Психологический анализ урока с точки зрения постановки цели

Разделы: Школьная психологическая служба


Для современной психологии обучения остается актуальной проблема организации совместной деятельности учителя и ученика. На этапе формирования учебной деятельности ее эффективность во многом определяется тем, как учитель ставит цель урока для учеников. От того, понятна ли детям формулировка цели, имеет ли поставленная цель для них личностный смысл, зависит, будет ли вообще принята детьми учебная цель. Следовательно, для того чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности, необходимо решить проблему постановки цели таким образом, чтобы она стала личностно значимой и направляла бы его активность.

В качестве цели на уроке могут выступать знания, которые необходимо усвоить, способы действий (умственных и физических), которыми необходимо овладеть, нравственные качества, которые необходимо сформировать.

Нас заинтересовал вопрос, каким образом происходит постановка учебных целей в практике начального обучения. Анализ уроков показал, что на практике учителя в большинстве случаев ставят цель на уроке, но делают это интуитивно, не руководствуясь при этом какими-либо критериями.

В литературе, посвященной проблемам учебной деятельности, отсутствуют какие-либо критерии, которыми мог бы руководствоваться учитель при постановке цели учебной деятельности для ученика. Соответственно, учителя не обладают необходимыми рекомендациями для организации процесса целеполагания учащихся. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и школьной практики, мы попытались наметить такие критерии. Были выделены следующие требования к постановке цели:

  1. Единство главной цели урока.
  2. Понятность для детей ее формулировки.
  3. Сформированность к моменту постановки цели средств ее достижения у школьников (соответствующих понятий и способов действий).
  4. Наличие познавательного интереса как смыслообразующего мотива деятельности.
  5. Соблюдение логики при предъявлении цели.
  6. Небольшое, обозримое число шагов, ведущих к ее достижению.
  7. Краткость.
  8. Четкость, однозначность, конкретность при определении характера, способа действий и параметров результата.
  9. Наличие обратной связи.
  10. Использование возможностей коллективной работы.
  11. Выраженная заинтересованность и уверенность учителя в успехе.
  12. Активность учащихся при постепенном повышении степени их самостоятельности.

В соответствии с выделенными критериями был составлен следующий план анализа урока с точки зрения постановки учебной цели для учеников.

1. Была ли на уроке сформулирована цель? Каким образом? Понятно ли было на уроке, какова его цель?
2. Не подменялась ли постановка цели формулировкой темы урока? Была ли на уроке обозначена тема? Как учитель объявил детям тему урока?
3. Была ли цель логично переведена в адекватные учебные задачи? Какие учебные задачи были поставлены?
4. Соответствовала ли организация всей деятельности учащихся единой главной цели урока?
5. Была ли система заданий на уроке выстроена с учетом их разнообразия и разноуровневости?
6. Понятны ли были формулировка цели и ее смысл для учеников?
7. Осуществлялась ли обратная связь с учащимися? Каким образом?
8. Способы действий и параметры результата задавались четко, однозначно, конкретно?
9. Имелись ли у учащихся средства для достижения поставленной перед ними цели, т.е. соответствующие знания и способы действий?
10. Проявлялся ли детьми познавательный интерес при постановке цели на уроке? Каким образом он проявлялся?
11. Обращал ли учитель внимание детей на то, при каких условиях достижима поставленная цель?
12. Был ли учитель краток при постановке цели?
13. Выражал ли учитель заинтересованность и уверенность в успехе по достижению цели?
14. Использовались ли возможности коллективной работы?
15. Проявляли ли дети активность в принятии ими цели учебной деятельности? В каких действиях или словах проявлялась эта активность?
16. Какие приемы использовал учитель, чтобы учащиеся принимали учебную цель (приведите примеры)?