Технология сотрудничества

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.. Ученики разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе. Роль обучающегося и учителя видна из следующей таблицы.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационно-подготовительный Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам. Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.
2. Индивидуальная работа Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала. Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.
3. Работа экспертных групп Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации. Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.
4. Работа в группах сотрудничества Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.
Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.
5. Итоговый Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы. Отчитываются за данное задание.

Группы я формирую до урока, учитываю психологическую совместимость и темперамент обучающихся (чтобы в группе не были одни холерики или одни меланхолики, тогда работа группы не получится). На уроке происходит выдвижение лидера в каждой группе и распределение ролей внутри группы. Число участников группы колеблется от 3 до 5. человек, в зависимости от объема изучаемого материала.

При изучении темы «Тетраэдр и параллелепипед» в 10-м классе были сформированы 4 группы по 5 человек, т.к. рассматривалось 5 вопросов.

1. Тетраэдр и его элементы.
2. Параллелепипед и его элементы.
3. Первое свойство тетраэдра.
4. Второе свойство тетраэдра.
5. Задачи на построение сечений.

Роли внутри группы учащиеся распределяют сами. На первых уроках работы по данной технологии я учила ребят распределять роли так, чтобы материал был посильный ученику. А теперь они умеет делать это самостоятельно.
В данной теме слабоуспевающим обучающимся поручили изучить вопросы 1 и 2. Сильным обучающимся вопрос 5, а средним обучающимся вопросы 3 и 4. Но я всегда ненавязчиво регулирую распределение ролей в группе так, чтобы в каждой микрогруппе (экспертной группе) был один сильный учащийся, который может дать консультацию, разъяснить непонятные моменты, и наконец, научить.
После распределения ролей ребята определяют в учебнике объем изучаемого материала и начинают индивидуально изучать свой вопрос, получая консультацию у учителя.
Затем ребята объединяются в экспертные группы. Это значит, что учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Моя роль на этом этапе –консультационная. Я слушаю каждую группу (невключенное слушание), поправляю ответы, даю консультации.
После окончания работы экспертных групп, ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Обучающиеся слушают друг друга внимательно, делают в тетради необходимые записи, чертежи.
Обучающиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свое задание, так как это отразится на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся группа в целом.
Я сама выбираю в каждой группе ученика, который будет освещать вопрос темы. Здесь может быть два варианта: либо для ответа выбираю одного ученика из экспертной группы. Например, из экспертной группы, изучающей первый вопрос, я выбираю для ответа одного обучающегося. Какую оценку получает этот ученик, такую оценку получит и вся экспертная группа. Тогда оценка группы сотрудничества выставляется как средний балл оценок экспертных групп. Либо в каждой группе выбираю по одному ученику для ответа, и прошу ответить вопрос, который прослушал (а не сам изучал). Какую он получит оценку, такую получит и вся группа.
При итоговом ответе стараюсь вызывать слабоуспевающих обучающихся. Если слабоуспевающий обучающийся в состоянии обстоятельно изложить материал, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием.
Контроль над усвоением новых знаний осуществляется на следующем уроке с помощью теста. Группы работают так, чтобы каждый ученик овладел материалом. У обучающихся образовывается высокое чувство ответственности.
Это один из вариантов педагогического сотрудничества, который я применяю в своей работе.

По данной технологии я провожу уроки усвоения новых знаний, уроки решения ключевых задач.

Тема: «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

(8-й класс, по учебнику «Геометрия 7–9». Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. М.: Просвещение, 2001 и последующие издания.)

Цель: ввести определения прямоугольника, ромба, квадрата как частного вида параллелограмма.

Задачи:

1. Изучить свойства и признаки данных фигур.
2. Самостоятельно сформулировать признаки ромба и квадрата.
3. Уметь доказывать свойства и признаки фигур.
4. Формировать навык приобретения знаний в группах.

Класс делится на три группы по пять человек. Каждой группе дается задание: изучить параграф 3, п. 45, п. 46.

Структура урока

Этапы урока Деятельность учащихся Время
1. Организационный момент   1 мин.
2. Индивидуальная работа Ознакомление с материалом п. 45, 46. Составление конспекта ответа 10 мин.
3. Работа в экспертных группах Обсуждение изученного материала экспертами 5 мин.
4. Работа в группе Обучение в сотрудничестве 15 мин.
5. Контрольный этап Отчет группы 12 мин.
6. Рефлексия   2 мин.

I. Активизация знаний учащихся

1. Дать определение параллелограмма.
2. Сформулировать свойства параллелограмма.
3. Сформулировать признаки параллелограмма.
4. Можно ли утверждать, что прямоугольник, ромб, квадрат являются параллелограммами? (Каждой группе розданы модели прямоугольника, ромба, квадрата.) Свой ответ обосновать.
5. Присущи ли им свойства параллелограмма.

II. Изучение новой темы

Задание 1. Сформулировать определение прямоугольника как частного вида параллелограмма. Изучить свойство прямоугольника.
Задание 2. Изучить признак прямоугольника.
Задание 3. Сформулировать определение ромба как частного вида параллелограмма. Изучить свойство ромба.
Задание 4. Сформулировать определение квадрата как частного вида параллелограмма. Изучить свойство квадрата.
Задание 5. Сформулировать признаки ромба и квадрата.

Внутри каждой группы распределяются задания. На подготовку дается 10 мин. Затем эксперты по каждому вопросу (заданию) объединяются в группы, и происходит обсуждение доказательства теоремы. Ребята возвращаются в свои первоначальные группы, и объясняют членам группы свой вопрос (задание). Происходит обучение в содружестве в течение 15 мин. После этого называется группа, отвечающая по данному вопросу. Ребята сами определяют, кто будет отвечать от их группы. Все остальные слушают ответ ученика, готовятся дать рецензию на него по следующему плану:

1. Был ли ответ последовательным?
2. Был ли ответ точным?
3. Грамотная ли была речь?

Творческий отчет групп проводится в той последовательности, в которой были даны задания группам, так как эти задания подчинены логике раскрытия темы и ее усвоения.

III. Творческий отчет групп

Первая группа: 1. Дает определение прямоугольника. Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые.

Свойства:

1. АВ = ДС, АД = ВС
2. <А = <С, <В = <Д
3. Особое свойство: Диагонали прямоугольника равны. АС = БД.

2. Доказывает особое свойство прямоугольника.

Вторая группа: Доказывает признак прямоугольника.

Третья группа: 1. Дает определение ромба.

Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны.

Свойства:

1. АВ = ДС, АД = ВС
2. <А = < С, <В = <Д
3. Особое свойство: Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам. ВД +АС
4. < ВАС = <ДАС, < ВС А = < АСД, < АВД = <ДВС, < АДВ = < ВДС.

2. Доказывает особое свойство ромба.

Четвертая группа: 1.Дает определение квадрата.

Квадрат – это параллелограмм, у которого все углы прямые и все стороны равны.

Свойства:

1. АВ = ДС, АД = ВС
2. <А = <С, <В = <Д
3. Особые свойства:
– все углы квадрата равны;
– диагонали квадрата равны, взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам, и делят углы квадрата пополам.

2. Доказывают особые свойства квадрата.

Учитель. Свойствами каких фигур обладает квадрат? (Прямоугольника и ромба.)

Обосновать свой ответ.

Пятая группа: 1. Формулируют признаки ромба и квадрата.

Если в параллелограмме диагонали взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам, то этот параллелограмм ромб.
Если в параллелограмме все углы прямые, диагонали равны, взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам и делят углы квадрата пополам, то этот параллелограмм квадрат.

2. Доказывают признаки.

В течение урока заполняется следующая таблица.

фигура чертеж определение свойства признак
прямоугольник        
ромб        
квадрат        

IV. Рефлексия

Общий вывод по теме: ПАРАЛЛЕЛОГРАММ – прямоугольник (все углы прямые); ромб (все стороны равны); квадрат (все стороны и углы равны)
Оценивается работа каждой группы.

V. Домашнее задание

Первая группа: приготовить тест для проверки знаний по данной теме.
Вторая группа: составить задачи на готовых чертежах.
Третья группа: составить геометрический диктант.
Четвертая группа: изготовление плаката-конспекта.
Пятая группа: приготовить мультимедийную презентацию.

Тема: «Признаки параллельности прямых»

(7-й класс, по учебнику «Геометрия 7–9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. М.: Просвещение, 2001 и последующие издания.)

Цели: научить работать в группах содружества; ввести понятие односторонних, накрест лежащих и соответственных углов.

Задачи:

1. Формировать навык самостоятельного приобретения знаний.
2. Совершенствовать навыки доказательства теорем.
3. Учиться решать задачи на применение признаков параллельности двух прямых.

Класс разбит на три группы по пять человек. Каждой группе дается задание изучить в параграфе 1 п. 25.

Структура урока

Этапы урока Деятельность учащихся Время
1. Организационный момент. Введение видов углов Активное слушание 1 мин.
5 мин.
2. Индивидуальная работа Ознакомление с материалом п. 25.
Оформление в тетрадях доказательства теорем и решения задач.
10 мин.
3. Работа в группе Обсуждение изученного материала 5 мин.
4. Работа в экспертных группах Обучение в сотрудничестве 10 мин.
5. Контрольный этап Отчет группы 12 мин.
6. Рефлексия   2 мин.

I. Изучение новой темы

Учитель. Начертите прямые а и в и прямую с так, что прямые а и в пересекаются с прямой с.

Сколько неразвернутых углов образовалось?
Запишите в тетрадь: ссекущая по отношению к прямым а и в.
3 и 5, 4 и 6 – накрест лежащие углы
4 и 5, 3 и 6 – односторонние углы
5 и 1, 2 и 6 , 4 и 8, 3 и 7 – соответственные углы

Задание 1. Изучить признак параллельности прямых, использующий накрест лежащие углы. Доказать теорему в случае, когда углы 1 и 2 прямые.
Задание 2. Изучить признак параллельности прямых, использующий накрест лежащие углы. Доказать теорему в случае, когда углы 1 и 2 непрямые.
Задание 3. Изучить признак параллельности прямых, использующий соответственные углы.
Задание 4. Изучить признак параллельности прямых, использующий односторонние углы.
Задание 5. Решение задач на применение признаков.

Каждой группе дается свое задание. Которое она выполняет в течение 10 мин. Затем внутри группы происходит обсуждение изученного вопроса (доказательство признака). После этого учащиеся объединяются в экспертные группы так, чтобы в каждой группе был представитель от каждой основной группы. Для того чтобы каждый ученик познакомился с признаками и их доказательствами.

Отчет групп

Каждая группа отчитывается по своему заданию. Все остальные внимательно слушают и рецензируют ответ по плану:

1. Ответ точный.
2. Ответ последовательный.
3. Грамотность речи.
4. Оформление записей.

В процессе ответов групп учащиеся заполняют таблицу. Шаблон таблицы роздан каждому ученику.

Признак

Чертеж

Символическая запись

1. Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.    
2. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.    
3. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180, то прямые параллельны.    

Отчет группы 5: «Решение задач на применение признаков».

Задача 1: Дано < 1= 47, <2 = 133. Доказать: а || в.

Задача 2: Докажите, что прямые а и в параллельны.

Задача 3: Дано: < 1= 32, < 2= 32. Доказать: а || в.

Задача 4: Доказать: а || в.

Задача 5: Доказать: а || в.

Домашнее задание

Первая группа: приготовить тест для проверки знаний по данной теме.
Вторая группа: составить задачи на готовых чертежах на применение признаков параллельности прямых.
Третья группа: составить геометрический диктант.