Урок изобразительного искусства по теме "Древние образы в декоре жилища" для 5-х классов

Разделы: МХК и ИЗО


Конспект урока по теме: “Древние образы в декоре жилища”

Цели и задачи:

  1. Познакомить с понятием фасада деревенской избы и его частей – фронтон, причелины, полотенце, лобовая доска, окно светелки, наличники.
  2. Учить составлять эскизы украшений частей фасада деревенской избы с использованием образов-символов.
  3. Развивать творческое воображение, образное мышление.
  4. Воспитывать художественный вкус и любовь к искусству.

Оборудование: медиапоректор, презентация “Древние образы в декоре жилища”, акварель, тушь и перо, альбом, кисти.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Повторение. Кроссворд.(см. приложение Презентация  Слайд 2–7.)

По горизонтали:

  1. Образ кого связывали с трудом? (Коня.)
  2. Кто являлся охранниками и защитниками дома? (Барсы.)
  3. С чем в народном искусстве связывали женскую фигуру? (Плодородием.)
  4. Символы света и тепла, а также счастья? (Птицы.)
  5. Что мог обозначать такой символ, как прямая горизонтальная линия. (Землю.)

(В середине кроссворда получается слово ОБРАЗ.)

– Что такое образ? (Это выражение человеческих представлений о мире.)
– Где чаще всего встречались народные образы-символы? (Вышивка, роспись, резьбе по дереву.)
– Какие еще образы-символы вы знаете? (Русалок, львов, солнца, воды.)

III. Ориентировочно-мотивационный этап.

Сегодня мы подробнее познакомимся с использованием образов-символов в резном декоре деревянного жилища.

Вступительная беседа учителя.

Из бревен рубили избу мужики
Один лишь помощник топор,

Но древние избы и ныне крепки,
И тонок на ставнях узор.
Рубили тем же топором
И стены княжеских хором.
Был разукрашен как ларец
В селе Коломенском дворец.

Ярким примером искусства мастеров – резчиков могут служить крестьянские избы. Давайте посмотрим, из каких частей состоял крестьянский дом.

Перед вами типичная изба, конструкция которой встречалась в центре, на севере России, а также и у нас на Урале. (Слайд 8.) Основной частью дома была клеть – деревянный сруб с окнами, дверью и полом. Клеть в народных представлениях связывалась с землей, крыша – с небом, а подклет (подпол) – с подземным миром.

В устроении жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило наполнить образами. Все это очень красиво и интересно удавалось ему в резном украшении фасада своей избы. Посмотрите как роскошно украшены избы Поволжья и других регионов России. (Слайд 9.)

Фасад – лицевая часть дома, которая выходила на улицу. Особенно нарядны в нем фронтон и наличники.

Фронтон – это верхняя часть фасада. К нему с боков примыкают причелины, спускающиеся по краям крыши

Что символизируют резные круглые розетки и полу розетки на них? (Символическое изображение солнца.) (Слайд 10.)

Какие еще символы вы заметили? (Прямые линии и прямоугольники – символы земли.)

Изображение солнца на фронтоне избы было не случайно. Именно так наши предки сумели запечатлеть в образном строе свои наблюдения за движением солнца по небосводу. Левый конец причелин символизирует утреннее – восходящее солнце, солнечный знак по центру – полуденное солнце, а правый вечернее – заходящее.

В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. (Слайд 10)

Какой смысл они несут? (Обозначение воды, спускающейся с неба.)

Наши предки земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали , что дождь берется из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. (Слайд 10.)

В середине фронтона находится окно светелки, которое ведет на чердак, оно также украшено резьбой: причудливыми травами, цветущими кустами, гроздьями винограда, листьями вьюна. (Слайд 11, 12.)

Завершает фронтон лобовая доска, которая соединяет крышу и сруб дома. По ее поверхности стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. (Слайд 13.)

Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и поэтому так торжественно-наряден был декор окон. (Слайд 14, 15.) Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.

Вот наличник – теремок. Такими наличниками украшались окна изб в Среднем Поволжье.

Какие образы вы здесь видите, о чем они нам могут рассказать? (Слайд 15.)

Здесь представлены наличники нашего региона. Особенно нарядны они в селе Покча Чердынского района. Многие дома украшены так, что выглядят теремными дворцами. Особенно нарядными выглядят наличники. В Покче, как ни в одном другом месте Северного Прикамья, они представлены в большом многообразии. В наличниках широкое развитие получил растительный мотив – в узорочье орнамента включен плавно изгибающийся стебель.

Много в Покче так называемых “полотенчатых” наличников. Они выделяются пышными карнизами и фигурными боковыми досками, обрамляющими окно по подобию полотенец на иконах или зеркалах. (Слайд 16.)

Итак, какие части фасада, украшенные резьбой, мы с вами выделили? (Фронтон, причелины, окно светелки, лобовая доска, наличники.)

Сегодня на уроке вам предлагается выполнить эскизы декора любой части фасада избы на выбор. Работу можно выполнять углем, акварелью, тушью и пером.

Y. Операционно-исполнительский этап.

Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Звучат русские народные мелодии.

YI. Рефлексивно-оценочный этап.

Какие виды орнаментов встречались в декоре деревянных изб? (Растительный, геометрический, зооморфный.)

Назовите части фасада? (Фронтон, причелины, окно светелки, лобовая доска, наличники.) (Слайд 17.)

Далее идет коллективный просмотр детских работ. При этом внимание обращается на то, кто лучше и интереснее составил композицию своего декора, на сколько оригинальны и неповторимы образы орнамента.

Приложение ко второму уроку.

Работы детей по теме “Образы-символы в декоре жилища”.