Интегрированный урок (история + литература) по теме "Декабристы на Кубани. М.Ю. Лермонтов на Кубани"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цель урока:

  • создать у школьников яркий впечатляющий образ страниц истории "малой Родины";
  • способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к истории родного края.

Задача урока:

Образовательные:

  • формирование исторических знаний, познавательного интереса к истории Кубани; показать как их деятельность и личность оценивались в различные периоды историками и литераторами;
  • показать связь событий и явлений (Россия и Кубань).

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории "малой Родины";
  • формирование национального самосознания.

Развивающие:

  • развивать образную речь учащихся на основе сюжетного рассказа
  • способствовать развитию умения анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно излагать свою точку зрения;
  • формировать у школьников навыки самостоятельной поисковой и творческой работы при изучении истории края;
  • умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактам

Тип урока: интегрированный урок - заочная экскурсия. (урок проводится в форме заочной экскурсии по экспозиции музея им. М.Ю. Лермонтова в Тамани).

Оборудование урока:

  • историческая карта: "Россия в первой половине XIX века";
  • атлас "История Кубани";
  • выставка книг по тематике урока;
  • портреты декабристов
  • мультимедиа
  • Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения, под редакцией профессора В.Н. Ратушняка. Краснодар 2003, с.97-108; История Кубани с древнейших времен до конца XIX века. В.Н. Ратушняк. Краснодар 2000, гл.IV, п.3;
  • Новая история Кубани. Б.А. Трехбратов. Краснодар 2001, гл V;
  • М.Ю.Лермонтов в Тамани. Из серии памятные места России. Москва 2000;
  • Глава "Тамань" из романа "Герой нашего времени". М.Ю.Лермонтов.

Подготовительный этап урока:

Учитель готовит группы помощников. Это могут быть члены кружка, ребята, посещающие факультативные занятия или учащиеся, увлекающиеся историей. Заранее педагог проводит с ними консультации, раздает темы сообщений, рекомендует необходимую литературу.

Цели и задачи консультации: составление списка экскурсионных объектов, памятки по характеристике объекта, маршруты следования, разработка творческих заданий.

Групповая работа:

  • Группа №1: экскурсоводы (разработка экскурсии по экспозиции музея).
  • Группа №2: путешественники (разработка маршрута следования М.Ю.Лермонтова по Кавказу, мест пребывания декабристов и их встреч).
  • Группа №3: знатоки истории (разработка вопросов викторины).

Ход урока

I. Вводное слово учителя.

Корокондама, Гермонасса, Томи, Таматарха, Самкерц, Матраха:

Вопрос учащимся: Ребята, что обозначают эти таинственные слова? (Ответ: это названия городов, существовавших на территории Тамани).

Учитель: Из глубины веков дошли до нас эти названия. С давних пор Тамань была местом пересечения торговых путей. История Тамани сложена из множества страниц, на которых можно встретить киммерийцев, древних греков, скифов, хазар, русичей, татар, турок. Важнейшие события Православной истории до крещения Руси связаны с землей Тамани.

Тамань - первый населенный пункт, основанный казачеством после переселения, и она долго оставалась резиденцией войскового судьи Антона Головатого.

 На Тамани бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, декабристы. Таманская земля воспета в Слове о полку Игореве, "Герое нашего времени", сказках Пушкина.

Тамань действительный член Российского союза Исторических городов и регионов с 2000 года.

Таманская земля знаменита своим славным прошлым. Действительно, трудно найти ещё более благословенный уголок, где прекрасный теплый климат сочетается с разнообразной богатой природой. Здесь седая древность тесно переплетается с сегодняшним днем.

Обратимся к карте и полистаем страницы истории (работа с настенной исторической картой).

Вопросы учащимся:

1. Какое царство существовало на Таманской земле в VI в. до н.э.? (Боспорское)

2. Какое княжество образовалось здесь в конце X-начале XII вв.? (Тмутараканское)

3. В каком году Тамань вошла в состав России? (1774)

4. В каком году черноморские казаки основали станицу Таманскую? (1792)

5. Знаете ли вы, ребята, какое произведение В.Г. Белинский назвал "жемчужиной русской прозы"? (повесть "Тамань" из романа "Герой нашего времени" М.Лермонтова).

      

img6.jpg (10837 bytes)

Учитель: А ответить на вопрос, как связано имя блестящего столичного поэта со столь отдаленной частью России нам и поможет заочная экскурсия по Таманскому государственному музею.

Итак, начинаем нашу экскурсию. Путешествовать по экспозиции музея нам будут помогать помощники - экскурсоводы. Слушайте внимательно и вы узнаете, какая загадочная история приключилась с поэтом в Таманском городке.

II. Основная часть урока.

Вниманию учащихся предлагается экспозиция: "М.Ю. Лермонтов в Тамани".  (Сопровождается показом презентации)

Первая группа помощников - экскурсоводы начинают экскурсию.

img7.jpg (16048 bytes)

- Волны бегут чередой, бьются о высокий берег и скатываются в море. Луна поглядывает из-за туч, освещая залив, глинистый мыс и стоящее на нем подворье: хату, старую рыбацкую лодку, сети и каменный забор с калиткой. Ночь:На подворье - ни души:Здесь живут воспоминания былого:

- Справа от калитки - мемориальная доска: "Дом-музей в память пребывания великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Тамани в сентябре 1837 года" А рядом, у спуска к морю - памятник: поэт застыл в бронзе, взгляд его устремлен на север, туда, где Родина, друзья и милая бабушка:(демонстрация 1,2,3 и 4 кадров).

Учитель: Идея о создании музея в Тамани прозвучала еще в 1891 году, когда навстречу 50-летию гибели поэта в журнале "Русский архив" появилась статья инспектора городского училища соседнего Темрюка О. Арканникова, которая рассказывала о мемориальной хате, а заканчивалась призывом к общественности: "Не мешало бы, из уважения к памяти поэта, сохранить этот домик". Но музей открылся только в 1976 году, а памятник работы И.Д. Бродского был установлен в 1984 году.

Продолжение экскурсии

- 1837 год, 27 января. У Черной речки смертельно ранен Пушкин. Лермонтов пишет "Смерть поэта". Далее следует резолюция Николая I: "Корнета Лермонтова за сочинение: стихов перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк", т.е. на Кавказ. Он выезжает в "действующий отряд" на правый фланг Кавказской кордонной линии, в Геленджик. Путь туда лежит через Тамань. Теперь здесь наглядно оживают страницы великой повести "Тамань", а в экспозиции просматривается весь кавказский путь Лермонтова от Кизляра до Тамани.

- "Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью..., после долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря:"

- "Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни образа - дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер".

 - В 1887 году Тамань посетил краевед из Екатеринодара Е.Д. Фелицын. Ему удалось найти подворье Федора Мискина. Описываемая в повести хата была еще цела. Фелицын зарисовал и обмерил ее: 7 шагов ширины и 16 длины, крытая камышом (репродукция 5).

- К сожалению, в Тамани не сохранилось ни одной хаты с того времени, когда здесь жил великий поэт - революции и войны стирают с лица земли все, что попадается на их пути, не задумываясь об исторической или культурной ценности. В 1964 году на краю обрыва, на месте, где предположительно стоял домик, в котором жил М.Ю. Лермонтов силами местных научных работников и поклонников творчества поэта была воссоздана хата с подворьем.

- Вот куда забросила судьба корнета Лермонтова с гранитных берегов Невы от светских салонов, Александровского театра, от железной дороги:В Тамани поэт пробыл 3-4 дня. Именно здесь с ним приключилась странная история (экскурсовод рассказывает случай встречи поэта с контрабандистами и желание последних утопить невольного свидетеля)

Учитель: В мемуарной литературе есть указания на то, что описанное в "Тамани" происшествие случилось с самим Лермонтовым во время его пребывания в Тамани у казачки Царицыхи в 1837 году ("Русск. архив", 1893, № 8; ср.: "Русск. обозрение". 1898, № 1). В 1838 году товарищ Лермонтова по полку М. И. Цейдлер, командированный на Кавказ, останавливался в Тамани и жил в том самом домике, где до него жил Лермонтов. В своем очерке "На Кавказе в 30-х годах" Цейдлер описывает тех самых лиц, которые изображены в "Тамани", и поясняет: "Мне суждено было жить в том же домике, где жил и он; тот же слепой мальчик и загадочный татарин послужили сюжетом к его повести. Мне даже помнится, что когда я, возвратясь, рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении соседкою, то Лермонтов пером начертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь" ("Русск. вестник", 1888, № 9).

- Комендант крепости полковник П.Я. Посыпкин отметил ему подорожную и сообщил новость - в Геленджик ехать нет надобности, осеннюю экспедицию против горцев отменили.

Ему, корнету Лермонтову, следует возвращаться в укрепление Ольгинское.

Вторая группа помощников - путешественники представляют маршрут следования поэта по Кавказу ( на доске карта следования поэта по укрепленным пунктам Кавказа и места встречи его с декабристами) (в ходе продолжения сюжетного рассказа экскурсоводов).

- И снова дорога:(привлекается внимание к карте-схеме)

- В сентябре 1838 года Лермонтов приехал в Ольгинское укрепление, где получил предписание отправиться в свой полк и подорожную до Тифлиса.

 

Военно-Грузинская дорога

Учитель: Судьба забросила на Кавказ не только великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. После долгих лет сибирской каторги и ссылки декабристы не получали разрешения возвратиться домой - слишком напугано было самодержавие восстанием 14 декабря 1825 года. Царь тогда цинично заявил: "Этим господам - путь в Россию ведет через Кавказ". Многие декабристы были направлены в звании нижних чинов в действующую Кавказскую армию. О своем переселении из Сибири на Кавказ декабристы говорили: "Из ада в ад".

Сообщение учащегося на тему "Декабристы на Кубани".

В октябре 1837 г. в Ставрополе собралась целая группа декабристов, переведенных из Сибири в качестве рядовых на Кавказ. Здесь были: Одоевский, Лорер, Лихарев, Назимов, Нарышкин, Черкасов... Они ждали своего назначения по полкам. Царь, в это время путешествовавший по Кавказу, уже скакал из Тифлиса в Ставрополь.

Декабристы, переведенные на Кавказ, все были распределены по разным полкам, однако это им не мешало осенью и зимой частенько съезжаться в Ставрополе. В самом деле, недалеко от Ставрополя, в Прочном Окопе, жил рядовой Навагинского пехотного полка М. М. Нарышкин. Немного далее квартировал, вместе с своим Кабардинским полком, Назимов. Сравнительно неподалеку жил Лихарев, назначенный в Куринский полк; Черкасов жил в Ивановке, где был расположен Тенгинский пехотный полк.

В 1837 году, проделав двухмесячный путь через Тобольск, Казань, Ростов, группа декабристов прибыла на Кубань. Их определили на службу в крепость Прочный Окоп. Это укрепление было основано в 1794 году донскими казаками. Здесь находилась штаб-квартира Кубанского казачьего войска и размещалась артиллерийская бригада.

В Прочном Окопе постоянно жила семья декабриста М.М. Нарышкиа. Член "Союза благоденствия" и Северного тайного общества Михаил Михайлович Нарышкин был приговорен за участие в восстании 1825 года к двенадцати годам сибирской каторги. Его жена была одной из одиннадцати женщин, которые последовали за своими мужьями в Сибирь. Елизавета Петровна Нарышкина являлась дочерью прославленного героя 1812 года, искусного военачальника генерала П.Коновницына.

Постоянно бывали у Нарышкиных декабристы М. А. Назимов и В. Н. Лихарев, позднее погибший в бою под Валериком. Стали завсегдатаями у Нарышкиных декабристы братья Беляевы, прибывшие из Сибири тремя годами позднее их.

Дом Нарышкиных в Прочноокопском, где собирались ссыльные декабристы, к сожалению, не сохранился до наших дней. На его месте сейчас стоит старая пекарня. И лишь мемориальная доска, установленная в 1972 году, хранит память о пребывании на Кубани столь замечательных людей России.

Продолжают рассказывать учащиеся из группы путешественников.

- В Тифлис надо было ехать через Ставрополь, куда поэт попал в начале октября. Туда же прибыли декабристы М.М.Нарышкин, А.И.Одоевский, М.А.Назимов. От своего родственника, начальника штаба Кавказской линии, А.И. Петрова, Лермонтов узнал, что в городе декабристы, что здесь Одоевский. Внутреняя связь Одоевского и Лермонтова была давней. Еще раньше, в Москве, поэт в "Литературной газете" читал его стихотворение "Пленник". И вот теперь Лермонтов мог увидеть того, кто был близок ему духовно столько лет:

- Приехавшие декабристы просили Лермонтова прочесть "Памяти поэта" (можно озвучить стихотворение М.Ю. Лермонтова).

Лермонтов и Одоевский из Ставрополя поехали вместе, в один и тот же полк.

Дорога сближает, справа сиял Кавказ, слева шумел Терек. Разговорам поэтов не было конца. Как не было конца молчанию: и стихам!

:Он сохранил и блик лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную:
(М.Ю. Лермонтов "Памяти Одоевского").

(обращаем внимание на портрет М.Ю. Лермонтова. Родная Кубань Страницы истории, Краснодар, 2003, стр. 107).

- Своеобразный поэтический портрет Кубани, включавший в себя все, что составляет само понятие "Кубань", создан Лермонтовым в стихотворении, посвященном памяти А.И. Одоевского. (далее следует обратить внимание учащихся на отрывок из стихотворения "Памяти Одоевского", Родная Кубань...,стр. 108).

- Сведений о второй поездке поэта в наш край еще меньше. Известно, что весной 1840 года он был откомандирован в Тенгинский полк, стоявший в начале в станице Ивановской, а затем - в Анапе. Руководствуясь записками Лорера, можно лишь сказать, что Лермонтов и Лорер встречались в Фанагории, куда поэт, он же поручик Лермонтов привез письмо из Петербурга.

- Вот она, наша Кубань, какой ее видел Лермонтов: бескрайняя степь, серебряные горы и загадочный говор моря. И это все "судьба соединила так чудесно".

img13.jpg (6042 bytes)

Тамань. Рисунок Лермонтова

Подвести итоги путешествия нам помогут участники 3-ей группы помощников - знатоки истории. Они предлагают викторину - "Странички истории Кубани".

Вопросы викторины:

  1. Где расположен дом-музей в память пребывания великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Кубани? (Тамань)
  2. В каком звании находился поэт, направленный Николаем 1 служить на Кавказ? (корнет)
  3. Причина ссылки Лермонтова на Кавказ? (стихотворение "Смерть поэта")
  4. Куда был направлен М.Ю. Лермонтов для прохождения службы? (Геленджик)
  5. Назовите имя кубанского краеведа, который занимался исследованием пребывания Лермонтова в Тамани. (Е.Д.Фелицын)
  6. Укажите имя поэта-декабриста, с которым Лермонтов встречался на Кавказе. (Одоевский)
  7. Назовите места пребывания декабристов на Кубани и Черноморье. (Тамань, Анапа, Геленджик, Абинск)
  8. В каких войнах, которые вела Россия, принимали участие декабристы? (русско-иранской 1826-1828, русско-турецкой 1828-1829).

Заключительное слово учителя.

Учитель: вот и завершилось наше путешествие. Вы узнали много интересной информации, расширили свой кругозор, подготовили серьезные сообщения. Мне хотелось бы добавить, что интерес к личности М.Ю. Лермонтова не гаснет до сих пор.

В сентябре 1986 года в СССР была выпущена марка с изображением Таманского государственного дома - музея М.Ю. Лермонтова. На марке изображен также Н. И. Лорер (копия с портрета работы Р. К. Шведе, 1841, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

В сентябре 2004 года в Тамани прошли торжества, посвященные 190-летию со дня рождения поэта. Центром юбилейных мероприятий стало "мемориальное подворье", на котором был развернут "Таманский вернисаж", где вдоль дорожек сквера прогуливались дамы и кавалеры в костюмах XIX века. Вел праздник известный лермонтовед Владимир Захаров, автор книги "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова". Юбилей одного из самых любимых русских поэтов посетили и "киношоковцы". В Гости в Тамань отправились Андрей Битов, Эльдар Рязанов, Александр Миндадзе, Лидия Шукшина, Елена Драпеко, Борис Хмельницкий, Елена Санаева, Владимир Ступин, Галина Бокашевская, Владимир Вишневский, а также президент Фестиваля Виктор Мережко и генеральный директор Ирина Шевчук.

В качестве возможных вариантов проведения урока по данной теме могут быть предложены другие формы:

  • организация экскурсии в Тамань;
  • урок-устный журнал с привлечением экспонатов Литературного музея Кубани;
  • урок- круглый стол "Листаем старую тетрадь" (по страницам стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Одоевского).