Конспект занятия с психологом в 3-м классе по теме "Понятие классификации"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Создание условий, способствующих пониманию детьми определения классификации через активизацию познавательных процессов (мышление).

Задачи:

  • научить детей взаимодействовать в группах; научить выработке единого решения в группе; научить презентовать результат своей группы через обсуждение понятия классификация;
  • формирование эмоционально благоприятной среды на занятии; формирование связной речи;
  • обучение приёмам классификации объектов;
  • развитие навыков планирования;

Форма работы: групповая.

Метод: эффективного общения.

Тип урока: практикум.

На занятии потребуется

Детям: тетрадь, ручка, карандаши;

Психологу: карточки с заданиями для групповой работы, набор геометрических фигур.

Содержание занятия

Вводная беседа.

- Здравствуйте, ребята. Мы всю свою жизнь развиваемся, учимся думать. Существует много приёмов, которые помогают нам в этом. Сегодня мы познакомимся с приёмом, который называется - классификация. Вам знакомо это слово? Что оно означает? Как можно объяснить этот приём?

Чтобы ответить на вопрос, который написан в теме, надо проделать несколько специальных упражнений, которые помогут понять, что такое классификация и зачем она нужна.

Поиск оснований для классификации.

На доске слова в 3-х столбиках:

Мама полотенце клён
Сосна окно пень
Тень небо пылесос
Соль солнце автобус

Вставь пропущенные слова в предложения:

А) В первом столбике слова ____________ рода.

Б) Во втором столбике слова ____________ рода.

В) В третьем столбике слова ____________ рода.

По какому основанию (правилу) эти слова записаны в 3 столбика? (по родам)

Необходимо объяснить основание выбранной классификации.

Аналогичное задание предлагается детям далее выполнить по рядам.

Мышь корова сова
Конь соловей нора
Хор голова пара
Рост ракета коса

Вставь пропущенные слова в предложения:

А) В первом столбике слова, имеющие ________________ слог.

Б) Во втором столбике слова, имеющие ________________ слог.

В) В третьем столбике слова, имеющие ________________ слог.

Для подкрепления мотивации можно это упражнение выполнять, играя в "Молчанку".

- Какие основания для классификации вы нашли?

Контроль уровня понимания выполняемых действий со стороны психолога.

3. Групповая работа.

Дети рассаживаются на 3-4 группы. Каждая группа получает задание на карточке:

Определите, по какому основанию слова распределены в 3 столбика.

Красный перо бежать
Маленький самовар плестись
Весёлый весна плавать
Голубоглазый работа говорить
Ленивый зелень кудахтать

А) по числу слогов;

Б) по числу букв;

В) по частям речи.

- Проверим выполнение задания по алгоритму (на доске).

1) Правильный ответ - это _____________.

2) Ответ __________ не подходит, так как __________.

3) Ответ __________ не подходит, так как __________.

4. Практическая работа.

- Сейчас мы будем учиться классифицировать. Для этого необходимо следовать двум условиям (на доске):

1) сравнить предметы, установить, чем они отличаются;

2) сравнить предметы, установить, чем они похожи.

Детям выдаются наборы из 6 фигур, отличающиеся друг от друга формой и цветом.

- Разложите фигуры на 3 группы так, чтобы в каждой группе фигуры были чем-то похожи (в данном случае по форме).

После выполнения задания дети объясняют, по какому основанию была выполнена классификация.

Далее - вторая задача: разложить эти фигуры на 2 группы так, чтобы в каждой группе опять были похожи по какому- то признаку.

5. Практическая групповая работа.

Дети получают по группам задание найти примеры классификации в жизни, окружающем мире. Сделать презентацию своей работы и рассказать другим группам о результатах работы.

6. Подведение итогов занятия.

Вопросы детям:

1) Что значит классифицировать?

(разложить предметы на группы так, чтобы в группе предметы были похожи по определённому признаку.)

2) Что такое основание для классификации?

(Это тот признак, по которому различаются группы).

Молодцы, ребята! Вы сами вывели понятие классификации.

7. Домашнее задание.

Разделить на группы примеры, записать их в разные столбики и решить. Записать по какому признаку они разделены.

  • 28+14
  • 72- 6
  • 37+51
  • 15-8
  • 83-16
  • 66+25
  • 52-9
  • 91-17
  • 94+46