Урок на тему "Александр Невский и Золотая Орда"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • образовательные: выяснить, в чем состояла политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде; дать всестороннюю характеристику личности А.Невского через музыкальный отрывок, художественный образ; выяснить предпосылки возрождения Руси
  • развивающие: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать источники, приводить примеры из них для подтверждения выдвигаемых суждений; уметь формулировать вопросы, вести диалог; переносить приобретенные знания в нестандартную (новую) учебную ситуацию;
  • воспитательные: воспитание чувства гордости за героическое прошлое своей Родины; привлечение внимания к таким чертам характера А.Невского как смелость, мужество, любовь к Родине.

Оборудование урока:

Комплект документов об А.Невском, карта, портрет А. Невского, музыкальный фрагмент, эпиграф, презентация.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация
  3. Создание проблемной ситуации
  4. Формулирование темы урока. Целеполагание
  5. Изучение нового материала
  6. Первичное проговаривание
  7. Закрепление
  8. Подведение итогов
  9. Домашнее задание

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: проблемного изложения с элементами лабораторной работы.

План изучения нового материала:

  1. Политика А. Невского по отношению к Золотой Орде.
  2. Предпосылки возрождения Руси.

Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие, Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация

Привлекаем внимание к эпиграфу урока: “История предков всегда любопытна для того, кто достоин, иметь Отечество” Н. Карамзин

Мы живем с вами в сложное, непростое время. Исчезают традиции, нравственные устои. Люди теряют связи со своими корнями, с Малой Родиной. И делают ошибку. Ведь история предков учит доблести, терпению, любви к Родине, учит быть гражданином активным и мыслящим.

3. Создание проблемной ситуации

Учитель предъявляет ученикам две точки зрения на политику Невского (две противоречивые теории)

Учащиеся испытывают удивление (возникает проблемная ситуация)

Учитель разворачивает побуждающий диалог:

– Что вас удивило?

– Мнения противоречат друг другу

– Сколько существует теорий ( точек зрения)? (Осознание противоречия)

– Две точки зрения

– Значит какой вопрос у нас возникает? ( побуждение к формулированию проблемы)

– Кто из ученых прав? Какой была политика Невского?

4. Попытайтесь из вопроса сформулировать тему урока.

Учащиеся предлагают несколько версий, учитель выбирает. Итак тема урока “А.Невский и Золотая Орда”.

Целеполагание.

5. Переход к новому материалу.

Звучит музыкальный отрывок, в котором слышны и торжественные и тревожные ноты. Может ли он служить иллюстрацией к теме? Да, может.

Работа с документами в группах.

После этого учитель вовлекает учащихся в дискуссию по проблемным заданиям, создает условия для формулирования личных суждений о деятельности Невского и его политическом и религиозном выборе.

Далее заслушиваются позиции учащихся и их аргументация. Просмотр презентации “Александр Невский: кто он?”.

Учащиеся делают выводы, которые фиксируются на доске и в тетрадях.

6. Первичное проговаривание в парах.

Учащиеся сами предлагают художественный символ, выражающий политику князя: меч, а на нем голубь.

Учитель разворачивает завершающий диалог:

– Итак: каковы последствия такой политики?

– Началось возрождение Руси

– Вы хотите сказать, что были заложены предпосылки возрождения?

– Да!

Рабата с опережающим заданием: составление схемы “ Факторы возрождения Руси”

Диалог:

– К чему приведут все эти факторы?

– К образованию централизованного государства.

7. Закрепление: решение познавательные задания.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: подготовиться к тестированию по пройденной теме.