Пути и средства формирования самостоятельности у учащихся

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Проблема воспитания самостоятельности крайне актуальна и серьёзна. Несомненно, самостоятельность - самостоятельности рознь. Но если воспитанием заниматься систематически и разумно, то каких результатов можно достичь?

Каждый год задаю себе один и тот же вопрос. Чему я научила детей за год? Стали ли они самостоятельнее, а если и стали, то в чём? За 24 года работы в школе у меня сложилась своя система работы с детьми.

Набирая группу первоклассников, я ставлю перед собой задачу: постепенно развивать инициативу и организаторские способности детей, их самостоятельность в несложных видах деятельности. На что я опираюсь, чтобы осуществить переход от свойственной детям этого возраста подражательной деятельности, когда они стремятся буквально повторять каждое слово и движение учителя, к простейшим проявлениям самостоятельности?

Я пробую ввести элементы самоуправления в организацию дежурства, постепенно перехожу от назначения дежурных к их выборности и расширяю обязанности и права дежурных, ставлю их в положение организаторов ряда режимных моментов жизни класса.

Практически я осуществляю это следующим образом. В первой четверти объясняю и показываю детям на личном примере обязанности дежурных, напоминая, что в будущем всё это им придётся делать самостоятельно. Во второй четверти я назначаю дежурных (по двое – по классу), санитаров, цветоводов, затейников, ответственных за проверку школьной мебели (парт, стульчиков), ответственных за проверку состояния учебников. Дежурные сменялись ежедневно, а остальные обязанности - каждую неделю.

Таким образом, дети осваивали все необходимые виды деятельности по самообслуживанию и организаторские обязанности. За дежурство я объявляю им оценки (в 1 классе - словесные: молодец или умничка, хорошо, завтра у тебя лучше получится) и объясняю, за что и с учётом чего выставлена та или иная оценка. В третьей четверти я ввожу должность командира класса, на которую сама назначаю ребят, но уже не всех подряд, а лишь лучших (тех, которые ответственно относились к своим обязанностям).

В обязанности командира входит помощь учителю в организации и контроле деятельности ребят.

В конце рабочей недели провожу классный час, где каждый отчитывается о проделанной работе перед классом, а класс в свою очередь обсуждает и оценивает работу командира.

Таким образом, у детей начинают формироваться коллективные отношения, самостоятельные решения, мнения, оценки.

А в последней четверти, когда ребята уже достаточно хорошо изучили способности друг друга и многому научились в совместной деятельности, стал возможен переход к выборам. Дети сами избирали командира, каждого на неделю. Теперь их самостоятельность перешла на качественно новый уровень. Командир сам назначал обязанности, контролировал и оценивал их действия.

Я была приятно удивлена, что в своих оценках командиры руководствуются чаще всего объективными соображениями, высказывают самостоятельные суждения и мнения, не подчиняясь личностным отношениям.

В конце каждой недели класс под моим наблюдением обсуждал дежурство командира и решал, какую ему выставить оценку. И тут я заметила весьма показательную деталь. Раньше, когда я выставляла за обязанности оценки, ребята обижались и пытались оправдаться, свалить вину за различные проступки или неудачи на других. Теперь, когда дети на классном часе самостоятельно обсуждали и оценивали деятельность своих товарищей, неожиданно проявилось такое качество, как самокритичность. Командиры откровенно признавались в ошибках и даже сами просили снизить им оценки, а остальные ребята, выступая в защиту командиров, говорили, что они сами виноваты, не слушались и т.д.

В последующих классах даю возможность детям выбрать обязанность самостоятельно, т.е. по душе. Таким образом, у детей формируется ответственность.

Возможно, не так уж это и много – научиться за год внимательно слушать учителя, уважительно относиться к взрослым и товарищам, самостоятельно переодеваться на урок физкультуры, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, готовить своё рабочее место, поддерживать чистоту и порядок в классе, следить за состоянием школьной мебели, учебников, внешним видом, соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за комнатными цветами, аккуратно писать в тетради.

Но не так уж и мало, когда восьмилетний ребёнок умеет и командовать и подчиняться, делает правильный самостоятельный выбор и принимает необходимое в данной ситуации решение, самостоятельно действует и оценивает собственные действия и высказывает самостоятельное мнение.

Всему этому я учу детей, учу долго и кропотливо.

Проблема ещё в том, что в то же самое время некоторые родители предоставляют своим детям другую самостоятельность или совсем лишают их самостоятельности. Я уже обращала внимание на то, что самостоятельность - самостоятельности рознь.

Бывают и такие дети, которые неделями приходят в школу в одной и той же грязной одежде. Этим детям тоже “предоставляют самостоятельность”: “сам испачкался – сам и стирай, а не умеешь – ходи грязный, пока не научишься”...

Или наоборот, заканчивались занятия, родители, забирая ребёнка, застёгивали ему пуговицы, одевали его, лишая малейшей самостоятельности. Он и шнурки завязывать не умеет, да и пуговицы самостоятельно не застегнёт без чьей либо помощи.

Постепенно вырисовывалась закономерная картина. Те дети, которым родители предоставляли довольно анархичную свободу действий, и те, кого родители лишали всяческой самостоятельности, оказывались в классе самыми недисциплинированными и беспомощными, неспособными даже к добросовестному исполнению поручений, не говоря уже о проявлении у них организаторских способностей.

Дети же, родители которых постоянно, в соответствии с возрастающими возможностями ребят, развивали их самостоятельность, стали в классе ядром формирующего коллектива, его активом. Этот актив явился результатом совместной деятельности семьи и школы, соединивших свои усилия для достижения общих целей.

Дети по своей природе такие разные. Одни медлительные, другие шустрые или же стеснительные. У детей разные темпераменты, привычки, вкусы. Они всё делают по-разному и каждый по-своему. В конце учебного года я раздаю детям анкету, где среди прочих два вопроса: “ Что ты делаешь дома вместе со взрослыми?” и “ Что ты делаешь дома сам?”

Ответы детей обычно подробные - готовят еду, моют посуду, пол, подметают, вытирают пыль, гуляют с мамой и папой, ходят в магазин, делают уроки, читают, смотрят телевизор, играют с маленькими братишками и сестрёнками, кормят кроликов и т.д.

Так во многих семьях незаметно формируется ответственное отношение детей к трудовым делам, требующим от них самостоятельности, постоянного внимания, организаторских навыков. Если дети ходят в магазин, ухаживают за младшей сестрой, кормят кролика, то приобретённые дома, в семье, навыки и нравственные качества обязательно проявляются и в школе.

Но бывают и такие ответы “Ходим в гости, едим шашлыки, взрослые пьют водку, а мы - сок, дерусь с братом”

Нет особой необходимости комментировать приведённые примеры. Лишь добавлю, что когда я предложила выбрать этого ребёнка командиром, ребята стали высказывать своё мнение, что они не хотят его слушаться, т.к. он дерётся, обзывается, жадничает, сам берёт всё без спросу, “пусть сначала научится хорошо себя вести!” Я не ожидала такого резкого осуждения.

Я считаю, что самостоятельность – это, прежде всего, ответственность.

Ответственность взрослых не только за свои собственные поступки, но и за самостоятельность детей, за воспитание в них той самостоятельности, которая нашла бы отражение и в школе, где система самоуправления позволяет им в полной мере раскрыть свои способности и стремления. Только такая самостоятельность, где ответственным, вдумчивым, воспитательным трудом на личном положительном примере педагогов и родителей, на поддержке и развитии интересов детей, их творчества и инициативы, может по праву считаться нравственным качеством личности.

Как не велика роль школы, но воспитывает растущего человека не только она. Основы характера, исходные жизненные установки - всё это закладывается в семье. И не жди добра, если школа внушает одно, а семья – другое.

Поэтому я ищу различные пути сближения и сотрудничества с родителями. А оказать помощь родители смогут настолько, насколько будут методически просвещены в этой области.

Исходя из объективных условий жизни и используя образовательные средства учебных предметов, главными целями своей работы в сотрудничестве с родителями ставлю такие:

*развитие у детей навыков самообслуживания;

*оказание уч-ся помощи в адаптации и собственной реализации в жизни достойным образом, через умные руки и поступки;

*поддержка детей, которым становится страшно жить в непростом и непонятном окружающем мире;

*научить поддерживать в семье мир, порядок и красоту.

В своей работе придерживаюсь правил и призываю родителей:

* не кричать на ребёнка - крик притупляет голос детской совести;

*никого ни с кем не сравнивать - уважать в ребёнке индивидуальность;

* верить ребёнку;

* не перехваливать;

* не мешать делать неправильно;

* не объяснять всего учебного материала - не лишать детей радости самостоятельного поиска.

Поиск путей сотрудничества с родителями натолкнул меня на создание таблицы (Приложение № 2).

Ребёнок выбирает “дело по душе” еженедельно, оценивается его деятельность еженедельно. За 4 недели он мог сменить 4 вида деятельности. На классном часе ребята оценивают его.

Я фиксирую в таблице. (Таблица только для учителя. Детям не показываю). В конце каждого месяца суммирую, фиксирую выявленные причины. Совместно с родителями обсуждаем эти причины и находим пути их решения (с каждым родителем индивидуально), обговариваем сроки).Фиксирую результат работы каждого учебного месяца. Строю графики.

Видя положительные результаты, родители сотрудничают охотно.

Систематический учёт при анализе его результатов позволяет видеть постепенное продвижение каждого ребёнка в самостоятельности его действий и осуществлять ненавязчивый индивидуальный подход.

Такой мониторинг помогает при планировании учебного материала и подготовки к урокам, мероприятиям.

Помимо этого, при объективной оценке деятельности детей контроль служит одним из средств их стимулирования.

Дети стремятся быть самостоятельными в своих делах и оценках, думать и поступать так, как они считают нужными.

Использую в практике безотказные приёмы поддержки творческой, дружеской атмосферы:

- взаимное приветствие с улыбкой, одобряющий взгляд;

- прямой контакт “глаза в глаза”;

- добрая шутка – юмор прекрасно оттачивает способность мыслить;

- использование всевозможных элементов занимательности.

Главное, чтобы в школе и дома детям было уютно, комфортно, чтобы им хотелось творить.

Стимулом деятельности детей может быть и словесная оценка: “Какие вы, молодцы! Как бы сейчас порадовались папа и мама!”

В практике, выполняя разнообразные виды деятельности, дети сталкиваются с разными делами, поступками своих товарищей. А поступки бывают как хорошие, так и плохие.

Ребята учатся внимательно относиться к каждому товарищу и его делам, видеть его трудности, находить пути - как помочь каждому. Таким образом, происходит формирование более сплочённого, организованного коллектива.

Успехи моих детей – это и мои успехи.

Педагогический процесс должен постоянно стимулировать и поощрять созидательную учебно-познавательную самостоятельную деятельность всех и каждого.

Моя задача - создать для этого все условия.

Итогом всей работы является радость в глазах ребёнка от его собственного самостоятельного труда.

Приложение 1

Приложение  2