Модульная технология "Правописание приставок при- и пре-"

Разделы: Русский язык


Модуль № 2

Тема: ² Правописание приставок при- и пре- с неясным значением

УЭ – 0.

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

а) знать правила правописания приставок при-, пре-;

б) уметь различать приставки по их значению, правильно писать слова с приставками неясного значения;

в) видеть орфограмму в тексте;

г) систематизировать полученные знания и навыки;

д) развивать методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль).

УЭ – 1.

Цель: закрепить умение различать приставки по их значению.

1. Выполните орфографическую разминку.

– в словах какой строчки пропущена буква и:

1) пр лететь, пр винтить, пр красный, пр вратить;
2) пр спокойно, пр дание, пр пятствие, пр делать;
3) пр лепить, пр умолкнуть, пр открыть, пр дорожный
.

2. Устно назовите строчку и объясните значение приставок в каждом слове.

УЭ – 2.

Цель: проверить выполнение домашнего задания.

1. Мини – тест.

– на отдельном листе запишите свою фамилию.
– в ответе запишите цифру и приставку при- или пре- (Например, 1: при)

1) Эта приставка имеет значение “очень”.
2) Эта приставка пишется в словах пр близиться, пр чудливый.
3) Эта приставка имеет значение “законченное действие”.
4) Эта приставка имеет значение “пере -”.
5) Эта приставка пишется в словах пр лестный, пр красный.
6) Эта приставка имеет значение неполноты действия.
7) Эта приставка пишется в слове пр ставка.
8) Эта приставка пишется в словах пр мудрая, пр подаватель, пр дание.
9) Эта приставка имеет значение присоединения.
10) Эта приставка имеет значение “самый – самый”.

– сдайте мини – тесты учителю.

2. Откройте тетради с домашним заданием.

3. Комментированное чтение слов из упр. 323, 328.

УЭ – 3.

Цель: познакомить со словами, в которых значение приставки пре – неясно.

1. Прочитайте в учебнике “Возьмите на заметку” на стр. 142.

2. Запишите в справочник.

Пре – следовать→”переходить из следа в след”
Пре – льщать→”очень льстиво привлекать”
Пре – клонный→”очень старый”
Пре – подаватель→”передает свои знания”
Пре – кращать→”перестать что – делать”
Препятствие
Превращение
Презрение
Знаки препинания
Преодолеть препятствие
Преследовать преступника (= переступить закон)
Пренебрежение

УЭ – 4.

Цель: изучить слова, в которых значение приставки при – неясно.

1. Прочитайте в учебнике “Возьмите на заметку” на стр. 143.

2. Запишите в справочник.

При – чудливый→"чуть – чуть чудной"
При – влекательный→"приближаемся к человеку с удовольствием"
При – вычка→"законченное действие"
При – теснять→"чуть – чуть ущемлять"
При – готовить
При – вольный
При – сутствовать
При – нудительный
При – страстие
При – мечать
Приключ – ение
Прибаутк – а
Приверед – лив
Приви – вка
Привилег – ированный
Притвор – яться
Принадлеж – ать
Природ – а
Приглас – ить
Придир – аться
Призна – ние
Примет – а, примет – ный.

УЭ – 5.

Цель: отработать навык правописания слов с приставками при-, пре-.

1. Выборочный диктант.

– выпишите слова с приставками при-, пре- в два столбика:

при-     пре-

1) Винт пр винтил, пр крутил колесо, пр клеил, пр шил умело.

2) В давние – пр давние времена на Земле в пр брежных пещерах жили пещерные медведи. Им часто пр ходилось опускаться до больших глубин, пр одолевать в подземельях различные пр грады. Они карабкались по стенам узких – пр узких колодцев, проползали по коридорам, в которых трудно было даже пр подняться. Беспр дельная тьма пещер не пугала их. Здесь звери резвились на пр волье.

2. Используя ключ, проверьте себя и оцените.

При –
Привинтил
Прикрутил
Приклеил
Пришил
Прибрежных
Приходилось
Приподняться
приволье
пре –
предание
преодолевать
преграды
преузких
беспредельная


 

УЭ – 6.

Цель: диагностировать сформированность навыка правописания гласных в приставках при-, пре-.

1. Карточка для учащихся.

– Спишите;
– вставьте пропущенные буквы.

Пр морский край, сидел пр спокойно, пр образился, пр красная музыка, слегка пр храмывал, пр рвать рассказ, пр вести пр мер, пр глушить свет, пр задуматься над пр сложной задачей, пр вратиться в чудовище, пр кратить разговор, старинное пр дание, хороший пр ятель, захватывающее пр ключение, колючая пр града, пр ступить к делу, пр расти к дереву, пр ободрить товарища, пр мирить непр ятелей, пр следовать пр ступника.

2. Работу проверяет учитель.

УЭ – 7.

Цель: закрепить полученные на уроке знания.

1. Домашнее задание:

– выучить записанные в справочник слова;
– выучить ЗСП – 7, с. 146;
– упр. 321, 325.

Модуль № 3

Тема: “Трудные случаи написания приставок пре- при- ”

УЭ – 0

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

а) знать, что на выбор приставки при- пре- влияет лексическое значение слова;
б) уметь различать и правильно писать приставки при- пре- в однокоренных словах;
в) видеть однокоренные слова, которые имеют разные лексические значения;
г) систематизировать полученные знания и навыки;
д) развивать методический навык (самоконтроль, взаимоконтроль).

УЭ – 1

Цель: закрепить умение различать приставки при– пре– с трудноопределяемым значением.

1. Орфографическая разминка.

Учитель показывает на доске слово и называет ученика, который говорит только “е” или “и”.

Пр…милый, пр…вокзальный, пр…неприятный, пр…больно, пр…брежный, пр…хорошенький, пр…льщать, пр…клонный(возраст), пр…чудливый, пр…влекательный, (знаки) пр…пинания, пр…кращение, пр…страстие, пр…вивка, пр…творяться.

2. Заменить слова и словосочетания словами-синонимами с приставкой при-, пре-.

а) воплотить в жизнь – …
б) затруднения – …
в) первое представление спектакля – …
г) легенда – …
д)человек, нарушивший закон – …

3. Используя ключ, проверьте себя и оцените:

а) претворить;
б) препятствия;
в) премьера;
г) предание;
д) преступник.

УЭ – 2

Цель: диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе работы.

1. Работа с текстом: прослушайте текст, определите его тему.

Пр…подаватель географии предложил нам пр…стальнее изучить пр…роду родного края. В нашем районе нет непр…ступных гор, непроходимых болот, но есть пр…лестные уголки, беспр…дельные дали, места, связанные с пр…даниями о славном прошлом родного края.

Сопр…косновение с пр…родой всегда пр…красно! В лесу мы собираем растения, подбираем пр…чудливые корни деревьев, не пр…небрегаем шишками, перышками, потому что они пр…годятся нам для игрушек на елку.

2. Задание: выпишите в два столбика слова с приставкой при– и пре-.

3. Используя ключ, проверьте себя и оцените.

ПРИ-
пристальнее
природу
неприступных 
соприкосновение
причудливые
пригодятся
ПРЕ-
преподаватель
прелестные
беспредельные
преданиями
прекрасно
не пренебрегаем

УЭ – 3

Цель: исследовать однокоренные слова, которые имеют разные лексические значения.

1. Найдите в учебнике № 332, с. 144 и прочитайте задание.

2. Сопоставьте по произношению и написанию слова.

3. Ответьте на вопрос: “Какие слова написаны верно?”

Послушайте объяснение учителя.

Особенность этих слов в том, что эти однокоренные слова могут употребляться с обеими приставками, имея при этом разное лексическое значение. В русском языке можно найти еще несколько таких пар.

5. Записать в справочник однокоренные слова и выучить их значения.

  1. притворить(дверь) = чуть-чуть закрыть, прикрыть
    претворить(мечту в жизнь) = осуществить
     
  2. прибывать(на вокзал) = приезжать
    пребывать(на вокзале) = находиться
     
  3. призреть(сироту) = помочь ей, приютить
    презирать(врага) = плохо относится к нему, не уважать
     
  4. придать(форму) = добавить, подправить
    предать(друга) = изменить ему, выдать
     
  5. приступить(к выполнению упражнения) = начать
    преступить(через закон) = нарушить
     
  6. приклоняться(к дереву) = чуть-чуть прикоснуться
    преклоняться(перед подвигом) = испытывать уважение
     
  7. припадать(на левую ногу) = чуть-чуть прихрамывать
    преподать(урок) = научить чему-либо
     
  8. придел(к дому) = добавить, пристроить
    предел(чувств) = крайность, последняя грань
     
  9. приемник(“Маяк”) = аппарат, принимающий радиоволны
    преемник(отца) = продолжатель
     
  10. приходящий (врач) = кто приходит
    преходящее(значение) = временное

УЭ – 4

Цель: отработать навык правописания приставки при– пре– в однокоренных словах.

1. Записать предложения (в скобках объяснить выбор приставки, т.е. записать значение слова).

1.Отец пр…зрел сироту. 2. Не пр…зирай совета ничьего. 3. Не хлопай дверью, пр…твори ее. 4. Очень важно суметь пр…творить в жизнь свои планы. 5. Поезд пр…бывает вовремя. 6. Во время своего пр…бывания в городе мы посетили его достопримечательности. 7. Он пр…давал большое значение умению говорить точно.

2. Используя ключ, проверьте и оцените работу соседа.

3. Ключ: 1) призрел;2) не презирай;3) притвори;4) претворить;5) прибывает;6) пребывания7) придавал.

УЭ – 5

Цель: закрепить полученные на уроке знания.

1. Домашнее задание.

– выучить слова в справочнике;
– по желанию: составить из “трудных” слов перфокарту из 24 слов. ЗСП – 7.

Модуль № 4

Тема. Правописание приставок при-, пре-

(Обобщение)

УЭ – 0

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебным материалом вы должны:

а) знать условия выбора гласных в приставках пре- при-.
б) уметь различать значения и правописания слов с приставками при- пре-.
в) видеть слова с начальной частью пре, при.
г) систематизировать полученные знания и навыки.
д) развивать методический навык (самоконтроль, взаимоконтроль).

УЭ – 1

Цель: контроль усвоения темы.

1. Разминка

– откройте учебник на с 144, упр. 331
– карандашом вставьте пропущенные буквы.

2. Взаимопроверка и взаимооценка.

УЭ – 2

Цель: познакомиться с заимствованными словами, в начале которых пишется при- или пре-

  1. Откройте учебник на стр. 145, упр. 334
  2. Прочитайте слова
  3. Выполните устно задание 2, 3 к упр.334

УЭ – 3

Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания приставок в русском языке.

  1. Откройте учебник на стр. 145, упр. 335
  2. Прочитайте и выполните задание № 1 к упр. 335
  3. Используя ключ, проверьте себя и оцените.
Приставки всегда пишутся одинаково Приставки на з(с) Приставки при- пре- Слова с начальной частью при- пре-
сжимать

съежившийся

сдвигать

оттеснить

разъяренный

беззлобный

бессовестный

расширить

прикрепить

преодолеть

приложить

привилегированный

прелестный

престижный

презирать

УЭ – 4

Цель: диагностировать сформировать навык правописания приставок.

  1. Откройте учебник на стр. 146, упр. 336.
  2. Карандашом вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора.
  3. Проверяет учитель после урока.

УЭ – 5

Цель: диагностировать сформированность навыка правописания гласной в приставках при- пре-.

1. Проверочный диктант.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы

Осенью лес пр…умолкает. Пр…слушайтесь! Какая ст…ит необыкновенная тиш…! В пр…дчувствии х…лодов пр…тихли птиц… Ветка сле…кА пр…гнулась и пр…коснулась к твоему лицу. Беспр…дельная радость охватывает тебя. В такую пору особое насл…ждение пр…носит пр…чудливая музыка дятла.

Пр…рода зовет, манит к себе. Настроение пр…поднимается. Кажется, что пр…одолимы все пр…пятствия.

2. Запишите тему текста, тип речи.

3. Работу оценивает учитель после урока.

УЭ – 6

Цель: закрепить полученные на уроке знания.

1. Домашнее задание.

– ЗСП 7 выучить
– упр. 333, 337
– Перфокарты по желанию.