Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)

Разделы: Математика


Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

К сожалению, научно-методические службы не обеспечивают школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Мы предлагаем следующую систему работы по подготовке к ГИА по математике  в 9 классе.

Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе.

  1. Изменение тематического планирования. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
  2. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
  3. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
  4. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике
  5. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Остановимся подробнее на 4 и 5 пунктах.

Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству  контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.

Не секрет, что в настоящее время контроль  ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое.

Мы предлагаем систему контроля, которая:

во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне  овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов,
во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению,
в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение  детей.

В систему контроля уровня ЗУН предлагается включить зачётный лист ученика. Зачётный лист составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем проверочным работам иметь положительную отметку.
Проверочные работы учитель составляет в соответствии с обязательными требованиями к уровню знаний по данной теме.
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.
После каждой работы зачётный лист даётся на подпись родителям, в котором указывается дата дополнительных занятий. Перед контрольной работой родителям сообщается готов ли их ребёнок к контрольной работе. По зачетному листу родители получают возможность следить за подготовкой к контрольной работе, своевременно принимать меры по коррекции знаний ребёнка. Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 8 классе.

Зачётный лист № 1

ученика  9 класса «А» _________________________ по теме: «Квадратичная функция»


работы

Содержание учебного материала
Тема самостоятельной работы

дата

выполнение

дата

коррекция

1

Функция. Область определения функции и область значений функции.

 

 

 

 

2

График функции.

 

 

 

 

3

Свойства функций

 

 

 

 

 

Тест №1 Функция. Свойства функций

 

 

 

 

4

Квадратный трёхчлен и его корни.

 

 

 

 

5

Разложение квадратного трёхчлена на множители

 

 

 

 

 

Тест №2. «Квадратный трёхчлен и его корни».

 

 

 

 

6

График квадратичной функции

 

 

 

 

7

Свойства квадратичной функции

 

 

 

 

 

Тест №3. «Квадратичная функция и её свойства».

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1 по теме: «Квадратичная функция».

 

 

 

 

Итог работы по теме: «Квадратичная функция»
_______________________________________________________

График дополнительных занятий

Дата

Результат

Дата

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата ____________________ Подпись учителя_________________
                   Дата ________________    Подпись родителей_________________

Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, мы выделили следующие темы для итогового повторения:

  1. Числа и числовые выражения.
  2. Неравенства с одной переменной.
  3. Линейные неравенства.
  4. Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
  5. Задачи на проценты.
  6. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
  7. Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
  8. Чтение графиков функций.
  9. Дробно-рациональные выражения и уравнения.
  10. Арифметическая и геометрическая прогрессия.
  11. Чтение графиков и диаграмм.

Уроки итогового повторения строятся следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся (две) предэкзаменационные работы в условиях, приближенных экзаменационным.

Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В зачётную работу можно (нужно) включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учеников).

Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей.

Диагностическая карта

ученика 9 класса «А» ________________________

.1 часть

Зачётная работа

дата

Уровень усвоения

Подпись учителя

Подпись родителей

1

Числа и числовые выражения

 

 

 

 

2

Неравенства с одной переменной

 

 

 

 

3

Линейные неравенства

 

 

 

 

4

 Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).

 

 

 

 

5

Задачи на проценты

 

 

 

 

6

Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).

 

 

 

 

7

Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.

 

 

 

 

8

Чтение графиков функций

 

 

 

 

9

Дробно-рациональные выражения и уравнения.

 

 

 

 

10

Арифметическая и геометрическая прогрессия

 

 

 

 

11

Чтение графиков и диаграмм

 

 

 

 

Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на элективных курсах. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.

Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.