Система формирования и сохранения здоровья воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида

Разделы: Социальная педагогика


В современных условиях развития человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Особое внимание привлекает к себе нынешнее состояние здоровья подрастающего поколения. Ученые-гигиенисты, экологи, педиатры и педагоги говорят об ослабленном организме школьников, изучают факторы, влияющие на здоровье детей. Назрела необходимость разрабатывать и проводить эффективные мероприятия на основе обоснованных научных данных, которые реально должны предупреждать заболевания детей, противостоять болезням, должна быть развернута оздоровительно-образовательная работа непосредственно среди всех участников педагогического пространства.

I. Методические и организационные подходы к формированию и сохранению здоровья воспитанников

  • разработка целевых программ здоровьесберегающего и социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
  • разработка адаптированных учебных и воспитательных планов, повышение квалификации педагогов;
  • недопущение перегрузки учащихся в учебном процессе;
  • оптимальная организация учебного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей, интеллектуального и психического уровня детей;
  • привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, в группах здоровья для ослабленных детей;
  • проведение дней здоровья на открытом воздухе;
  • просвещение родителей.

II. Социально-педагогические особенности воспитанников и проблемы, затрудняющие формирование и сохранение их здоровья

Здоровье детей с ограниченными возможностями определяется биологическими и социальными факторами.

Биологические факторы проявляются через выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы – это семья, взрослые, дети, школа, окружающая среда. Учащиеся коррекционной школы, к сожалению, развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

  • в условиях социального сиротства;
  • в ситуации ограниченной социальной активности;
  • в условиях ограничения возможностей реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.

Все эти обстоятельства усложняют процесс оздоровления и сохранения здоровья и в целом процесс становления личности с ограниченными возможностями здоровья.

III. Факторы, влияющие на формирование и сохранение здоровья воспитанников

  • наследственный фактор, влияющий на низкое генетическое здоровье;
  • низкая валеологическая культура родителей, безответственное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья своих детей;
  • экономические трудности семьи;
  • алкоголизм отца и матери, влияние дурной компании, улицы, социального окружения;
  • отсутствие обследования узкими специалистами;
  • бродяжничество, отсутствие контроля со стороны родителей, семьи.

IV. Педагогические условия формирования и сохранения здоровья воспитанников

Опыт прошлых лет показал, что традиционные профилактические лекции, беседы не привлекательны для детей, особенно подростков, так как прогнозируемый результат представляется слишком далеким от настоящей жизни. Введением утренних гимнастик мы тоже не решим проблему здоровья. Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников выступает в качестве здоровьесберегающего сопровождения любой деятельности в школе и предполагает следующие принципы работы:

  • создавать атмосферу взаимодействия;
  • оказывать помощь в личностном развитии;
  • принимать ребенка как саму ценность;
  • иметь убеждение, что взрослый и ребенок наделены от природы разнообразными способностями, и главная задача состоит в том, чтобы найти возможность проявить эти способности.

Для того, чтобы решить эту проблему, надо создать условия, обеспечивающие формирование мотивации на здоровый образ жизни.

В настоящее время ведется работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарат, проводятся динамические переменки; на уроках оздоровительная гимнастика для профилактики близорукости, нарушений осанки; проводят массаж, ЛФК. Конечная цель этой работы - формирование стойкой мотивации к здоровому образу жизни у школьников путем консолидации усилий педагогов, родителей и медицинских работников. В школе ведется 10-часовая годовая программа по здоровому образу жизни, действует уголок здоровья, проводятся классные часы, родительские собрания, воспитательские мероприятия общешкольного характера, анкетирование, диагностирование состояния здоровья, вредных привычек и своевременное лечение и оздоровление детей.

V. Научно-методические рекомендации по формированию и сохранению здоровья воспитанников

Негативные тенденции состояния здоровья учащихся ставят перед школой особые задачи. Среди них наиболее важным является научно-методическое и организационное управление состоянием здоровья учеников. Для решения этой задачи необходима разработка структуры оздоровительной системы школы как триединого процесса:

Мониторинг здоровья служит для определения проблемных точек в здоровье учащихся, для контроля за динамикой здоровья. Без мониторинга невозможно определить проблемы и выработать стратегические действия для снятия этой проблемы. С помощью мониторинга можно определить:

  • физическое состояние;
  • психическое здоровье;
  • речевые нарушения;
  • социальное здоровье.

По результатам мониторинга можно определить взаимосвязь здоровья с качеством успеваемости.

Профилактика. Чтобы влиять на качество здоровья, необходимо направить усилия школы не столько на констатацию негативных фактов, сколько на их предупреждение, то есть делать акцент на профилактическую деятельность. Здесь важен валеологический подход к процессу обучения и воспитания детей, надо изыскивать возможности сохранения здоровья до того, как дети заболеют. И здесь важны не только профилактические мероприятия, но и сам процесс поддержки и развития стремления ученика быть здоровым, реализовать себя наилучшим образом. Это напрямую является важной задачей образования.

Реабилитация. Для реабилитации физического здоровья учащихся проводится работа по рациональному использованию ресурсов школы: здоровьесберегающие технологии, внеклассные оздоровительные мероприятия, возможности и средства медкабинета и медперсонала. Проводится комплекс реабилитационных мероприятий через систему социально-медико-педагогической реабилитации в горбольнице № 6 (психоневрологическое отделение в пос. Сотников) в реабилитационном центр ДИУОД «Мать и дитя» (в пос. Светлом).