Использование комнатных растений на уроках географии

Разделы: Биология, География, Спорт в школе и здоровье детей


            Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и быту.
Особое место в экологическом образовании принадлежит географии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки, которое получило название геоэкология.
Основные требования экологического образования (в широком смысле обучения и воспитания), а следовательно и географии, направлены на создание здоровьесберегающего образовательного пространства:

  • понимание того, что человек – это часть природы;
  • понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни в окружающей среде.

      Все это важно рассматривать как взаимосвязанный принцип обучения, воспитания и развития человека, что соответствует природосообразности и устойчивому развитию личности.
Изучение комнатных растений не только способствует активизации познавательной активности учащихся, развитию наблюдательности, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, но и осуществляет межпредметные связи с другими предметам. При изучении комнатных растений учащиеся знакомятся с внешним видом этих растений, с родиной их происхождения, условиями жизни на родине, значением их для здоровья и жизни человека. Как известно, большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями. Чаще всего это растения тропиков и субтропиков с различными жизненными формами и разнообразными приспособлениями к условиям обитания. Создавая приближенные условия жизни для комнатных растений, учащиеся на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений, что способствует экологическому образованию и воспитанию. Благодаря фитонцидной деятельности комнатные растения создают наиболее благоприятные условия для учебы и отдыха учащихся. Кроме того, наличие в классе комнатных растений способствуют созданию у учащихся конкретных представлений о видовом разнообразии растений.
Работа над изучением комнатных растений непрерывна, она начинается в детском саду, где дети знакомятся с несколькими растениями. Дальнейшая работа ведется в начальной школе, где предполагаются уроки в курсе окружающего мира по комнатным растениям. Мы же продолжаем знакомство с комнатными цветами  на уроках биологии, экологии, географии. Н.Верзилин не зря сравнивал «окно со своеобразной растительной картой», так как по ней тоже можно путешествовать на уроках. Наиболее благоприятная параллель, на уроках которой можно использовать наиболее широко комнатные растения, это 7 класс. Именно в курсе «География. Страноведение» мы знакомим учащихся с процессами и явлениями, происходящими на Земле как планете, формируем целостный образ земного шара через характеристику отдельных его территорий.

   Сводная таблица с перечнем разделов и тем по географии, в рамках которых теоретически возможно создать занятия с использованием рассказа о комнатных растений. Это позволит нам на уроке мысленно совершить путешествие по тем местам, откуда произошли растения. Очутиться в раскаленной солнцем  пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды. Проникнуть в сумрачные дебри влажных тропических лесов, и побывать в богатых плодами и цветами субтропиках.

Название комнатного растения, используемого в фитомодуле. Родина произрастания  Информация о среде произрастания. Название разделов и тем, в рамках которых теоретически возможно использовать данные о растениях.
Цисус Австралия, Новая Зеландия, острова Явы и Суматры. Растения субтропиков.

Различают сухие и влажные субтропики.

Климат субтропических областей умеренный. Температура в течение года равномерная с незначительными колебаниями. Среднегодовая температура достигает + 15 градусов. Влажность воздуха высокая. В сухих субтропиках годовое количество осадков колеблется в пределах 50-100 мм, осадки приурочены к холодному времени года, что затрудняет вегетацию растений. Растения вегетируют главным образом весной, летом же они находятся в состоянии покоя

Тема «Европа»,

№ 26-28 (Южная Европа) – страны Италия, Испания, Греция, побережье Средиземного моря.

 

 Тема « Азия»

№ 31 Закавказье – страны Грузия Армения, Азербайджан

№  34 Китай и Монголия,
№ 35  Япония и страны на Корейском полуострове

Тема «Африка»

№ 42 Южная Африка

Тема «Америка – Новый Свет»

№ 47 Центральная Америка и Вест – Индия

№ 48 Бразилия

№ Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили

Тема «Австралия и Океания»

№ 51 Географическое положение и природа Австралии.
№ 54 Океания.

Плющ Крым, Кавказ, юг Европы (растет в горах, поднимается по отвесным скалам с теневой стороны)
Пеларгония (герань) Южная Африка, Капская земля, мыс Доброй Надежды ( привезена в Европу в конце 16 века)
Камнеломка Китай (растет в расщелинах скал и утесов)
Апельсиновое, мандариновое и лимонное деревья Родина Китай, затем они стали произрастать в Индии, а после похода Александра Македонского они стали известны в Древнем Риме.
Нефролепис Разнообразие видов обуславливает и разнообразие мест произрастания. Растения влажных тропических лесов.

 Зона влажных тропических лесов характеризуется большим количеством осадков, высокой влажностью воздуха и высокой годовой температурой. Морфологические и физиологические особенности, характерные для растений влажных тропических лесов, в основном сохранились и у комнатных растений, происходящих из этой зоны.

Тема « Америка – Новый Свет»

№ 48 Бразилия,

 

Тема «Африка»

№ 40 Западная и Центральная Африка,

 

Тема « Азия»

№ 36 Южная Азия

№ 37 Юго- Восточная Азия

( п-ов Индостан и Индокитай, Малайский архипелаг).

Сансевиерия (сансевьера) Остров Шри-Ланка, Индия, относиться к семейству лилейных.
Циперус Болотистые берега Нила. Тропическая Африка
Традесканция Болота тропических лесов Америки
Монстера Леса Бразилии, район реки Амазонки.
Колеус Остров Ява
Кофейное дерево Южная часть Эфиопии, тропическая Африка, семейство мареновых.
Агава американская (столетник) Мексика

Растения  тропических пустынь

 Климат пустынь и полупустынь характеризуется засушливостью, скудными осадками, интенсивным солнечным светом, дневной жарой и ночными холодами. Растения пустынь не выносят застоя влажности воздуха

Тема «Америка  - Новый Свет»

№ 47 Центральная Америка и Вест-Индия
Тема «Африка»
№ 42 Южная Африка

Алоэ древовидное Капская провинция, мыс Доброй Надежды, пустыня Карру
Аспарагус Родина Африка и Азия, семейство спаржевых.
Хлорофитум Южноафриканское растение из семейства лилейных.

Приведем пример материала  урока по теме «Бразилия» (№48)
Рассказывая «о природе северной низменной части страны – Амазонии» – мы  говорим «о влажных экваториальных лесах, которые в Южной Америке называют сельвой. Они формируются благодаря поступлению большого количества солнечного тепла и низкого атмосферного давления (жаркий и влажный климат). Обилие влаги и тепла причина чрезвычайного богатства растительного мира сельвы; одних деревьев в ней встречается более 4 тыс. видов. В лесах Амазонии растут фикусы, пальмы, каучуковое дерево гевея, дерево какао, множество орхидей и других экзотических растений» [учебник 7 класса «География. Страноведение», под ред. О.А.Климановой].
Мы приводим пример другого растения, которое встречается во влажных тропических лесах  и растет в кабинете географии – монстера. Начинаем работу с рассмотрения внешнего вида растения и выдвижения гипотез: почему листья имеют такую форму, для чего у растения  растут воздушные корни. Проводим сравнение монстеры, выращенной в домашних условиях (классный экземпляр растения) и в природе (по иллюстрациям).  После обсуждения  зачитываем отрывок из книги Н.Верзилина «Путешествие с комнатными растениями».
«… Особенности строения листьев тропических растений обусловлены условиями жизни в тропическом лес: повышенной влажностью, недостатком освещения и сильными ливнями…И ни одного знакомого растения. Разве что эти напоминают стрелолист, правда гораздо больших размеров, а над ними с одного из деревьев свисают какие-то коричневые веревки. Поднимаем голову. Ба, да эти «жгуты» свисают прямо с толстого стебля растения, обвившего дерево! Приглядимся к его широким, почти округлым листьям на длинных черешках, внизу цельным, повыше с отверстиями в листовой пластинке, а еще выше перисто-разрезанным и больше метра в поперечнике. Высоко по стволу дерева забирается эта лиана толщиной с рук и в плотном зеленом шатре листвы пробивает себе дорогу к солнцу. В прорези и отверстиях верхних листьев пробиваются лучи солнца и играют бликами на нижних листьях. Чем-то эти листья напоминают нам знакомого с детства комнатного растения. Да, конечно, это филодендрон (листодерево), вернее, монстера делициоза, просто называемая у нас «плаксой».
Семена монстеры разносятся птицами по деревьям и прорастают на коре в окружении мхов. Сначала монстера растет как эпифит, потихоньку спуская вниз свои длинные, до шести метров, воздушные корни. Толщина их один - два сантиметра, от каждого крупного  листа их отходит примерно по паре.  У земли они загибаются и выпускают множество боковых корней, как пухом покрытых корневыми волосками. При этом «веревки» натягиваются, как струны: по ним теперь прямо к листьям поднимается вода (если корень перерезать, то из него польется водянистая жидкость). Едва корни укрепятся в почве, как монстера устремляется ввысь, обвивая дерево – хозяина, что весьма характерно для лианы бразильских лесов. Ее извивающийся зеленый стебель с темными пятнами – следами опавших листьев – напоминает змею.» [Н.Верзилин «Путешествие с комнатными растениями»].

Исследовательский  проект «Фитонцидная активность комнатных растений» .
Работая с комнатными растениями на уроках и во внеурочное время, мы пришли к выводу, что данная работа может носить исследовательский характер и быть рассмотрена  как  проектная деятельность   на уроках географии, экологии и биологии, в контексте здоровьеразвивающей педагогике.
 Актуальность темы. Трудно представить, как смог бы жить человек без комнатных растений, особенно дождливой осенью, зимой, когда деревья лишены листьев, земля скована морозом. В это время, когда природа спит крепким сном, человек особенно тянется к зелени, цветам.
На протяжении всей истории человеческого общества цветущее растение – этот хрупкий  и быстротечный  облик живой природы – всегда украшал жизнь людей. Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как декоративные комнатные растения. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, тепла  дыхания лета и блистательности золотой осени, впечатляют своими живыми и сочными красками. Что может быть прекраснее комнаты, утопающей в цветах? Какие искусственные запахи могут сравниться с упоительными ароматами душистых растений? Эти маленькие оазисы зелени, благоухания, красок, меняющихся в зависимости от времени года, действуют на нас как восхитительная музыка.
Комнатное цветоводство развелось из естественного стремления как можно больше увеличить возможность общения с живой природой. Оно возникло в странах с ярко выраженной сменой времен года, где городские жители чаще всего более 20 часов в сутки находятся в помещении. Первоначально в зимнее время в комнатах выращивали лекарственные растения. Затем на смену им пришли растения с красивыми цветами и листьями. После крупных географических открытий в оранжереях  и комнатах появились разнообразные представители тропических лесов, субтропиков, пустынь Америки, Азии, Африки.
Люди пытались приучить к жизни в комнатах полюбившиеся цветы и травы, но не всегда это удавалось. Постоянная температура от 140 до 200 С, ограниченность света, переизбыток углекислого газа, преобладание сухого воздуха привело к тому, что в качестве комнатных растений выжили и распространились биологически наиболее  приспособленные виды. Искусственный отбор переплелся с естественным отбором: прижились чрезвычайно выносливые жители  пустынь или растения тропических лесов. Поскольку в тропиках тепло и влажно, нет листопада, то и комнатные растения  круглый год не теряют листьев. Хуже чувствуют себя представители субтропиков: зимой они чахнут, но весной вновь оживают и зацветают. Путем селекции человек вывел такие сорта, каких нет, и никогда не было в природе.
Сейчас декоративные комнатные растения чрезвычайно распространены. Почти нет такого дома, квартиры, предприятия, учреждения, где бы не росли комнатные растения, которые украшают интерьеры, создают уют, радуют глаз, освежают воздух.

Целью  данной  исследовательской работы является  систематизация сведений о полезных свойствах комнатных растений, так как нестабильная экологическая обстановка нас окружающая подчас наносит вред нашему здоровью. Уже доказано, что комнатные растения обладают рядом полезных свойств: они улучшают состав воздуха, так как выделяют кислород; улавливают пыль, газы, дым; многие виды выделяют вещества (фитонциды), которые убивают микробы, а ароматы растений снимают у людей стрессовые перегрузки.

Объектом  исследования  является влияние фитонцидных свойств комнатных растений на экологическую составляющую классных помещений.

Предметом научного интереса является влияние растений на здоровье учащихся.

Работа над проектом велась в нескольких направлениях:

  • мониторинг состояния здоровья учащихся школы за период с 2004  по 2007 учебные года;
  • исследование экологического  микроклимата закрытых помещений;
  • исследование фитонцидных свойств комнатных растений (антибактериальных, антивирусных, антигрибковых, обладающих успокоительными свойствами, противовоспалительными свойствами) и их влияние на источники загрязнения окружающей среды.
  • создание фитомодуля в классной комнате;

Возраст учащихся: 6 - 11 класс (в зависимости от возраста могут быть выбраны различные направления работы: от ухаживания за растениями до опытов  и исследовательских работ по влиянию комнатных растений на здоровье учащихся).

Время работы над проектом: в течение года.

Режим работы: 34 учебных часа. (1 час в неделю)

Статус учебного проекта:
- автор-разработчик – ученица 7 класса и учитель географии Оленева Е.В.
- опыт использования (апробации) ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №449.

Описание проекта:
Темы исследования работы:
- Фитомодуль и его влияние на здоровье человека
- Здоровье городского населения – основной признак человеческой общности
- Экологическая составляющая закрытых помещений (классных комнат)
- Фитонцидная активность комнатных растений
- Характеристика аэротерапевтического фитомодуля
- Состав фитомодуля
- Методические указания по содержанию и эксплуатации растенийй, входящих в состав фитомодуля.

Все  задачи и темы (направления) работы, которые мы поставили перед собой перед началом работы, были выполнены.  Был проведен мониторинг состояния здоровья учащихся, на основе которого составлены диаграммы и таблицы, исследован микроклимат школьных помещений, в том числе классов. На данном этапе работы нам помогали  завуч по здоровью и медицинская сестра, так как именно у них происходить систематизация всех данных, связанных со здоровьем учащихся школы.  Исследованы фитонцидные свойства растений и их влияние на элементы загрязнения помещений. В ходе проекта мы пришли к выводу, что необходимо не только проводить исследования по данному вопросу, но и использовать его в практическом значении – создать на основе комнатных растений, представленных в кабинете географии, фитомодуль, который смог бы улучшить микроклимат в данном кабинете.