Роль социального педагога в начальной школе

Разделы: Социальная педагогика


Введение

Социальный педагог, непосредственно работающий, с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.

Цель социально-педагогической работы:

– Создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни, а так же условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. Проблема социальной жизни ребёнка – главный объект деятельности социального педагога.

Основными задачами являются:

  • обследование семей с целью выявления трудностей и конфликтных ситуаций, отклонение в поведении детей и других членов семьи;
  • установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;
  • осуществление патронажа детей из семей «группы риска» и неблагополучных;
  • консультирование у различных специалистов по проблемам семьи и детства
  • тесное сотрудничество с общественными организациями
  • индивидуальная работа с детьми и семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании.
  • социальная защита прав ребёнка
  • социальная поддержка детей и подростков
  • профилактика безнадзорности и правонарушений
  • успешная реализация образовательно-воспитательных целей и задач нашей школы.

Социальная жизнь ребёнка зависит от ряда причин:

  • снижение жизненного уровня
  • безнадзорность детей
  • дети воспитываются в неполных семьях
  • плохое отношение к детям в семье
  • родители ведут асоциальную жизнь
  • безразличие к делам детей и т. д.

В решении проблем ребёнку могут помочь:

  • классный руководитель
  • психолог
  • медицинский работник
  • социальный педагог
  • привлечение спец. служб (ПДН, Центр семьи, образовательное учреждение)

Обязанности школьного социального педагога:

  • представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
  • делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей;
  • информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
  • правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту;
  • социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков, юристов и другие службы.

Работа социального педагога в нашей школе идёт по 5 направлениям:

I. Учебно-методическая работа.

  1. Изучение литературы по социальной педагогике.
  2. Знакомство с периодической печатью.
  3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.

II. Работа с семьей.

  1. Дифференциация семей по категориям.
  2. Организация взаимодействие социальных служб для разрешения возникающих конфликтов.
  3. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных вечеров.
  4. Посещение асоциальных семей, семей опекаемых детей.
  5. Консультативная помощь родителям.

III. Работа с детьми.

  1. Изучение занятости детей во внеурочное время.
  2. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов.
  3. Уделять особое внимание детям, находящимся под опекой.
  4. Ведение индивидуальной работы с "трудными детьми", с детьми из асоциальных семей.

IV. Работа с классными руководителями

  1. Классный руководитель должен владеть полной информацией о каждом ребёнке своего класса, о семье, в которой он воспитывается. В случае сложной ситуации информировать социального педагога и администрацию образовательного учреждения.
  2. Посещение семей, дети которых оказались в трудной жизненной ситуации вместе с соц. педагогом.
  3. Работа с учителями по обеспечению индивидуального подхода в воспитании детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.
  4. Совместные встречи и беседы с родителями.
  5. Консультативная помощь для классных руководителей

V. Взаимосвязь социального педагога с социальными службами

  1. Организация встреч ребят и с работниками правоохранительных органов с инспектором по делам несовершеннолетних.
  2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с педагогом, психологом.
  3. Подключать к работе с асоциальными семьями Центр семьи для выезда на дом.

Заключительная часть:

Проанализировав работу семьи и школы, может привести к положительным результатам только тогда, когда она будет начата уже с первого класса.

Основными критериями результатов работы социального педагога являются:

  • анализ практической деятельности социального педагога;
  • анализ статистической отчётности и выполнение нормативных документов;
  • анализ документации социального педагога.

Собранная информация является первичной основой для выводов и предложений.