Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы

Разделы: Биология


Цели образовательные:

  1. Закрепление, обобщение, некоторая коррекция усвоения знаний по разделу “Кровеносная и лимфатическая системы”.
  2. Знакомство с наиболее распространенными сердечно-сосудистыми заболеваниями, их возможными причинами и профилактикой.
  3. Развитие умения обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.

Цели воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
  2. Воспитание сознательного отрицательного отношения к вредным привычкам.

Цели развивающие:

  1. Формирование умений работать в паре.
  2. Формирование беспристрастности в оценивании ответов одноклассников.
  3. Формирование адекватности при самооценке.
  4. Развитие интереса к предмету путем обращения к жизненному материалу и использования ИКТ (презентация PowerPoint).

Форма проведения – комбинированный урок.

Материалы и оборудование:

  • Таблицы по сердечно-сосудистой системе.
  • Тонометр (желательно, автоматический).
  • Карточки (раздаточный материал) – см. ниже.
  • Презентация в формате PowerPoint.
  • Компьютер, мультимедиа проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель объясняет цели и задачи урока и дает план урока. Первая часть – закрепление и обобщение материала по сердечно-сосудистой системе, вторая часть – изучение новой темы с использованием презентации, третья часть – краткое закрепление изученного. – 1 минута

II. Закрепление и обобщение материала раздела. Проводится в три этапа.

А) первый этап – устный опрос. Ответы даются учащимися по желанию. На этом этапе “сильные” учащиеся могут получить хорошие оценки, а слабые, по какой-либо причине плохо подготовившиеся имеют возможность услышать верные ответы и актуализировать имеющиеся знания. За каждый верный ответ учащемуся выдается жетон – сердечко. В конце урока эти жетоны учитываются при оценивании.

Возможные вопросы: (примерно 5 минут)

  • Дать определения терминам “артерия”, “вена”, “капилляр”
  • В каком из сосудов давление крови наибольшее и каким образом сосуд его выдерживает
  • В каком из сосудов давление крови наименьшее и какое это имеет значение для организма
  • Назвать отдел сердца, служащий началом и окончанием большого круга кровообращения, малого круга кровообращения
  • Почему кровь не может попасть из желудочков в предсердия
  • Каким образом кровь поднимается по венам против силы тяжести
  • Почему сердце, которое работает всю жизнь, не утомляется
  • Почему кровь не течет по аорте обратно в сердце
  • Каким образом измерить кровяное давление и для чего это делается (если есть тонометр, учащийся показывает необходимые действия)
  • Почему бывает варикозное расширение вен, но не бывает варикозного расширения артерий
  • Какая “путаница” возможна при рассказе о малом круге кровообращения и отчего такая путаница возникла
  • Как верно измерить пульс, что он может показать и отчего возникает

Б) второй этап – работа с индивидуальными карточками (в карточке 3 задания): – 10 минут с учетом проверки

1) Подпишите рисунок:

Правильно подписанный рисунок

2. Соотнесите круги кровообращения с частями, к ним относящимися:

А – Большой круг

1. Левое предсердие

6. Верхняя полая вена

Б – Малый круг

2. Левый желудочек

7. Нижняя полая вена

 

3. Аорта

8. Правое предсердие

 

4. Легочная артерия

9. Правый желудочек

 

5. Легочная вена

10. Сонные артерии

Ответы:

А – 2, 3, 6, 7, 8, 10

Б – 1, 4, 5, 9

3. Выберите один верный вариант ответа: (верные ответы выделены курсивом)

3.1. Обмен между клетками и кровью происходит в:

а) капиллярах;

б) венах;

в) артериях.

3.2. Малый круг кровообращения заканчивается в:

а) правом предсердии;

б) правом желудочке;

в) левом предсердии;

г) левом желудочке.

3.3. В правое предсердие впадают:

а) легочные вены;

б) верхняя и нижняя полые вены;

в) легочные артерии.

3.4. Венозные клапаны:

а) изменяют направление движения крови;

б) подталкивают кровь к сердцу;

в) регулируют просвет сосудов;

г) препятствуют обратному току крови.

3.5. Кровь в аорту поступает из:

а) правого желудочка;

б) левого желудочка;

в) правого предсердия;

г) левого предсердия.

3.6. Наименьшая скорость течения крови в:

а) капиллярах;

б) артериях;

в) венах.

3.7. Створчатые клапаны препятствуют току крови:

а) из предсердий в желудочки;

б) из желудочков в предсердия;

в) из желудочков в артерии;

г) из предсердий в вены.

3.8. Сердце человека

а) трехкамерное со смешанной кровью в желудочке;

б) четырехкамерное с неполной перегородкой между желудочками;

в) четырехкамерное с полной перегородкой между желудочками.

Задания проверяются сразу же по их выполнению с комментариями учителя, учащиеся меняются тетрадями, каждый учащийся проверяет работу соседа, отмечает ошибки и выставляет оценку (по указанным критериям) карандашом на полях. Тетради возвращают владельцам.

В) третья часть – работа в паре – 5 минут с учетом проверки

Раздаются карточки с единственным вопросом – Почему при волнении учащается сердцебиение? Необходимо составить схему процессов, происходящих в организме в ответ на стрессовую ситуацию.

(Примерный ответ: Рецепторы – центростремительный путь – ЦНС – центробежный путь – надпочечники – выработка адреналина – кровь – учащение сердцебиения)

Учитель проходит по рядам и ту пару, которая дала самый верный ответ, вызывает к доске. Им необходимо прикрепить на доске карточки с указанными звеньями. Остальные пары проверяют свою работу (самоконтроль) и выставляют себе оценку карандашом.

III. Новый материал:

А) Рассказ учителя. – 5 минут

Немного статистики: по данным Всемирной организации здравоохранения Россия занимает первое место по числу смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда у нас ежегодно умирает 330 мужчин и 154 женщины.

Основными “сердечно-сосудистыми убийцами” являются:

Инфаркт миокарда – не заболевание, а результат многих тяжелых поражений сердца и сосудов. Острый недостаток кровоснабжения сердечной мышцы и ее омертвление. Может привести к смерти или инвалидности.

Стенокардия – приступы резкой давящей боли в груди. Причина – недостаток кровоснабжения сердечной мышцы. Чаще всего стенокардия и инфаркт миокарда – симптомы ишемической болезни сердца.

Гипертония – стойкое повышение артериального давления, часто ведет к инфарктам, инсультам.

Атеросклероз – изменения внутренних стеной аорты и артерий. Уменьшается эластичность стенки, возрастает ее плотность, сужается просвет сосудов. Может привести к аритмиям, инфаркту миокарда.

Аритмии – нарушения нормального ритма работы сердца. Возникают при поражениях миокарда, нервной системы, проводящей системы сердца. Могут привести к инфаркту миокарда. Различают:

– Тахикардию – учащение сердцебиения,

– Брадикардию – урежение сердцебиения,

– Экстрасистолия – преждевременное сокращение сердца (перебои, замирание сердца)

Б) Отчего же сердце перестает выполнять свою работу? Просмотр презентации. – 3 минуты.

IV. Дополнение и закрепление изученного материала. – 12 минут.

Учащиеся изучают материал учебника и дополнительный раздаточный материал. Затем каждый в тетради составляет пять вопросов по прочитанному и увиденному в презентации. Соседи по парте меняются тетрадями.

Каждый отвечает на вопросы соседа, а затем ставит соседу оценку за качество вопросов (понятность, правильность формулировки, степень сложности). Учащиеся вновь меняются тетрадями, каждый проверяет работу соседа и выставляет оценку за качество в тетрадь соседа. Примерная формулировка – Оценка Иванову за ответы “4”, смотри ответы в тетради Петрова. Проверил Петров.

Учащиеся складывают полученные оценки, находят среднее арифметическое – оно и будет являться оценкой за работу на уроке. Данную оценку выставляют в тетрадь и рядом пишут, адекватной ли кажется им данная оценка и почему.

Некоторые мнения заслушиваются, учитель выставляет в журнал на уроке только тем, кто отвечал устно на первом этапе урока. Остальные получают оценку после перепроверки тетрадей. На следующем уроке тех, кто оценивал беспристрастно, объективно необходимо выделить и поощрить. Домашнее задание – Сделать опорный конспект, схему ответа по теме урока. Критерии оценки – правильность, оформление, количество материала и его скомпанованность. – 3 минуты

Презентация