Открытый урок с обучающимися 9–11-х классов "Мы в ответе за будущее"

Разделы: Социальная педагогика


Цель – формирование четких позиций, оценочных суждений в отношении проблемы наркомании среди подростков.

Задачи:
1. Информировать обучающихся о проблеме наркомании..
2. Показать негативные последствия употребления наркотических веществ.
3. Предоставить обучающимся возможность высказать собственную точку
зрения в отношении проблемы наркомании.
4. Сформировать умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.
5. Привить обучающимся навыки групповой работы.

Обучающие делятся на две команды по 6 человек. Выбирают капитана команды. Также присутствуют зрители – 20 человек.

Перед началом урока выступление обучающейся 10 класса

…Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь… И тишина…
Дети в школе умственно отсталых,
И в психиатрической жена.
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
Двадцать первый век – проблемный век!
Об этом помни, человек!
Токсикоманы, наркоманы
Переступили жизни край,
Хотелось им всех благ честимых,
Но их душа не божий рай.
Людьми вновь стать
Предельно трудно.
Дурман приходит лишь на миг,
И вот тогда услышать можно
Их сердца стук, сознанья крик.
Предать, убить, унизить могут,
Велик звериный их удел.
Кто виноват? Кто прав? Не знают!
Их жизнь – тупик!
Их жизнь – предел!
Не допустить такое можно,
Так нужно, важно и возможно!
Об этом помни, человек.
Двадцать первый век, проблемный век!

Педагог. Наркомания, наркотики, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научимся говорить НЕТ, пока не перестанем верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует.
Никто не начинает употреблять наркотики, чтобы отравить себе жизнь. Их применяют, чтобы испытать новые переживания, скрасить себе жизнь, расслабиться. Наркотик воспринимают как источник блаженства. Однако никакой наркотик не может подарить то, чего в нем нет.
Мир наркотиков намного опасней, чем кажется многим. Попасть на крючок наркодельцу проще всего тем, кто всерьез не воспринимает эту проблему и мало о ней информирован. Поэтому очень важно составить свое личное мнение об этой проблеме и навсегда принять правильное решение о наркотиках. Принимаемые человеком решения оказывают намного большее влияние на то, как складывается его жизнь, чем наследственность или социально – экономические условия, в которых он живет.
Мы живем в неустойчивом и изменчивом мире. Повсюду мы сталкиваемся с недоверием, разногласиями и конфликтами. Где в этом мире мы можем найти что-нибудь прочное и надежное? В жизни опорой для нас являются образование, семья, друзья, любимые. Тем не менее, если человек не способен жить сам с собой, он никогда не сможет быть счастливым. По своей природе человек стремится к счастью и благополучию. Ни в организме, ни в сознании нет природной программы саморазрушения. Основание для доверительных и прочных отношений с окружающими следует начинать строить внутри себя самого. Заглянув в себя, мы заметим, что совести все про нас известно. Совесть выполняет ту же роль, что и компас на корабле. Как не крутись, совесть показывает неизменное правильное направление. Совесть мудрее любого учителя. Она всегда дает нам самые нужные советы ради нашего же блага. Подобно родителю совесть побуждает нас быть хорошими, честными, нравственными и достойным человеком. Когда приходится принимать решение в ситуации нравственного выбора, рядом с нами иногда может не оказаться никого, кто мог бы посоветовать – ни учителей, ни родителей. Но совесть с нами 24 часа в сутки и все это время она постоянно говорит с нами. Научившись доверять этому внутреннему голосу, мы обретаем незаменимое качество – уверенность в себе.
Если мы хотим быть счастливыми людьми, достичь успеха в жизни, нам необходимо всегда придерживаться трех принципов – жизнь по совести, воплощение заложенного в нас потенциала, а также уважение, внимание, забота о людях. Если человек не научился правильно строить отношения с людьми, то его жизнь будет наполнена одиночеством. Одиночество – прямой путь к зависимости. А такие люди чаще всего и становятся жертвами наркодельцов.
Помните, какие бы вам красивые сказки ни рассказывали торговцы наркотиками – все это лишь сказки. Мы же говорим о реальности. Никто никогда не решает для себя: «Все. С сегодняшнего дня я становлюсь наркоманом». Все происходит постепенно – вначале травка или экстази и т.д. Наркомания поэтому и
является проблемой, потому что происходит незаметно и безжалостно засасывает каждого, кто проявил глубокое любопытство.

Задание 1.
А) Составление портрета наркомана. (Один участник от каждой команды рисует портрет).
Б) Перечислить ряд признаков употребления наркотиков.
В) Назвать последствия употребления наркотиков.

Педагог (зачитывается реальное признание подростка – наркомана, которое отражает последствия употребления наркотиков).
Подросток – наркоман:
«Шагая по площади, подросток начинает раздеваться догола, выкрикивать какие-то глупости. Он понимает, что делает что-то страшное и невозможное. Он этого не хочет, но делает».
Его дом:
«В квартире из двух комнат могут жить 15-20 человек. На полу лежат рваные ковры и одеяла. На кухне - несколько кастрюль, треснувшие тарелки, консервные банки – все жирное и грязное… везде остатки еды, пепел, смятые пачки из под сигарет. Мусор никто не выбрасывает, жильцы этой квартиры справляют свою нужду где попало. Везде вонь, грязь и клопы…»
Его друзья:
«В комнате неподвижно сидели около десяти человек. Один из них начал громко говорить. Его речь напоминала бред сумасшедшего, которого никто не слушал. Еще один, похожий на алкоголика, сидел, облокотившись на стену, и бессмысленно улыбался. Все сидели в полубессознательном состоянии…»
Его родители:
«Маму только жалко. Она ведь не ругала его и не ругает. Жалеет. Говорит, чтобы он держался, что она верит в него. Какие ужасы она испытала – это не рассказать».
Его будни:
Ничего ему не интересно. Люди живут, а у него одна забота и одна мысль в голове – достать и ширнуться… Весь организм – как придаток. Ноги – чтобы пойти за кайфом, голова – чтобы придумать, где достать деньги на «дозу», руки – чтобы шприц держать.
Его состояние:
«На стене висел плакат. В нижнем углу маленькая голубая точка. И вдруг эта точка превратилась в отвратительную физиономию. Потом ему показалось, что он истекает кровью. Это продолжалось часами. Он не мог ни говорить, ни ходить. Кое – как добрался до клуба и просидел там 5 часов. И все это время ему казалось, что он истекает кровью. На стену выползло ужасное создание в виде человека – обезьяны. Обезьяна оскалила клыки и моргала красным от крови глазом …»
Его будущее:
«Психологическую зависимость снять невозможно. Она уже сидит в мозгу и постоянно подтачивает, она уже овладела человеком. Год можно продержаться, два, а она все равно подловит момент и поймает. Потому что память стереть невозможно. Все силы уходят только на то, как – бы не сломаться. Жить совсем не интересно…»
Нужна ли тебе такая жизнь? Задумайся о будущем.
(Обучающиеся анализируют предложенную информацию).

Педагог. Желание продолжать употреблять наркотики становится таким сильным, что является целью жизни наркомана. Наркоман готов пожертвовать всем, чтобы избежать боли ломки. По мере того, как организм привыкает к эффекту наркотика, нужны все больше дозы, которые стоят больших денег. Существует два выхода из этого круга. Первый – очень простой, но печальный. Это смерть. Если наркоман не останавливается, то весьма вероятен летальный исход.
Смерть может наступить от передозировки (причем, для этого достаточно миллиграмма наркотика). Наркотики могут довести до бессознательного состояния, так, что под их влиянием с человеком может случиться несчастный случай или самоубийство. Инъекции наркотиков легко могут привести к попаданию инфекции в организм. В особенности высок риск заражения СПИДом.
А СПИД всегда приводит к смерти.
Второй выход – это реабилитация. Физически человека можно лечить, но не излечить, поскольку корни наркозависимости сидят глубоко во внутреннем конфликте зависимой личности. По статистике, только 2 человека из 100 возвращаются к нормальной жизни, а 98 рано или поздно вновь начинают употреблять наркотики.
Широкая доступность наркотиков стала реальностью нашей жизни. Без особого труда наркотики можно найти на молодежных вечеринках, в местах молодежных «тусовок». Сегодня от риска употребления наркотиков не застрахован никто. И все-таки, почему один подросток, становится наркоманом, а другой - нет? Причин много.

Задание 2. Назвать причины употребления наркотиков (каждая команда называет по одной причине).

Задание 3. Дописать незаконченное предложение.
1) Наркотики - это ...
2) Наркоман - это ...
3) Я считаю, наркотики нужно ...
4) Мои друзья относятся к наркотикам ...
5) В моей семье отношение к наркотикам …
6) Наркотик дает возможность…
7)Наркотик не дает возможность ...
8) Если бы мне предложили наркотик, то я бы ...

Задание 4. Пересказ изречений о вреде наркотиков.
Капитану команды зачитывается изречение о вреде наркотиков на организм человека. Задача капитана передать это изречение точно, как оно было зачитано. Затем это изречение передается по цепочке каждому члену команды. Задача последнего члена команды – передать изречение точно, как оно было зачитано педагогом.
Второй команде дается такое же задание, но содержание изречения меняется.
ИЗРЕЧЕНИЯ:
1. Нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Наркомания – это болезненное пристрастие к наркотическим средствам. Человек идет на все: обман, воровство, даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркотики - безжалостный палач, который требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими ее иначе я подвергну тебя жуткой пытке».
2. Наркомания – не сладостное занятие, а смертельная болезнь, неизлечимая, страшная, мучительная. Ни под каким предлогом, не пробуйте наркотики и не прикасайтесь к ним! Если же с вами случилась беда, то сегодня же откажитесь от очередной дозы, пока есть еще немного разума в голове. Завтра он покинет вас.
Берегитесь наркотиков!

 Задание 5. Вопрос – ответ для капитанов команд (капитаны отвечают на заданные вопросы)
 1. Как я понимаю, зависимость - это…. 1. Наркотики - это ...
 2. Наркоман - это ... 2. Я считаю, наркотики нужно ...
 3. Мои друзья относятся к наркотикам ... 3. Наркотик дает возможность…
 4. Если бы мне предложили наркотик, то я бы (общий вопрос)…
 5. Как бороться с наркоманией в подростковой среде (общий вопрос).

Задание 6. Каждая команда представляет собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма разного содержания от подростков, от сверстников. Задача группы – сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему (каждая команда выбирает письмо).
Письмо 1.
У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят подозрительные сигареты и пьют водку. Теперь он большую часть времени проводит с ними.
Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика или наркомана. ПОСОВЕТУЙТЕ, КАК?
Письмо 2.
Мы дружим уже больше года. В последнее время моя девушка очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она созналась, что несколько месяцев балуется ханкой и это ей нравится.
Этой новостью я поделился с другом, у которого в прошлом году от передозировки наркотиков умер брат. Друг советует обратиться за помощью ко взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ?

 Задание 7. Работа со зрителями (ответы на вопросы анализируются)
Вопросы:
1. Употребляющих наркотики нужно хвалить;
2. Употребляющих наркотики нужно наказывать;
3. Употребляющих наркотики не нужно наказывать.
4. Наркотики - это лекарство для человека;
5.Наркотики - это отрава для человека;
6.Наркотики - это забава для человека.
7.Наркоманы живут очень долго;
8.Наркоманы живут очень мало;
9. Наркоманы живут очень хорошо;
10. Наркотики очень полезны для человека;
11. Наркотики очень вредны для человека;
12. Наркотики никак не влияют на здоровье человека;
13.Попробовать наркотики - вполне безопасное дело;
14. Попробовать наркотики - очень опасное дело;
15.Попробовать наркотики нельзя ни за что, и никогда.
16. Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом.
17. Наркомания не болезнь, а распущенность.
18. Все наркоманы-преступники.
19. Наркотики помогают снять напряжение.
20. Марихуана совершенно безопасна.

Задание 8 « Телевизионный ролик » (домашнее задание)
 Педагог. Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача -придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков.
 
Педагог. Порой, когда проблемы подступают к нам близко, мы видим только их, не замечая, что не все в мире так плохо. Выход есть из любой ситуации, какой бы безнадежной она не казалась, просто надо его найти. Главное не сдаваться перед проблемами. Наша жизнь – это наша жизнь, наш выбор. Важно правильно принять решение.

(В завершении беседы выступление обучающейся 9 класса)
Личность – это путь, по которому человек идет.
Как бы хорошо ни была изучена местность,
каждый человек сам прокладывает свой
маршрут и в этом смысле он всегда индивидуален
и неповторим. Указать другому его жизненный путь так же невозможно, как раскрыть ему смысл его жизни. Сделать это – значило бы прожить жизнь
за другого, вместо него.

Подведение итогов урока. Награждение команд.