Урок русского языка на тему "Правописание глаголов с суффиксами -ся(сь)"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Познакомить детей с суффиксами –ся, –сь.
  2. Закрепление знаний о глаголе.
  3. Развивать речь, мышление и память детей.
  4. Воспитывать навыки культуры.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Словарная работа.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Постановка домашнего задания
  5. Подведение итога урока.

Ход урока

I. Орг.момент.

У: Здравствуйте!

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Словарная работа.

(На доске на карточках, вывешены анаграммы 3 слов: петапит, зоринтго, поникзавед).

У: Ребята посмотрите на доску. Решите анаграммы и мы узнаем, что за слова спрятаны.

О: аппетит, горизонт, заповедник.

(Учитель переворачивает карточки с анаграммами, на другой стороне написаны нормальные формы слова).

У: Назовите орфограммы в каждом слове.

О: …

У: В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова - аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.

III. Ознакомление с новым материалом.

У: Откройте учебники на с. 76, упражнение 342. Прочитайте его.

О: Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

У: Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются?

О: У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.

У: Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?

О: …

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

У: Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?

О: Мама одевает ребенка - действие направлено на ребенка.

(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

У: А на второй иллюстрации?

О: Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.

(У. вывешивает карточку одевается под вторую картинку)

У: Значит, что обозначает –ся?

О: То, что действие направлено на себя.

У: Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?

О: …

(У. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

У: Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?

О: Он стоит на конце слова.

У: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом - местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

О: …

У: Давайте прочитаем сведения на с. 77

О: Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.

Так как называются глаголы с –ся и –сь?

О: Возвратные глаголы.

У: Да, ребята, это возвратные глаголы.

(У. на доску вывешивает карточку)

Глагол + -ся(-сь)
Возвратные глаголы

 У: У вас на партах лежат карточки со словами: умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили. Запишите эти слова в столбик.

О: (записывают)

У: Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов. Запишите их в столбик, через черточку от них. Выделите суффиксы –ся и –сь.

О: (выполняют)

У: Определите у возвратных глаголов время, лицо, число и род, если определяется.

О: (выполняют)

У: Давайте проверим.

О: …

У: Составьте предложения с одним из возвратных глаголов, назовите их.

(У. выслушивает примеры. Лучшее предложение записывают с комментированием, проговариванием всех орфограмм. Если нет хорошего примера У. предлагает свое предложение: Мы остановились отдохнуть на небольшой поляне)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся и отправился гулять.
Мы тоже с ним пойдем гулять.
По дорожке (2 р.), скачем мы на правой ножке.
По дорожке (2 р.), скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке (2 р.), мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Присели! И за парты тихо сели.

У: Теперь переходим к упражнению 344. Прочитайте задание.

О: Сравните формы глаголов с суффиксами –ся и –сь: когда пишется –ся, когда –сь.

Кататься, катаешься, катается, катался - катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжается, наряжался - наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

Учиться, учишься, учится, учился - учусь, училась, учились.

У: Посмотрите внимательно на глаголы, сможете ли вы догадаться, когда пишется –ся, когда –сь?

О: …

(Если дети не могут понять, У. предлагает им в словах проставить время, число, род, лицо).

У: Так почему же в одних словах пишется суффикс –ся, а в других –сь?

О: Потому что все зависит от время, лица, рода и числа.

У: В какой форме стоит глагол, если у него суффикс –ся?

(У. прикрепляет на доску карточку суффикс –ся, под нее будет прикреплять сведения о форме слова).

О: В формах настоящего времени, 1л, мн.ч.; наст.вр., 2 и 3л., ед. и мн. ч. ;

Будущ.вр. 2 и 3л, ед. и мн. ч.; начальная форма; Прош.вр. м.р.

У: В какой форме должен стоять глагол, если у него суффикс –сь?

О: В форме настоящего времени, 1л, ед.ч.; будущ.вр. 1л, ед.ч.; Прош.вр., ж.р.; Прош.вр. мн.ч.

У: Посмотрите на второе задание этого упражнения. Выполните его.

О: Составьте нераспространенные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами опускалось, поднималось, вертелось, сжималось. Запишите предложения.

У: Что у вас получилось?

О: Солнце опускалось, сердце сжималось, сверло вертелось, море поднималось.

У: Посмотрите на глаголы. Какой здесь суффикс? Почему?

О: Суффикс –сь, т.к. глагол стоит в прошедшем времени, ср.р., ед.ч.

(У. на доску добавляет еще одну карточку)

У: Посмотрите на второе задание вашей карточки. Вам предлагаются предложения. Вы должны по смыслу вставить возвратные глаголы. Выделите в них суффиксы.

Солнце (скрывалось) за горами, начинало темнеть. Тихо (плескалось) море. Только на берегу (вертелись) в гнездах птицы. По всему берегу (разносились) их тихие возгласы.

(проверка)

IV. Постановка домашнего задания

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание (написано на доске, упражнение 345, с.78). Вам необходимо списать упражнение. Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.

У: Закройте дневники, положите их на край стола.

V. Подведение итога урока.

У: Какие глаголы называют возвратными?

У: У каких глаголов суффикс –сь?

У: У каких глаголов суффикс –ся?

У: Молодцы! Урок окончен, всем спасибо!