлетнего малыша еще очень мал, его недостаточно для того, чтобы ребенок мог выразить свой замысел, опережающий его изобразительное умение. Поэтому на начальном этапе обучения изобразительной деятельности используется практический показ взрослого. Осуществляется он таким образом, чтобы воображаемая ситуация имела развитие так же, как в игре детей этого возраста, обрастая постепенно подробностями и, с помощью детских “подсказок” и практических действий детей, видоизменялась. Тем самым учитывается естественный ход развития детского творчества. Осуществить это легче всего в совместной с педагогом коллективной деятельности.

На развитие замысла также положительно влияет последующий анализ детской работы, который заключается в описании ребенком содержания своей работы. Словесное описание, как правило, намного богаче изображаемого. При таком описании ребенок дополняет, видоизменяет сюжет, как бы подводит итог своего замысла, рождаемого в процессе работы.

Последующие занятия по темам “Ворона” и “Петух” строятся аналогично первому, опираясь на приобретенный опыт. Изображение похожего предмета дополняется новыми или видоизмененными деталями, позволяющими находить различия между предметами одного класса.

Далее предметный рисунок усложняется добавлением среды окружения изображаемого предмета.

Тема “Зайка-трусишка”. Здесь замысел распространяется не только на действие предмета, но и на те предметы, которые его окружают: деревья, снежинки и т.д.

Следующий этап – объединение изображений в композицию. Начинается этот этап с коллективной работы “Снег и птицы на деревьях”. Ритм расположения изображений задается взрослым. Дети, присоединяя детали к начальному изображению, участвуют в создании большого композиционного панно, которое на весь сезон располагается в группе в природном уголке. Это делается для того, чтобы косвенно влиять на восприятие целостного изображения композиции, состоящей из отдельных предметов. Личный вклад каждого в общее дело помогает ребенку приобретать свой опыт в расположении предметов в пространстве листа.

Драматургия последующих занятий “Медвежонок в лесу”, “Котик заболел”, “Котик выздоровел”, “Айболит” построена таким образом, что для раскрытия своего замысла ребенку необходимо изображать не только единичные предметы, но и те, на которые распространяется их действие. Например, следы на снегу среди деревьев, плошка с молочком, клубок ниток или мячик; зверюшки, которых лечит Айболит.

И, наконец, к концу года на занятиях ставится цель сконструировать действия, направленные на взаимодействие со средой. “Птицы поют”, “Степашка на лужайке”, “Лошадка скачет”, а затем на другие второстепенные объекты: “У меня зазвонил телефон”, “Девочка - рёвушка”, “Бармалей”, “Что такое хорошо”, “Что такое плохо”.

К концу года дети приобретают умение изображать простейшие элементы движения живых объектов: раскрытый клюв птички, согнутые ножки животных; или результаты движений: разлетевшийся одуванчик, искры или брызги из-под копыт лошадки. Конечно, эти умения могут появляться у ребенка и раньше, но они, как правило, спонтанны, случайны. На данных занятиях ребенок использует эти умения уже как результат замысла, опережающего изображения, т.е. находится на новой ступени, приобретает первые опыты планирования.

Учитывая отношение детей этого возраста к пространству листа, от них не следует ждать грамотного, с точки зрения художника, композиционного расположения предметов. Как правило, дети изображают главные предметы крупнее и ближе к середине. Остальные же могут изображаться в любом удобном для ребенка месте. Главное, чтобы предметы были связаны по смыслу в воображении ребенка.

На следующем возрастном этапе отношение детей к пространству листа изменяется. Они начинают учитывать верх и низ листа, расчленяя пространство на землю и небо. Схематичные изображения предметов приобретают более дифференцированный характер, т.е. имеют большее количество отличительных признаков. Помогая процессу развития дифференциации изображений, в старшей группе планируется ряд занятий, расширяющих детские представления о форме изображающих предметов. В начале года “Рыбы”, “Птицы”, “Животные” - где дети учатся линейному формообразованию. Во второй половине года расширяется представление о действиях объектов. На занятиях “Рыбы”, “Птицы”, “Животные”, “Две подружки” дети конструируют изображения, преобразуя символ в конкретный образ.

Все это позволяет ребенку более определенно подходить к последовательности своих изобразительных действий, т.е. к планированию изображения. Ребенок перед началом работы уже знает, что он будет рассказывать о своем рисунке. Это не значит, конечно, что он до конца следует заранее намеченному плану. Его рисунок, обогащаясь в процессе новыми подробностями и деталями, может очень сильно видоизменить как содержание, так и эмоциональную окраску. Но основное (т.е. главные герои) останется неизменно. Учитывая эти возрастные особенности, перед детьми ставятся такие задачи, которые способствуют активному развитию собственного замысла ребенка. В первую очередь, развивается его вновь появляющаяся способность планировать последовательность изображения сюжета. Отделяется начальная стадия - изображение главной от последующей - добавление подробностей, обогащающих сюжет в процессе работы.

Тема “Иллюстрация к сказке” распределяется на несколько занятий:

  • “Иллюстрация к сказке” - графический вариант любой выбранной ребенком сказки. На этом занятии дети осваивают опыт четкого разделения 2-х этапов изображения - изображения главного и второстепенного.
  • “Жили-были...” - в котором одни и те же главные герои сказки, дед с бабой, в результате добавления подробностей перемещаются в разные сказки: “Колобок”, “Репка”, “Снегурочка” и т.д.
  • “Иллюстрированная книжка” - коллективная работа. Дети договариваются и выполняют разные сюжеты одной сказки, чтобы по иллюстрациям рассказать всю сказку от начала до конца.

Для обогащения замысла во 2-й половине года проводятся занятия, позволяющие детям не только словесно, но и зрительно передать взаимодействия отдельных объектов друг с другом. На занятиях “Разговор птиц”, “Разговор животных”, “Цирк зверей” дети учатся конструировать действенные отношения между 2-мя персонажами.

Тематика занятий в старшей группе носит уже менее конкретный характер, расширяясь до общей идеи. Решая общую изобразительную задачу - сказку, сюжет из общей сказки, героев своих рисунков ребенок выбирает так, чтобы по возможности не повторяться.

Показ педагогом приемов практической деятельности продолжается, но характер этого показа меняется соответственно изменению подхода к тематике. В средней группе при показе дети осваивали изобразительные действия. В старшей - способы планирования и последовательности действий, реализующих замысел.

При анализе детских работ, по-прежнему, стимулируется проговаривание замысла.

Перед началом работы проговаривается общая идея сюжета, а после объяснение ребенком тех деталей, подробностей, которыми сюжет обрастал в процессе работы.

У детей шести лет замысел становится значительно богаче. Перед началом изображения ребенок не только перечисляет задуманных героев, он задумывает и проговаривает весь сюжет, хотя это не означает, что в процессе работы он прямо следует намеченному плану. Сюжет по ходу изображения может частично видоизменяться, но это не влияет на целое - на первоначальный замысел.

В начале года практикуется записывание преподавателем первоначального замысла ребенка, которому он и следует. Например, на обороте листа с изображением автопортрета “Мое настроение” в начале занятия записывается “Мне весело потому, что...”, “Плохое настроение, так как...”.

Большое внимание в этом возрасте уделяется динамике событий. Перед началом изображения действия героев проговариваются ребенком так же, как в ролевой игре. Поддерживая эту способность детей в изобразительной деятельности, используются занятия бумагопластикой и аппликацией, на которых из бумаги конструируются отдельные персонажи, что позволяет процесс рисования сопровождать драматизацией изображаемого события. Пример: занятия по темам “История про кошку и собаку”, “Лошадь и жираф”, “Встреча людей”.

На этом возрастном этапе совершенствуется способность планировать свою изобразительную деятельность. Осуществляется это с помощью постановки учебной задачи перед началом изображения: угадывание секретов художника. После чего поиск собственного замысла осуществляется ребенком в рамках тех изобразительных законов, которые определены исторической мировой культурой. Планируя свои действия, ребенок опирается на них.

Занятия по темам: “Портрет сказочного героя”, “Иллюстрация к сказке”, “Я и война”, “Погоня”, “Соревнование” и др. строятся по плану: а) выбор героев: б) выбор эмоционального состояния или характера действия; в) выбор цветового решения, г) выбор деталей окружения, характеризующие образ; д) мелкая деталировка изображений.

У детей этого возраста изменяется отношение к рабочему полю рисунка. В композиции учитываются не только верх и низ, но и середина, правая и левая стороны. Пространство решается не только членением рисунка на небо и землю. Появляется очень важный элемент - элемент загораживания, когда близкие предметы загораживают на рисунке предметы расположенные дальше. Занятия по темам “Дворец деда Мороза”, “Мотив дороги”, “Мотив реки”, “Встреча в интерьере” и др. способствуют развитию пространственных представлений ребенка.

Практический показ педагогом на занятиях в подготовительной группе присутствует в очень незначительной степени. В основном он иллюстрирует постановку учебной задачи, и касается только каких-либо ключевых моментов объяснения.

Анализ работ детей этого возраста заключается в проговаривании, удалось или не удалось отыскать способы, детали, подробности для раскрытия замысла ребенка. Он может проходить в игровой форме: отгадывание детьми загадок товарища. Не в обидной для ребенка форме обговаривают изобразительные средства выразительности, применяемые каждым. Это стимулирует детей к поискам и применению таких средств. При таком анализе идет активное взаимообучение детей, позволяя педагогу как бы оставаться в стороне, исподволь управляя процессом развития детского творчества.

На продолжении 3-х лет планомерно и последовательно ведется работа по развитию собственного замысла ребенка в рамках общей идеи взрослого, позволяющей, не ограничивая поля поиска сюжета, вооружить ребенка новыми способами, средствами выражения своих мыслей и чувств через творческую продуктивную деятельность.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе

Тема: “Девочка-рёвушка”

Задача: приобретение опыта изображения эмоционального состояния персонажа и обозначение причины этого состояния.

Методический материал: пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний.

Стихотворение Барто “Девочка-рёвушка”.

Художественный материал: листы бумаги формата А3, фломастеры.

Ход занятия

Дети располагаются в игровой зоне на диване. Предложение взрослым прослушать стихотворение “Девочка-рёвушка”.

Вопрос: Как можно назвать такую девочку?

Ответ: Капризной, плаксивой, вредной.

Обсуждение с детьми: Бывают ли с ними такие ситуации? Часто ли они капризничают и по какому поводу? (выслушивание детей желающих высказаться). Предложение рассмотреть разложенные в свободном порядке пиктограммы и найти среди них такие, которые похожи на девочку - рёвушку. Каждый ребенок выбирает свой вариант.

Вопрос: Похоже ли изображение на пиктограмме на девочку? Чего не хватает на этом изображении? Что нужно дорисовать?

Ответ: Дорисовать волосы, уши, одежду, ноги, руки.

Предложение перейти в учебную зону за столы.

Самостоятельная работа детей. Дети рисуют на своем листе девочку, которая капризничает и дорисовывают то, что она не хочет или хочет, по какому поводу капризничает.

Обсуждение рисунка индивидуально с каждым ребенком по окончании его работы.

Детские работы

Дали Гане молока – кружка слишком велика

Ой, не буду спать я –
Ой, наденьте платье

Никуда я не пойду –
Мне не нравится в саду!

Ой, хочу обратно, дома неприятно!

Тема: “Мое настроение” (рассчитана на 2 занятия)

Задача: перевод словесного замысла в изобразительный образ. Формирование умения использовать средства художественной выразительности для передачи характера образа.

Методический материал: детские работы предыдущего занятия по теме “Какое бывает настроение”. Репродукции картин художников с изображением различных эмоциональных состояний на портрете. Например:

 

Архипов,
“Женщина в красном”

Пикассо,
“Аскет”

Серебрякова,
“За туалетом”

Ренуар,
“Portrait of the
Actress Jeanne Samary”

95.jpg (16898 bytes)

Якунчикова,
“Страх”

Дюрер,
“Портрет неизвестного”

 Художественный материал: листы бумаги формата А3, гуашь, кисти трех размеров.

Ход занятия

Дети располагаются в игровой зоне на диване. На доске расположены репродукции портретов людей разного эмоционального содержания. Лица портретов прикрыты листками бумаги. Рассмотреть детские рисунки предыдущего занятия по теме “Какое бывает настроение”. Вспомнить, как разгадали “секреты” художников, которые научили детей передавать настроение человека, изображая черты лица (губы, глаза, брови).

Художники прислали детям новые загадки. На портретах изображены люди разного характера. Предложить детям догадаться, какое настроение передали художники, можно ли увидеть это, не видя лица человека. Дети должны определить эмоциональное содержание картины по цветовому решению – разгадать еще один “секрет” художника.

Предложить детям загадать друг другу загадки – “какое у меня настроение”. Для этого нужно выбрать пять красок, включая белую и черную, сочетание которых сможет передать задуманное. На первом занятии работает только широкая кисть, выполняя большие цветовые пятна – лицо, волосы, одежду, фон. Взрослый тоже принимает участие в игре, выполняя показ последовательности работы и способы смешивания цветов.

Дети переходят в учебную зону за мольберты и выполняют самостоятельную работу.

На следующем занятии дети разгадывают загадки педагога и других детей. После этого педагог с помощью средней и тонкой кистей прорисовывает черты лица и другие мелкие детали на своей работе.

За мольбертами дети самостоятельно завершают свои рисунки.

Детские работы

Мне весело – подарили собачку

Мне весело – люблю поесть

Мне весело – победил своих врагов

c5.jpg (105467 bytes)

Мне грустно, потому что подрались

Мне грустно, когда я остаюсь одна

Мне весело – несу маме цветы