Цель.
- Познакомить с особенностями правописания окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже.
- Развивать связную речь. Уметь правильно употреблять имена существительные в речи.
- Воспитывать любовь к родному краю на основе учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
У леса на опушке жила зима в избушке.
Она снежки солила в березовой кадушке.
Она сучила пряжу, она ткала холсты,
Ковала ледяные да над реками мосты.(10 имен сущ.)
(Проверка, текст на доске)
II. Словарно-орфографическая работа (доска)
На доске слова.
П.м.дор т.традь ябл.ко
- Прочитайте слова и скажите, что их объединяет (слова из словаря с безударной гласной в корне)
- Найдите лишнее слово (яблоко 6б, 7зв, трехсложное,тетрадь-7б,6зв,двусложное, разный род)
- Что интересного знаете о помидоре?
- Как вы понимаете фразеологизм “Красный как помидор”?
- Какое задание можете предложить вы? (вставить попущенные буквы)
1 ряд – 1 слово | помидор |
2 ряд – 2 слово | тетрадь |
3 ряд – 3 слово | яблоко |
- Составьте схемы слов по системе СУО (слог, ударение, орфограмма).
- Составьте словосочетания прилагательное + существительное
- Составьте предложения, используя данные существительные.
- Поставьте эти имена существительные во множественное число, запишите.
Помидоры | тетради | яблоки |
- В каком падеже они стоят? ( И.п.)
- Какие окончания имеет И.п., мн.ч.?
М.р. |
Ж.р. |
Ср.р |
-ы,-и,-а,-я |
-ы (-и) |
-а,(-я),-и |
- Какой падеж следует за И.п.?
- Что вы о нем знаете?
- Поставьте имена существительные множественного числа в Р.п.
Помидоров |
тетрадей |
яблок |
- Что заметили? (изменились окончания)
- Назовите окончания.
- Чему посвятим урок?
- Для чего это нам надо?
- Попробуйте сформулировать задачу урока? (Будем учиться правильно писать окончания имен существительных множественного числа в Р.п.)
III. Физкультминутка
IV. Работа с учебником с.112 (
работа в парах)- Правильно ли вы написали окончания имен существительных во мн.ч.?
V. Закрепление упр.254
(2 ученика работают у доски)1вариант – списать 1 предложение
2 вариант – списать 3 предложение
(Проверка: индивидуальная, сверяют с доской; учитель – выборочно)
- Где мы живем? (воспитательный момент)
- На какой территории? (на Западно–Сибирской равнине)
- Добывают ли у нас каменный уголь? (его добывают в Воркуте и
Норильске, за полярным кругом)
- Главное богатство нашего края – нефть, газ.
- Составьте и запишите предложения о нашем крае, используя имена существительные множественного числа в Р.п.
- Допишите окончания имен существительных (карточки).
Самооценка (учитель – выборочно)
Десять апельсин… (ов)
Движение трамва… (ев)
Компот из вишен…
Стая голуб… (ей)
Аллея деревь…(ев)
Салат из огурц…(ов)
VI. Итог урока
.- Выполнены ли поставленные задачи?
- Какие окончания имеют имена существительные мн.ч. в Р.п.?