Разработка урока "Вода и ее охрана". Химия (8-й класс)

Разделы: Химия, Экология

Класс: 8


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: деловая (ролевая игра).

Цели урока:

Образовательные: помочь ученикам обобщить и закрепить знания о составе, свойствах воды, ее роли в производственных процессах, в быту и природе, о способах очистки воды.

Воспитательные: ЗСА – здоровьесберегающий аспект.

Привлечь интерес учащихся к профессии химика-биолога-эколога:

– развивать экологически-грамотное мировоззрение у учащихся;

ЗСА – помочь разобраться в проблемах загрязнения воды;

ЗСА – привлечь внимание детей к проблемам охраны и загрязнения вод в местном регионе (Ульяновской области);

ЗСА – воспитывать у детей чувство хозяина, рационального и ответственного за жизнь на планете;

ЗСА – умения и навыки очистки питьевой воды.

ЗСА – привлечь к активной познавательной деятельности.

Развивающие:

ЗСА – помочь интегрировать знания, полученные из различных отраслей науки и уметь применять их на практике;

– оказывать помощь в развитии интеллектуальных умений (работать с дополнительной литературой, самостоятельно искать знания, используя ресурсы ИНТЕРНЕТ, выделить главное, сделать выводы, работая с отчетами о состоянии экологии в Ульяновской области и т.д.).

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, стенгазеты по теме “Вода и ее охрана”, наборы хим. реактивов для опытов.

Ход урока

Сейчас этот урок можно отнести к проектной деятельности учащихся.

Подготовка к этому заключительному уроку по теме “Вода”. (Если по программе такого урока нет, можно провести его как внеклассное мероприятие или на элективном курсе по химии или биологии.) Проводится заранее.

Учащиеся разбиваются на творческие группы – бригады, каждая получает свое задание. При выборе заданий нужно учитывать уровень развития учащихся, его физическое состояние. Более слабые ученики получают задания приготовить сообщения по темам (объявлены заранее), работают со справочной литературой, находят информацию в Интернете. Другая группа учащихся занимается оформлением кабинета к уроку: рисуют стенгазеты, кроссворды (можно компьютерные, для особо одаренных – сочиняют сами компьютерные программы).

Более сильные учащиеся готовят материал об экологическом состоянии и охране водных ресурсов в нашем регионе, посещают Ульяновское экологическое общество (с учителем, родителями), Ульяновский областной краеведческий музей.

Следующая творческая группа принимает участие в подготовке и проведению химического эксперимента.

ЗСА. В работе участвуют все, каждый получает оценку.

Урок проводится в форме ролевой игры, что побуждает ребят к активности, творческому поиску, а значит к здоровьесбережению.

На двери кабинета (на информационной доске) заранее вывешивается “Молния”.

МОЛНИЯ!!! КТО ВИНОВАТ? Объявление!

18.02. в 9.30 состоится совещание

Повестка дня:

  1.  Качество питьевой воды в нашем городе.

  2.  Влияние загрязнений воды на здоровье человека.

  3.  Об оснащенности очистными установками завода.

Приглашаются:

Директор завода УАЗ; Главный экономист; Инженер по технике безопасности; Лаборант; Врач; Эколог.

Приготовьте свои вопросы и предложения поданной проблеме.

Урок начинается с выступления тех учеников, они выходят к доске с вопросами: “Угадай, кто Я?”

На голове у них, сделанные из картона знаки вопросов, которые затем должны превратиться в символы химических элементов: Н, О, H2O.

1-й ученик. Каждый из нас расскажет об одном веществе.

2-й ученик. Вам нужно узнать вещество (элемент), мы будем рассказывать от 1-го лица.

1-й ученик. Меня впервые заметил Парацельс еще в XVI веке, когда он погрузил железный гвоздь в серную кислоту. В конце XVII в. мной заинтересовался Роберт Бойль. Он меня получил из соляной кислоты при действии на нее железными опилками. Р.Бойль собрал меня в бутыль, но не узнал. Что это я, он меня принял за воздух.

Современник Бойля француз Ламери собрал меня в сосуд и поднес свечу к горлышку сосуда. От огня я разорвал сосуд и осколками чуть не убил ученого.

Окончательно меня изучил английский ученый Генри Кавендищ в 1776 году. Тогда меня назвали “горючим воздухом”.

В 1783 г. Лавуазье получил меня в чистом виде из воды. Так я вошел в семью химических элементов и завоевал свои права.

Правда на Земле меня насчитывается около 1%, зато меня много на Солнце, около 84%. Я самый распространенный элемент в межзвездном пространстве.

В человеческом организме меня содержится 10% или около 7 кг, а если этот вес превратить в газообразное состояние, то получится около 80 м3 газа. (Посчитайте?)

Если бы я был в человеческом организме и в свободном виде, то я все свободно поднял бы в воздух, как поднимаю аэростаты с грузом.

КТО Я? (ВОДОРОД.)

2-й ученик. На меня давно обратили внимание, но я долго оставался неуловимым. Более внимательно меня стал изучать шведский ученый Карл Шееле и английский ученый Джозеф Пристлей. В 1774 г. И тот и другой получили меня. Правда, Шееле написал обо мне на пять лет позднее, чем Пристлей, поэтому первенство открытия меня приписывают часто Пристлею.

Шееле назвал меня “огневой воздух”, а Пристлей – “дефлогистированный воздух”.

Известно, что меня в атмосфере содержится 21% по объему, в литосфере – 28%, в гидросфере – 89%, причем на высоте 50 км меня находится 10%, а на высоте 100 км –только 0,1%.

В человеческом организме меня содержится 65%, что составляет 45 кг чистого веса. В сутки человек меня употребляет 750 л в чистом виде, без всяких примесей.

Вообще надо отметить, что я не скучаю и работы для меня хватает: то печи надо подогреть, то помочь бактериям убрать умершие организмы, то принять деятельное участие в работе моторов по сжиганию топлива, то насытить кровь живых организмов.

КТО же Я? (Кислород.)

3-й ученик. Я у древних химиков самым главным веществом считалась. “Я – начало всех начал” – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI веке до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – первичной материи.

В древности меня считали матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям Древней Руси, у меня жили русалки и водяные.

А у народов Азии в прошлом я служила причиной войн и борьбы.

В наше время и в нашей стране являются основной базой для преобразования природы. Я являются вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никак не уничтожается.

КТО Я? (ВОДА.)

После такого вступления УЧИТЕЛЬ говорит о теме сегодняшнего урока.

Мы закончили изучать тему “Вода”. О воде мы много говорили на многих уроках. не только на химии. Изучали состав воды, свойства воды, значении воды в природе, жизни человека, заслушали ваши сообщения об истории открытия кислорода, водорода, воды.

Сегодня на уроке мы обратимся к другому аспекту этой темы – аспекту экологическому, аспекту сохранения здоровья человека и природы.

Вам был предложено самостоятельно ознакомиться с вопросами состояния и охраны водных богатств в стране, в нашем городе, методах очистки воды, губительном воздействии на организм человека загрязнений и т.д.

Урок наш будет проходить в необычной форме. В ходе него каждый из вас использует добытые и изученные вами знания, выступит в качестве специалиста одной из профессий

Вашей задачей является: выяснить причину, кто же виноват, что качество воды у нас резко снижается, как это влияет на наше здоровье и подумать и предложить свои варианты путей выхода и решения данной проблемы.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

За столом сидят представители разных профессий (конечно ученики).

Директор, химик-лаборант, инженер, главный экономист, эколог, врач, в классе один из учеников играет роли иностранца с ним рядом – переводчик.

У каждого на груди эмблема с надписью профессии.

Первым выступает лаборант.

Я – лаборант из лаборатории службы эпиднадзора нашего города. Мы постоянно следим за экологическим состоянием природы в городе, за качеством воды, воздуха и т.д.

Недавно мы делали анализ воды в нашем водоеме, проверяли качество питьевой воды и вот собрали экстренное совещание при вашем заводе.

На территории нашей области протекает 2030 рек и ручейков. Среди них две крупных реки – Волга (Куйбышевское водохранилище) и Свияга.

Всего промышленные предприятия для своих нужд забирают 146,127 млн. м3 питьевой воды и технической, в т.ч. И ваш завод УАЗ. (Здесь и далее приведены данные на момент проведении урока.)

И что же мы наблюдаем? Без очистки сбрасывается 25 тыс. м3 воды.

Мы брали пробы воды из р. Свияги в районе р. Сельдь, где сбрасывают стоки ваше предприятие. Выяснилось:

Качество коды в р. Сельдь резко ухудшилось. В воде содержатся:

Железо – 4 ПДК
Медь – 14,5 ПДК
Нитраты – 6,3 ПДК
Фенол – 5 ПДК

В том числе нефтепродукты, свинец, цинк.

Вот посмотрите, какая картина прослеживается на следующих опытах. Лаборант проводит исследование. Показывает анализ воды на нитраты, взвешенные частицы (можно рассмотреть на кружке отдельным уроком).

Следовательно, вода наша очень загрязненная. Нужно что-то делать. Конечно, мы возьмем с вас штраф, но это не выход.

Давайте послушаем, что скажет эколог.

Эколог. Именно так. Мы узнали об ухудшении состояния воды, мы тоже следим за экологической ситуацией в нашем регионе. Очень внимательно. М пришли к выводу, что она резко ухудшается.

Ваше предприятие загрязняет окружающую среду и воду в частности.

Штраф, конечно, мы наложили. Ухе говорилось, что УАЗ употребляет для производства огромное количество воды, но без очистки сбрасывает 25 тыс. м3. Наибольшее количество загрязненной воды вы сбросили в р. Сельдь в районе р.п. Мостовая. Отчего река Свияга считается очень загрязненной. Качество воды в ней ухудшилось от “умеренно загрязненной” до “загрязненной”. Река относится к 3–4 классам по загрязнению в ней нельзя купаться, а тем более брать воду для питья. Сейчас водозабор из реки Свияга запрещен, так как были зарегистрированы максимальные концентрации азота нитратного, меди, железа, фенола.

На вашем предприятии увеличился сброс нефтепродуктов на 8 тонн, фосфатов – в 2 раза, меда – в 2 раза, цинка – в 3 раза, хлора – в 1,5 раз. Из за вас в том числе наш город входит в состав 44 наиболее загрязненных городов России. (После падения производства эти показатели снизились.)

Обращается к директору завода:

– Что ЖЕ ВЫ ПРЕДПРИМЕТЕ?

А) Закроете предприятие?

Б) Усовершенствуете очистные сооружения?

В) Займетесь очисткой воды в реке?

Выступает директор завода, инженер-технолог по очистным сооружениям, врач, экономист.

В завершении можно продемонстрировать опыты, решить кроссворд.