Урок по предмету "Окружающий мир" "Петр Великий" (урок из раздела "Страницы всемирной истории" составлен по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛИ  УРОКА: 
познакомить учащихся со знанием личности Петра 1 в истории России, узнать, что нового появилось в жизни страны в его правление; развивать познавательный интерес к истории нашей Родины;  воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в группах, в парах.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки

ХОД УРОКА

<Приложение1>

 Ход урока / Деятельность учителя

Деятельность ученика

№ слайда

1. Организационный момент.
2. Проверка  домашнего задания.
Ответьте на вопросы теста.
1. С кем сражались ополченцы в начале
18 века:
А) с монголо-татарами ; Б) с поляками;
В) с немцами.
2. Торговый человек Кузьма Минин был родом из города:
А) Москвы;    Б) Ярославля;  
В) Нижнего Новгорода.
3. Памятник Минину и Пожарскому стоит:
А) в Нижнем Новгороде; Б) в Кремле;
В) на Красной площади.
4. Землепроходцами называли:
А) покорителей новых земель; Б) шахтеров;
В) людей, ходящих по земле.
5. Какой город находится не в Сибири:
А) Якутск;    Б) Кострома;        В) Тюмень.
Взаимопроверка. Проверь у соседа.

Работа по карточкам в парах.

1. Подчеркни в списке название первой печатной русской книги.
«Повесть временных лет»
   «Апостол»
    «Садко»
2. Подчеркни то, что НЕ связано с именем Ивана  Фёдорова.
Русский первопечатник.
      Напечатал первый русский букварь.
      Создал славянскую азбуку.
3.Народное ополчение во главе с кем освободили столицу государства Москву от врагов.
К. Минину и Д. Пожарскому.
     Д. Донскому и С. Радонежскому.
     И. Федорову и П. Мстиславцу.

Фронтальный опрос.
Вспомним правителей земли русской.

 

3. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы узнаем еще об одном правителе, а каком догадайтесь сами…

  (Учитель показывает кадр слайда, где изображен Петр 1.)
- Кто из вас знает: как зовут этого человека?
- Что вы уже знаете о Петре Первом?
- Кем был этот человек?
- О каких качествах царя, вы вспомнили?
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

  • Будем говорить о времени правления  великого человека Петра 1.
  • Мы узнаем, что нового появилось в жизни страны, когда царем был Петр 1.
  • Перенесемся из древней столицы России Москвы в новую столицу -  Санкт- Петербург.
  • Узнаем, когда в России появился счет лет от Рождества Христова.
  • Что такое Кунсткамера.

4. Работа по теме урока.
- Попробуйте в ходе урока записать в тетрадях, что в России изменилось или появилось при Петре 1.
Рассказ заранее подготовленного ученика о детстве Петре 1.

- Прожил Петр 1 53 года, из них царствовал 29 лет. В детстве он был добрым и умным мальчиком. Царевич Петр рос не по дням, а по часам: в десять лет казался пятнадцатилетним  юношей. Был он высок ростом и красив лицом. Умно и весело смотрели его большие черные глаза. Волосы его вились черными локонами. Он был очень умен и смел. За всякое дело брался охотно и с любовью. Любил учиться. Все ему хотелось знать и понимать: учителя не успевали отвечать на его вопросы. В свободное от учения время царевич очень любил играть в солдатики.
Раз московские купцы подарили ему на именины саблю. С тех пор он не расставался с ней. Набрал себе много товарищей, потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему. Учил их маршировать, строить игрушечные крепости и брать их.
Но когда царь подрос и потешные выросли вместе с ним и стали настоящими солдатами, таких храбрых и умелых солдат еще не видал русский народ! Петр образовал из своих солдат Преображенский и Семеновский полки, по именам двух сел, где царевич когда-то обучал своих товарищей.

Прочитайте первые два абзаца статьи «Петр Великий».
- Что же требовал Петр 1 от других людей?
- Проявляя небывалую смелость и мужество, Петр того же требовал от других.
При Петре 1 в России появилась регулярная армия (постоянная).  В армию брали мужчин из крестьян и горожан холостяков. При осмотре командование полка составляло особые рекрутские бумаги, где напротив имени будущего воина ставилась его характеристика. Пометка «солдат» означала, что человек годен к службе. Были и такие пометы «глух», «стар», «дурак». Рекрутские наборы забирали из сел и деревень тысячи здоровых молодых мужчин-кормильцев. От службы их избавляли тяжелые ранения, старость  или смерть. Такая армия была хорошо обучена и одерживала блестящие победы в Северной войне.

 
Создание флота в нашей стране -  тоже заслуга Петра Великого. Под его руководством в стране стали строить корабли и фрегаты. Как у Петра началась «морская болезнь»?
Однажды молодой царь  обнаружил ботик (старое маленькое судно) голландской работы. Царь решил починить его и испытать на воде. В помощь он себе отыскал столяра-голландца. Работа была сложной и кропотливой; но Петр был настойчив и терпелив.  И вот  паруса и мачта были готовы. Теперь можно было испытать ботик на воде.

  - А вот как,  испытал он,  это судно на воде прочитайте на странице 97 по учебнику.
Так как испытал это судно на воде молодой царь?
- Петр хотел испытать на реке Яузе, но она оказалась слишком мала.  Поэтому Петр решил перевести ботик на Плещеево озеро.
- Где началась постройка первых судов «потешной» флотилии?

- Где царь впервые увидел море, настоящие иностранные морские суда, первый раз совершил морское плавание?
- В Архангельске – в то время был единственный морской порт России. Впервые он видит море и настоящие большие корабли – английские, голландские, немецкие. Петр все с интересом осматривал, обо всем расспрашивал, размышлял о заведении русского флота.

   Для того, чтобы руководить таким строительством, требовалось знание многих наук. Образования, полученного у себя дома, молодому царю не хватало. Свое обучение пытливый царь продолжал в Европе. Прочитайте об этом на станице 94.
- Кем трудился Петр на верфях в Голландии и Англии?
В Голландии Петр поступил учеником к корабельному мастеру и договорился, что тот учит его строить корабли от начала до конца. Одевался молодой царь, как простой рабочий. Он ходил в красной байковой куртке, белых шароварах из холста и широкополой шляпе. Звали его в Голландии Петром Михайловым. Четыре месяца Петр не выпускал топора из своих рук. Домой царь вернулся с документом, в котором говорилось, что Петр Михайлов «был прилежным и разумным плотником».
А.С. Пушкин говорил о Петре так:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Делаем вывод:
Получив корабли, российский флот смог выиграть Северную войну со шведами. В результате страна получила выход в Балтийское    море и стала морской державой.

-   Многое не нравилось энергичному Петру в обычаях его предков. Приехав из-за границы, он начал обрезать боярам бороды и укорачивать длинные, до земли, одежды, в которой неудобно было работать.

  - Помните вы, когда раньше на Руси отмечали Новый год?
Именно со времен Петра 1 мы отмечаем Новый год 1 января и отсчитываем годы от Рождества Христова. Повелел царь отмечать праздники весело, с танцами. Дома  украшали еловыми и сосновыми ветками.
На общественные собрания он заставлял бояр появляться с женами и дочерьми, чего раньше никогда не было. Знатная  молодежь должна была уметь танцевать, изучать иностранные языки, изучать правила поведения дома и в обществе.
В петровские времена грамотных людей и специалистов требовалось очень много. Поэтому молодых дворян посылали учиться за границу, а также вызывали преподавателей из-за границы в Россию. В Петербурге и Москве открылись навигацкие, артиллерийские и инженерные школы. Создаются «цифирные школы», в которых, учились читать арифметику и геометрию. Кто не знал арифметики и не умел писать, тот не смел жениться.

      В 1725 году в Петербурге открылась первая Российская  академия наук.
Петр 1 хотел, чтобы в России были свои кораблестроители, инженеры и ученые. Он создал «Школу математических и навигацких наук», Артиллерийскую, Инженерную и Медицинскую школы.
Много еще чего появилось при Петре 1 в России. Не раз можно услышать слово «первый», узнавая об этом царе.
В Петербурге на берегу Невы специально для музея было построено  новое здание. В центре его возвышалась башня, в которой находился огромный  глобус с изображением звездного неба. Этот музей назвали Кунсткамерой (музей редкостей). В нем находились вещи, собранные и привезенные в Петербург самим царем: оружие, инструменты, посуда, чучела птиц и зверей, письменные документы, старинные книги. Коллекция  все время  пополнялась

   Первая газета также бала выпущена при Петре Великом.
Рассказывает подготовленный ученик.
Пересказ рассказа С.Алексеева «Радуйся малому, тогда и большее придет».

- Так как выглядела первая газета?

    И, конечно же, говоря о деяниях  Петра, нельзя не вспомнить о строительстве городов.
- О каком городе, построенном царем,  мы с вами  знаем?

- Чтобы вспомнить о строительстве Санкт-Петербурга прочитайте статью «Град Петра» на странице 98.
- С чего началось строительство города?
- В честь кого была выстроена Александро-      Невская лавра и где?

 

   Послушайте, как об этом городе говорил А.С. Пушкин.
(Отрывок из поэмы «Медный всадник» читает подготовленный ученик.)

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит. Дав ночи полчаса.
В 1721 году Петр 1 был провозглашен императором. Россия стала империей,
Санкт-Петербург ее столицей.
- Кто такой император?

- Памятник в Санкт-Петербурге и Москве.
5. Итог урока.
Можно еще очень многое рассказать о Петре 1. С личностью этого человека вы подробно познакомитесь на уроках истории в старших классах. Что вам удалось записать о преобразованиях царя? Сравним ваши записи.

 У кого какие-то моменты упущены – допишите их в свои тетради.

    • Создан флот.
    • Изменился внешний вид бояр: прически и одежды.
    • Введено новое летоисчисление, календарь.
    • Открыто много образовательных заведений.
    • Выпущена первая русская газета.
    • Основан первый русский музей.
    • Построены новые города.
    • Россия стала империей.

Работа в группах.
Ответьте на вопросы теста.

1. В какой стране Петр 1 учился плотницкому делу:
П) Голландии;        Б) Швеции;   
В) Франции
2. Как называлось судно, на котором царь учился навигации:
А) ладья;        Р) фрегат;      Ё) бот
3. В какое море Россия получила выход после победы над шведами:
Д) Черное;  Т) Балтийское; 
О) Баренцево
4. Первая русская газета называлась:
В) «Новости»   Р) «Ведомости» 
К) «Россия»
- Какое слово получилось?

 

Отвечают на вопросы теста.

1.Б)
2.В)
3.В)
4.А)
5.Б)

 

 

 

Взаимопроверка.
Выставляют оценки.

 

 

Работают в парах.
1.»Апостол»
2.Создал славянскую азбуку.
3.К. Минину и Д. Пожарскому.

Самопроверка.
Выставляют оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умный, сильный, благородный, трудолюбивый.

 

 

 

 

 

Ученик рассказывает, учащиеся слушают.

 

 

 

 

Читают статью на странице 94.

 

Записывают в тетрадь
1.Появилась регулярная армия.

 

 

2.Создан флот.

 

Читают на странице 97 по учебнику.
Петр хотел испытать на реке Яузе, но она оказалась слишком мала.  Поэтому Петр решил перевезти ботик на Плещеево озеро.
Близ города Переславля-Залесского.

В городе Архангельске.

 

Читают на странице 94.
Плотником.

 

 

 

 

 

 

3. Изменился внешний вид бояр.

 

 

1 сентября.
4. Введено новое летоисчисление, календарь.

 

 

6.Открыто много новых
Образовательных учреждений.

 

 

7.Основан первый русский музей.

Газета была выпущена на серой бумаге, шрифт был мелкий, плохо читаемый.

8. Выпущена первая газета.

Санкт-Петербург.

 

Читают статью «Град Петра» на странице 98.

Строительство города началось с Петропавловской крепости.
В честь Александра Невского на месте, где произошла знаменитая битва со шведами.

 

Отрывок из поэмы «Медный всадник» читает подготовленный ученик.

 

9. Построены новые города.

 

 

 

 

10. Россия стала империей.
«Император» в переводе с латинского – «повелитель».

 

 

 

 

 

 

Проверяют и дописывают.

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕТР.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

6

 

7

 

 

 

8

 

9

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

13
16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14
15

16, 17

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

19,20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

   Используемая литература при подготовке к уроку:

  1. Учебник. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова «Мир вокруг нас» / Е.М. Тихомирова.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  3. «У истоков Петровского флота» О.Е. Тихонова. / Журнал начальная школа.