История Гражданской войны по краеведческим материалам (интегрированный урок с использованием ИКТ)

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • познакомить с предпосылками и причинами, этапами Гражданской войны в России и Якутии;
  • охарактеризовать внутриполитическую обстановку в стране;
  • сформировать отношение к понятию “гражданская война” как великой трагедии народа.

Задачи урока:

  • обучающая: Раскрытие причины гражданской войны, в частности, причины участия в бандитском движении местного населения.
  • развивающая: Развитие умений и навыков самостоятельной работы с исторической литературой, умение обобщать материал.
  • воспитательная: Формирование умения рассматривать ситуацию с позиции противоборствующих сторон (белые - красные); повышения интереса к истории своего края,

Тип урока: урок-практикум с использованием ИКТ (работа с источниками, проблемные задания и решение их на основе КР – коллективная работа) Основные понятия и идеи урока: гражданская война; национально-освободительная борьба или бандитизм; чекисты; амнистия; трагедия гражданской войны.

Оборудование:

  • Карта, атлас “История России в годы гражданской войны и интервеции””,
  • видиомы "Гибель Семи чекистов в Суол-Билииляхе"
  • видеопроектор, видеопрезентация “Трагедия в Суол Билиляхе”

Раздаточный материал:

  • тексты из книг "Горький и Якутия", "История Якутии" (уч. пособие), "Якутские друзья Горького", "Крушение антисоветского подполья в СССР" том 1.

Межкурсовая интеграция:

  • Гражданская война 1918-1920 гг. в России – Якутия в годы гражданской войны – Местный компонент (трагедия в Суол-Билииляхе) – История России + история Якутии
  • Подготовка к уроку:
  • Опережающее задание: прочитать рекомендованные учителем литературу и найти дополнительные материалы по изучаемой теме.
  • Оформление двух групп: готовят краткие сообщения: отчет о проделанной работе в виде мини – видеопрезентаций, допускается форма традиционных сообщений

Основные этапы урока:

Организационный момент

1. Вступительная часть урока

  • Вводное слово учителя
  • Постановка проблемного вопроса;

2.Практическая часть урока

  • Изучение нового материала (информация учителя, работа с картой, атласом, текстом, документами, демонстрация результатов работы, обсуждение проблемных вопросов и задание – КР – коллективная работа);
  • Записи в тетрадях, КР, выводы;

3. Итоговая часть

  • Общие выводы, заключения
  • Домашнее задание.

4. Рекомендации учителя (заранее написано на доске)

Книга Андрея Кривошапкина “Дьыл5ам кытыла”

Книга наших земляков “Торообут туолбэм”

5. ИКТ-презентация: слайды включают по ходу прохождения темы

Ход урока

I. Вступительная часть урока

Вводное слово учителя: Несмотря на то, что прошло много лет со времен Гражданской войны интерес к событиям тех времен не ослабевает. В истории Гражданской войны еще не мало “белых пятен”, вопросов, которые требуют новых подходов. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим тему Гражданской войны, являющейся величайшей народной трагедией в которой нет победителей и побежденных. Эту тему мы рассмотрим в контексте событий, произошедших в местности Суол-Билилях (п.Сеген-Кюель). Таким образом,

Словарная работа: Гражданская война – это … Интервенция – это…

II. Задание. Перечислите предпосылки Гражданской войны 1918-1920 гг. (Поиск предпосылок войны на основе , используя материалы темы “Гражданская война в России 1918-1920гг.”) Работа с группами, заполнения пунктов по ответам учащихся.

1.Социальные предпосылки (противостояние богатых и бедных)

2. Психологические предпосылки (I мировая война, революционные события 1917 г. настроила людей решать все вопросы с помощью насилия и военной силы)

3. Политические предпосылки (Нежелание господствующих классов уходить из политической арены, борьба большевиков и других партий за власть в стране, насильственное вмешательство иностранных государств во внутреннюю политику России)

4. Экономические предпосылки (продовольственный кризис в стране, отсутствие у властей реальной программы выхода из кризиса)

Задание – работа с атласом и картой (районы, охваченные гражданской войной и иностранной интервенцией). Заполнение таблицы “Иностранная интервеция” (работа в группах)

Вопрос учителя: В чем, по вашему мнению, состоят причины изменения настроения народных масс по отношению к правительству Советской России (поиск причин на основе КР используя тексты из книг “Крушение антисоветского подполья в СССР” и учебного пособия “История России”).

Запись в тетради в ходе ответов учащихся:

- нарастающий экономический, социальный и политический кризис, который вызвал недовольство народных масс правительством;

- голод 1918 года;

- жесткая централизация управления в ходе реализации ленинского “госкапитализма”, политика военного коммунизма;

- применение репрессивных методов для введения новых порядков;

- введение в мае 1918 года продовольственной диктатуры (создание продармии и продразверстки)

Резюме учителя: Гражданская война в Якутии связана с Гражданской войной в России. Причины участия местного населения в белобандитском движении такие же, как в центре с небольшой разницей.

Запись в тетради:

- безвозмездная конфискация властями центральных улусов сенокосных угодий и пахотных земель у тойонов и средняков

- конфискация земли у казачества и церкви

- введение насильственной продразверстки

- репрессивные методы введения новых порядков

Проблемные вопросы. Обсуждение по группам:

- причины участия Ламынхинских ламутов в белобандитском движении;

- являются ли чекисты героями;

- почему правительство Якутии объявило всем добровольно сдавшимся белобандитам амнистию

- можем ли мы называть события в Суол-Билииляхе трагедией для обеих сторон

Задание (из опережающего): знакомство с материалами гибели чекистов в Суол-Билииляхе (тексты из книги “Торообут туолбэ”, видиома “Гибель семи чекистов” - см. приложение ); сделайте свой вывод к схеме Чекисты — > Эндыбал <—  Белобандиты. Видеопрезентация

Информация учителя: об отряде И.Я.Строда и разгроме им отрядов Канина и Никифорова в районе Вилюйска. Предположение о возможности отхода Канина с остатком своих войск в сторону Верхоянска через Сегян-Кюель. Факт – свидетельство А.Семенова о том, что дорога Сегян-Кюель – Эндыбал была закрыта в 1921-1922 годах. Он предполагал, что данная дорога контролировалась белогвардейцами. Свидетельство Кралина. (видеопрезентация)

Вопрос: Какую роль в Гражданской войне в Якутии сыграла амнистия ревкома ЯАССР от 30 апреля 1922 года (добровольно сдавшиеся участники белобандитского движения могли вернуться к мирной жизни и имели право пользоваться всеми политическими и гражданскими правами советских людей). Факт – Кривошапкин С.П., первый председатель Себян-Кюеля – участник белобандитского движения.

III. Обсуждение. о причинах участия местного населения Себян-Кюеля и Сегян-Кюеля в белобандитском движении, используя материалы текстов и знаний, полученных на этом уроке. Выступления по группам: краткие тезисы.

Вопрос: На чьей стороне правда, кто прав – белые или красные.

Выступают с краткими тезисами представители групп. В итого формируются выводы, которые записываются в тетради.

Выводы, запись в тетради.

- Гражданская война является национальной трагедией, бедствием народа.

- В гражданской войне не может быть победителей.

- Высшей ценностью являются не идеи, не власть, а человеческая жизнь

IV. Домашнее задание.

Политические силы и движения в период Гражданской войны

Причины победы большевиков в Гражданской войне, прочитать параграфы 16-19 “Гражданская война в России 1918-1920 гг.” (учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г.).

V. Примечание: видеомы нарисованы учащимися 10 класса.

Литература.

  1. Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. Книга 1. -М.: 1986
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век -М.: 2005
  3. История России XX век / А.Н.Боханов и др. -М.: 2001
  4. Кривошапкин А.В. Дьыл5ам кытыла. - Якутскай 1988
  5. Якутские друзья А.М.Горького. Сост. Тимшин А.Т. Якутск 1988