Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием элементов курса РТВ во 2-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Разделы: Начальная школа


«Прикрывая Родину собою
Вы сражались так, что отзвук боя
Вечно будет слышен на земле»
Бронислав Спринчан

Приближается великая дата – 65 лет Победы над фашизмом!

Эта память – наша совесть.

«Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…»
Е.Линд

Цели занятия:

  • учить анализировать и решать задачи; развивать грамотную связную математическую речь (обогащать её терминами, выражениями), умение выделять геометрические фигуры из сложного чертежа, логическое мышление, творческое воображение; коррекция памяти;
  • воспитывать патриотизм.

Оборудование: портрет А.И. Фатьянова, фломастеры, счетные палочки, самолет, вертолет.

Ход урока

I. Организационный момент 

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

– Здравствуйте!
Ты скажешь человеку.

– Здравствуй!
Улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Когда люди говорят: «Здравствуйте!», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья.

Любая встреча начинается с приветствия.

Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга.

Ритуал приветствия (дети становятся в круг) 

Ребята берутся за руки, протягивают руки в круг и мысленно, закрыв глаза, желают себе и другим удачи во всех делах.

– Какой праздник мы будем отмечать 23 февраля?

– Отечество. Как сказать по другому?

– А кого мы можем назвать Защитниками Отечества?

Есть такая профессия – Родину защищать. Сегодня на уроке мы с вами вспомним названия некоторых военных специальностей.

Каждый из вас ребята тоже будущий Защитник Отечества. Чтобы стать настоящим надежным Защитником, вам нужно хорошо учиться, быть добрыми, здоровыми, сильными.

Я предлагаю вам собрать самолет. Но, чтобы появлялись бумажные части самолета, мы должны будем выполнить задание.

Готовы?

Тогда начинаем!

II. Устный счёт

– Считаем устно.

Девять солдат строились в отряд
Девять солдат шли на парад.
Восемь из них были с усами
Сколько там было безусых солдат?

К нам пришли недавно в гости
Три танкиста – три бойца.
Подарили мы танкистам
Все лимоны с деревца.
Сколько лимонов гостям досталось,
Если каждому по два давалось?

Игра «Десантники»

Ты видел военных в красивой форме? На голове у них голубой берет. Это сильные и мужественные люди. Их зовут десантники. Они выполняют важную работу – ответственные прыжки.

Десантники получили задание: приземлиться в лесу. Каждый, в заданном месте. Путь движения зашифрован примером. Нужно показать куда должен приземлиться десантник, то есть соединить стрелкой пример с ответом.

(Ученики поочередно выходят к доске и показывают стрелкой путь движения каждого десантника. Все другие ученики играют роль командиров, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры.)

Повторить название компонентов действий.

Физ. минутка «Десантники» 

Вот мотор включился (РРР),
Пропеллер закрутился,
В небо мы поднимемся,
С облаком обнимемся.

Внизу лес – и мы вот тут
Приготовим парашют.
Толчок, прыжок,
Летим, дружок,
Парашюты все раскрылись,
Все мы мягко приземлились.

III. Работа в тетради 

Вчера было 19 февраля, пятница, а сегодня … (Суббота, 20 февраля)

(повторить состав числа 20)

Пальчиковая гимнастика

«Солдатики»
Аты-баты, аты-баты –
На парад идут солдаты.

(Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют» на столе, изображая солдатиков (остальные пальцы прижаты к ладони), очень важно, чтобы пальцы - «солдаты» «маршировали» в ногу, синхронно).

Знамя впереди несут,

(Приподнять локоть, выпрямить ладонь, большой палец отпустить вниз «флаг»)

Пушки новые везут.

(Ладони, сжатые в кулаки, находятся на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек)

А теперь открыли тетради, записали число 20 февраля, классная работа.

Дидактическая игра «Путешествие по городам-героям» 

Это карта полета нашего самолета с названиями городов и примерами. Вы должны определить путь самолета от меньшего номера города к большему. И показать движение самолета стрелкой. Для этого вам нужно решить примеры, а затем показать путь движения самолета.

– Запишите примеры в столбик в тетрадь и решите. Кто решит, поднимите руку.

  • 12-8 Волгоград
  • 14-9 Тула
  • 11-5 Смоленск – город народной Славы
  • 7+4 Санкт-Петербург
  • 8+6 Москва – сердце России – Почему так говорят?

Это ребята будет не просто путешествие. Ведь это названия городов-героев. Такого звания они были удостоены за мужество своих жителей и всех воинов-защитников, которые не жалея сил и собственной жизни защищали нашу страну в годы Великой Отечественной войны.

– А сейчас ещё очень важное задание.

Работа над задачей. 

Словарная работа

Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет
Что такое?...

Стр. 77 № 29 Хилько А.А.Учебник математики для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 

  1. Чтение текста учителем.
  2. Чтение текста учащимися.
  3. Запись условия задачи.
  4. Повторение задачи по вопросам:
    • Что известно в задаче?
    • Что неизвестно в задачи?
    • Что нужно узнать?
  5. Воспроизведение одним из учащихся текста задач.
  6. Самостоятельное решение задачи.
  7. – Как решали задачу? (Обосновать выбор действия).

Физ. минутка «Самолет» 

Руки сделаем вразлет –
Получился самолет.
Мах крылом туда – сюда:
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи
И на друга посмотри,
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.

IV. Геометрический материал

(ТСО), карточки для индивидуальной работы. 

– Как называется эта фигура? (Звездочка)

– Сосчитайте, сколько в ней треугольников?

V. Задача-сказка от кота Потряскина (ТСО)

(Кот Потряскин в военной форме, рисунки)

«Много войска из ничего», стр. 34-35 (Гин А.А. Задачки – сказки от кота Потряскина. Для детей младшего школьного возраста. – М.: Вита – Пресс, 2002.)

VI. Домашнее задание 

Примеры, показы.

VII. Итог

  • Вот и готов наш самолет.

– Кто может прочитать бортовой номер? (65)

– Сколько десятков?

– Сколько единиц?

  • 9 мая – вся наша страна отметит 65 годовщину со Дня Победы над фашистами.

Посмотрите внимательно на самолет. Вы видели где-нибудь раньше такой же?

– Правильно. Алексей Петрович Мересьев летал на самолете, похожем на этот.

– Что можете рассказать об этом герое ВОВ? 

  • Учащиеся соединяют по точкам от 1 до 20 фигуру самолета. 

Если вы считаете, что работали:

хорошо – возьмите для работы зеленый фломастер,
хорошо, но не очень – синий,
мало старались – коричневый.

  • Напишите на борту самолета, с каким настроением уходите с урока.
  • Сегодня 20 февраля исполнится 91 год со дня рождения русского поэта Алексея Ивановича Фатьянова. К сожалению, 40 лет назад поэт умер, но оставил о себе добрую память в своих стихотворениях.

Наш сегодняшний урок я хотела бы закончить строчками из стихотворения Алексея Ивановича:

«Если б я родился не в России,
Что бы в жизни делал? Как бы жил?
Как бы путь нелегкий я осилил?
И, наверно б, песен не сложил»

– Нам с вами посчастливилось – мы россияне! Желаю вам вырасти достойными Защитниками нашей Родины! Всегда помнить и уважать ветеранов Великой Отечественной войны.

Список литературы: 

  1. Гин А.А. Задачки – сказки от кота Потряскина. Для детей младшего школьного возраста. – М.: Вита – Пресс, 2002.
  2. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. М.: Вита – Пресс, 2006.
  3. Дереклева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
  4. Савельева Е.А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков. М., 2007.
  5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. М., Эксмо, 2006.
  6. Шабанова А.А. Математика: коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы, Волгоград, 2007.
  7. Хилько А.А. Математика: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.