Применение модульной технологии в преподавании математики

Разделы: Математика


В современном мире выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями по этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух “полюсах”, весьма велик.

Успех учебного процесса существенно зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причем на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению.

Уровень на котором ведется преподавание, не надо отождествлять с обязательным уровнем усвоения материала. Уровень преподавания должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоения.

Для эффективности дифференцированного обучения можно использовать элементы модульной технологии. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность.

Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего меняется его роль. Задача учителя – обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех.

Традиционная программа не обеспечивает принципов развивающего обучения, так как имеет ряд недостатков:

  • Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.
  • Ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности.
  • Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии школьников.
  • Ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности.
  • Усреднение темпа прохождения учебного материала.

Все выше перечисленное не дает возможности достичь в обучении должного уровня. Следовательно, возникает проблема, которую необходимо решить. Ознакомившись с технологией модульного обучения, пришла к выводу, что именно она поможет решить многие проблемы. Модульная технология позволила мне выстраивать и компоновать темы так, чтобы добиться уровня максимального сохранения объёма знаний.

  • Дала возможность отойти от временных рамок, не позволяющих оптимально подобрать условия обучения для каждого ребёнка.
  • Целеполагание процесса и сам процесс стал диагностичными, поскольку оценка результативности обучения ведётся мной на основе учёта освоения учебных элементов.
  • Учебная деятельность учащихся стала осознанной и целенаправленной.
  • Гибкость модульного обучения реализуется мной через различные уровни сложности и трудности учебного материала в блоках – модулях для разных групп учащихся.
  • Вместо информационной функции я, как учитель, выполняю теперь управленческую функцию.

При составлении поурочных планов я придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип модульности – группировка в блоки-модули.
  • Принцип деятельности – большую часть учебного времени посвящать самостоятельной работе учащихся.
  • Принцип гибкости – выбор учащимися уровня сложности.
  • Принцип консультирования – учитель консультирует и управляет деятельностью учащихся.
  • Принцип паритетности – при ведущей роли учителя, цели, задачи определяются совместно с учащимися.

Временная единица в модульной технологии называется - цикл.

Цикл состоит из трёх этапов:

  1. Школьная лекция.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Итоговый контроль.

На основании цикличности мной были освоены методики проведения нетрадиционных уроков, таких как: урок - школьная лекция, урок – практикум или лабораторная работа, урок – зачёт и урок – коррекция.

Методика преподавания школьной лекции отличается от методики проведения лекции в высшей школе. Прежде всего, эти особенности связанны с обязательным представлением плана лекции в её начале, использованием наглядности и обратной связи.

Методика организации самостоятельной учебной деятельности учащихся заключается в следующем: учащиеся под моим руководством решают учебные задачи, которые поставлены самими учащимися или с моей помощью. Уровни самостоятельности определяются мной в соответствии с уровнями сложности содержания учебного материала.

Система контроля знаний, умений и навыков учащихся сводится к проведению зачётного урока по теории, тестового варианта письменного контроля и традиционного письменного контроля.

На основании сопоставления целей диагностики и итогов контроля реальных результатов учебной деятельности учащихся я провожу коррекцию их знаний,
умений и навыков. Разрешающим порогом перехода к изучению следующей темы является уровень 70% усвоения учебных элементов и межэлементных связей теоретического материала и навыков выполнения предложенного алгоритмического предписания на уровне пользователя.

Урок согласно модульной технологии состоит из учебных элементов (УЭ). Учебные элементы внутри урока подвижны, их можно менять местами, вводить дополнительные. Модуль урока может иметь форму путёвки, именно этой формой я и пользуюсь.

№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство учебной деятельностью учащихся.
     

К модулю на уроке выдвигаются следующие требования:

  1. Первым должен стоять УЭ-0 (учебный элемент нулевой), в котором ставится интегрирующая цель модуля.
  2. Предпоследним должен стоять УЭ - резюме, обобщение.
  3. Последним должен стоять УЭ - выходной контроль.

Модульная технология позволяет мне обеспечить эффективность каждого урока за счёт повышения удельного веса самостоятельной работы учащихся, формировать умения видеть главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Я и учащиеся получили возможность планировать свою работу, предвидеть конечный результат.

Рассмотрим примеры моего “поурочного” планирования фрагментарно.

Раздаточный материал к уроку №6.