Урок математики с применением презентации в 6-м классе по теме "Отношения и пропорции"

Разделы: Математика


Предмет: математика.

Межпредметные связи: русский язык.

Класс: 6.

Форма проведения: демонстрация, проблемная беседа, самостоятельная работа.

Тип уроков: урок усвоения новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний.

Время проведения: 4 урока (1, 3, 4, 6 уроки по теме).
Презентация предназначена для использования на уроках 6 класса при изучении темы «Отношения и пропорции» (23 часа).
Пакет содержит информацию в доступном, наглядном виде, знакомит учащихся с основными понятиями данной темы, развивает наглядно-образное мышление.

Цели:

  • Образовательные:
    • ввести понятие отношения двух чисел; понятие пропорции, её членов;
    • определить, что показывает отношение двух чисел;
    • научить чтению пропорций и составлению пропорций из отношений;
    • изучить основное свойство пропорции;
    • научить решению уравнений с использованием основного свойства пропорции.
  • Развивающие:
    • показать, где применяется понятие отношения двух чисел, двух величин;
    • развивать логическое мышление учащихся;
    • развивать навыки использования знаний для решения познавательных задач.
  • Воспитательные:
    • формировать информационную культуру, умение пользоваться словарями;
    • формировать навыки самостоятельного поиска информации, решения поставленной проблемы.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие тетради учеников, учебник.

Основополагающие вопросы:

– Останется ли пропорция верной, если: а) поменять местами какой-нибудь средний её член с одним из крайних; б) оба средних члена поменять местами с крайними членами?

Вопросы темы:

– Что называют отношением двух чисел?
– Что показывает отношение двух чисел?
– Как узнать, какую часть число а составляет от числа в
– Что такое пропорция?
– Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?

План проведения занятий

Урок 1

1. Подготовительный этап

Проверка домашнего задания: с помощью словаря объяснить значение слова «отношение».  (Приложение 1. Слайды 3, 4)

2. Этап усвоения новых знаний.

– Решение задачи (Приложение 1. Слайд 5). Введение понятия «отношение двух чисел». Каким образом может быть записан ответ? Какое арифметическое действие выполнено в задаче? Как называется результат деления?
– Что показывает отношение двух чисел (слайд 6 – разбор задач на слайде, постановка вопросов к задачам)?
– С какими величинами составлены задачи? Как должны быть измерены величины? Запись в тетради, отношения каких величин составлены (16 кг : 8 кг; 4 м : 20 м; 180 мин. : 30 мин.; 64 м2 : 0,4м2; 1,6 м3 : 3,2 м3). Что показывает каждое отношение?

3. Этап закрепления изученного материала проводится по учебнику без использования компьютера.

Урок 4

1. Подготовительный этап

С помощью словаря объяснить значение слова «пропорция» (Приложение 1. Слайд 7).

2. Этап усвоения новых знаний

– Введение понятий «пропорция», «члены пропорции» (Приложение 1. Слайд 7).
– Как проверить, верно ли составлена пропорция (Приложение 1. Слайды 7, 8)?
– Составление новых пропорций из данной. Сколько всего различных способов есть для записи одной пропорции (Приложение 1. Слайд 9)?
– Поиск правила нахождения неизвестного члена пропорции (Приложение 1. Слайд 10).

3. Этап закрепления изученного материала

– Выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой (Приложение 1. Слайды 11, 14-18, 25-29).

4. Заключительный этап

– Возврат к основополагающему вопросу.

Уроки 3, 6

Тесты №21 и 22 могут быть использованы на данных уроках как самостоятельные работы обучающего характера с последующей коррекцией (Приложение 1. Слайды 21-24) или как проверочные самостоятельные работы (тогда дети сдают тетради на проверку и сразу же проверяют уровень своих знаний по слайдам 19, 20).

Смена слайдов. Переход от слайда к слайду – по щелчку или по гиперссылке.

Литература:

1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,, А.С.Чесноков, С И Шварцбурд. Математика. 6 класс. Москва.  «Сайтком».2008.
2. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева. Математика. 6 класс. Поурочные планы. Волгоград.  «Учитель». 2004.
3. Е.Ф.Шершнев, П.В.Чулков. Математика. 6 класс. Тесты. Москва.  «Издат-школа ХХ1 век». 2003.

Приложение 2