Урок-игра "Восхождение на пик "Сердце"

Разделы: Биология


Задачи:

  • повторить и закрепить знания по теме «Кровеносная и лимфатическая система», показать практическую значимость знаний по данной теме;
  • развивать умение учащихся логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать свой учебный труд;
  • формировать гуманные отношения на уроке.

Оборудование: учебные таблицы по теме, игровой плакат, жетоны-сердечки для оценивания.

Форма занятия: индивидуально-групповая (командная).

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
(Э. Межелайтис)

Воспетое поэтами и писателями неутомимое, не знающее покоя сердце, без устали трудится в нашем организме, прогоняя за 70 лет жизни человека 250 млн. литров крови.

Как работает сердце? В чем кроется его поразительная работоспособность? Что может нарушить его работу? Как сохранить его здоровым на долгие годы? Ответы на эти вопросы вы должны знать. А вот как вы знаете, мы сегодня и проверим. Повторение материала по теме «Кровеносная и лимфатическая система» пройдет в виде игры (приложение 1), которая называется «Восхождение на пик «Сердце». Правила этой игры очень просты. Играют 5 команд. Они все одновременно отправляются покорять вершину. Добраться до вершины можно только с помощью своих знаний. За правильный ответ команда получает маленькое сердце и поднимается в гору на новую высоту, где ей выдается новое задание. Если команда не справляется с заданием, ей может помочь любая другая команда. Не ответившая команда имеет право подняться на следующую высоту, но сердца она не получит. Победит та команда, которая первой взойдет на вершину или поднимется выше других и наберет больше всех сердец. Каждый из вас работает на себя и на команду. После того как игра закончится, вы обсудите работу каждого и поставите оценку.

Итак, покорение вершины начинается. Командам приготовиться. Мы находимся на старте. Прежде чем отправиться в дорогу, мы должны проверить свое снаряжение. В дорогу берем разные термины. Ваша задача сейчас дать правильное определение терминам, которые я буду называть. Работаете все вместе, зарабатывая сердца-баллы своей команде.

Термины: кровь, сердце, артерии, вены, капилляры, лимфа, кровяное давление, пульс, большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, автоматизм сердца, створчатые клапаны, полулунные клапаны, артериальная кровь, венозная кровь.

Молодцы, вы не забыли снаряжение и отправляетесь покорять первую высоту.

Первая высота. «Отгадай кроссворд!»

Командам выдаются кроссворды, в которых зашифрованы понятия темы. Его надо решить и получить ключевое слово, которое укажет на правильное выполнение задания.

Вторая высота. «Ромашка».

Команда тянет вопрос - задание и отвечает на него, используя таблицы по данной теме.

Вопросы:

  1. Что такое кровообращение? Назовите и покажите органы кровообращения. Дайте характеристику сосудам.
  2. Рассказать и показать, как устроено сердце.
  3. Охарактеризуйте большой и малый круги кровообращения (где начинаются и заканчиваются, что происходит в них с кровью).
  4. В чем секрет неутомимости нашего сердца? (рассказать о сердечном цикле, питании сердца и автоматизме).
  5. Как регулируется работа сердца? Какова скорость тока в сосудах? В чем биологический смысл медленного движения крови по капиллярам?

Третья высота. Биологическая эстафета.

На бумаге записан текст, в котором есть пропущенные слова. Каждый участник команды должен вписать слово, чтобы получился связный рассказ.

1. Кровь находится в постоянном ………………. Органы кровообращения - …… и ……..

Сердце – это полый мышечный ……….., разделенный внутри на четыре полости – камеры: левое и правое …………………, левый и правый ……………..

2. Движение крови совершается в определенном направлении, это достигается наличием в сердце ………….. Продвижение крови из предсердий в желудочки регулируют …………

Клапаны, которые могут открываться только в сторону желудочков. Возврату крови из артерий в желудочки препятствуют ………… клапаны. Из левого желудочка кровь поступает в самый крупный сосуд нашего организма - …………. А далее по разветвляющимся артериям она поступает ко всем ……….. и ………

3. Давление, под которым находится кровь в кровеносных сосудах, называется ………….

Наибольшее давление – в ……….., а наименьшее – в крупных …………..Кровь течет из области ……….. давления в область ……………. давления.

4. Тканевая жидкость омывает клетки и ткани, отдавая им ……………. и …………… и одновременно забирая …………………. Затем она всасывается в лимфатические …………, которые сливаясь друг с другом образуют лимфатические ……………..

5. Давление крови в кровеносной системе изменяется в разные фазы ………….цикла. Наибольшим давление бывает во время сокращения желудочков, его называют …………

А в период расслабления сердца – давление ……………… Разница между ними называется ………….. давлением. Артериальное давление измеряют с помощью специального прибора - ……………….

Четвертая высота. Реши биологическую задачу.

Команды должны решить выданную задачу.

1. Вам известно, что кровь человека движется по замкнутой системе. Однако, при этом она успешно выполняет свои функции газообмена, питания органов и тканей организма. Дайте объяснение этому явлению.

- Это возможно потому, что при движении по замкнутой системе сосудов кровь непрерывно обновляет свой состав. Например. В легких из неё удаляется углекислый газ, и она обогащается кислородом; в кишечнике в кровь поступают питательные вещества, которые вместе с кислородом используются клетками организма с образованием углекислого газа и других продуктов обмена. В свою очередь они удаляются из крови и организма через почки, легкие, пот и т. д.

2. Артерии расположены глубже, чем вены. Какое биологическое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?

- Более глубокое расположение артерий имеет большое биологическое значение, так как в артериях кровь находится под большим давлением и повреждение их гораздо опаснее, чем повреждение вен. В процессе эволюции имели преимущества организмы с более глубоким залеганием артерий.

3. Сердце работает толчками, а кровь движется по сосудам непрерывно. Как вы можете это объяснить?

Это объясняется тем, что стенки крупных сосудов очень эластичны. При поступлении каждой порции крови аорта и другие крупные артерии растягиваются. При расслаблении сердца, когда давление крови понижено, артерии благодаря своей упругости сжимаются и возвращаются в прежнее положение, выдавливая кровь дальше в направлении более мелких сосудов.

4.Сердце физически тренированного человека не может быть застигнуто «врасплох» при любых физических нагрузках. Однако, нервная нагрузка и психические переживания могут уменьшить физическую выносливость. Почему?

- Работа сердца регулируется ЦНС. Эмоциональные переживания, гнев, обида, страх, неудачи могут повлиять на сердце и кровообращение отрицательным образом.

5. Известно, что человек краснеет в жару и бледнеет в холод. Как объяснить эти явления?

- В жару происходит расширение сосудов кожи. При этом увеличивается приток крови из внутренних органов к коже, она краснеет. При низкой температуре для уменьшения теплоотдачи в окружающую среду, сосуды рефлекторно сужаются, поэтому мы бледнеем. Этим процессом управляет ЦНС.

Пятая высота. Примени знания.

1. Окажите первую помощь человеку, у которого капиллярное кровотечение. Каковы признаки капиллярного кровотечения.

2. Окажите первую помощь человеку, у которого венозное кровотечение. Каковы признаки венозного кровотечения.

3. Окажите первую помощь человеку, у которого артериальное кровотечение. Каковы признаки артериального кровотечения.

4. Назовите причины сердечно-сосудистых заболеваний. Какие меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний существуют. Какое влияние на сердце и сосуды оказывают алкоголь и курение.

5. Представьте, что вы ведете прием в поликлинике. К вам пришли пациенты, сдавшие анализ крови. Что вы можете рекомендовать пациентам и почему?

  1. количество эритроцитов – 4,5 млн
    гемоглобин - 136 г/л
    количество лейкоцитов – 26 тыс.
    количество тромбоцитов – 400 тыс.
  2. количество эритроцитов – 4,5 млн
    гемоглобин - 145 г/л
    количество лейкоцитов – 6 тыс.
    количество тромбоцитов – 400 тыс.

Вот вы и покорили вершину по имени «Сердце». Ваша задача воспеть наше сердце, как воспевают поэты. А поможет вам в этом особая стихотворная форма, которая называется «синквейн». Что это такое вы прочтете на выданных вам листах (приложение 2). Напишите, пожалуйста, синквейн, посвященный сердцу.

Спасибо за работу. Командой победителем является та, которая набрала больше всех сердец. Но каждый из вас стремился принести победу своей команде. Оцените вклад каждого в победу команды.