Открытый урок по изобразительному искусству "Хохломская роспись"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

  • Познакомить с хохломской росписью.
  • Рассказать о разнообразии предметов и вариантов построения цветочных композиций.
  • Воспитывать любовь и интерес к русской культуре, её истории, традициям.
  • Развивать творческую и познавательную активность, художественный вкус.
  • Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами (кистью и красками)

Оборудование:

  • предметы с хохломской росписью,
  • слайды с изображением фрагментов хохломской росписи.

Структура урока:

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Ознакомление с новой темой – 15 мин.
  3. Закрепление темы. Ответы на вопросы – 2 мин.
  4. Практическая работа – 19 мин
  5. Домашнее задание – 2 мин.
  6. Выставка работ учащихся. Выставление оценок – 5 мин.

Ход урока

1. Организационная часть – 2 мин.

Здравствуйте, ребята! Кто сегодня дежурный? Пожалуйста, назови мне отсутствующих. Спасибо, садись. Проверка готовности к уроку.

2. Ознакомление с новой темой – 15 мин.

Ребята, посмотрите внимательно на предметы, нарисованные художником. Как вы думаете, из чего они сделаны? Да, правильно, они сделаны из дерева. На округлых золотистых боках хлебосольной чаши изображены ярко- красные и чёрные травинки, веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами чёрной смородиной. На поверхности сахарницы, солоницы и поставца  – так называется цилиндрический сосуд с крышкой – расцветают и вовсе невиданные золотые цветы. А большой ковш «Курица» напоминаем добрую сказочную птицу. Как жар горят её причудливые перья, превращаясь в затейливые цветы и узоры.

Огненно – красный цвет ковша и золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые. Они блестят золотистым металлическим блеском, который художник условно передал здесь ярким жёлтым цветом.

Почему предметы, о которых пойдёт речь, называются «хохломой», как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства – обо всем этом мы поговорим сегодня на уроке.

Гуляя в лесу, в поле, в тундре, берегом реки, разве вы не удивлялись красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий аромат и гудит на все голоса мохнатые труженицы – пчелы?

Ляжешь на землю и начнёшь рассматривать травинку за травинкой, цветик за цветиком, листок за листочком – сколько их, похожих и не похожих друг на друга! Тут и кудрявые ветки карликовой берёзы, и узорчатая бахрома колокольчиков, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики. Звёздочки, чашечки цветов – голубых, лиловых, жёлтых, белых.

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но создавали в песнях с сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и « хохлома».

Своё название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

Промысел родился в середине XVII века (хотя самые ранние хохломские изделия, сохранившиеся в музеях, относятся лишь к началу XIX века), когда в Поволжье появились раскольники, которые спасались в этих лесных местах от преследования властей. Заметим, что ещё до их прихода местные жители занималось изготовлением посуды из мягких пород дерева.

Среди раскольников были иконописцы, научившие местных мастеров расписывать деревянные изделия удивительными узорами так, что эти изделия напоминали металлическую золоченую посуду.

Основное приёмы изготовления хохломы с тех пор почти не изменились. Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое «бельё», затем заготовку грунтуют жидким раствором глины («вапы») и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделия пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап – лужение: предмет покрывает полудой – металлическим порошком алюминия (когда–то использовался порошок серебра, позднее дешевый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета)  готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причём каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, чёрный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зелёный и жёлтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и чёрным цветом на золотистом фоне) и « под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» – это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и чёрной краской на золотом фоне. Роспись «под листок»  состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке - на красном или чёрном фоне. Сначала наносится конкурс рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «Кудрина» – пышный с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. Вначале XlX века чаще встречалась «верховая» роспись, т.к. роспись «под фон» более сложная.  Эта роспись («под фон») стала популярной во второй  половине XlX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее её использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Начинается знаменитый промысел в небольших селах Ефимово, Большие и Малые Бездели, Семино, Кулигино и др. на реках Узола  и Керженец. В город Семенов роспись попала только в начале ХХ века – там в 1918 году было организована школа художественной обработки дерева во главе с Г.П. Матвеевым, через 7 лет из выпускников школы была создана артель «Кустарь-художник», преобразованная в 1931 году в артель «Экспорт», которая впоследствии (1970 год) выросла в производственное объединение «Хохломская роспись». Другое предприятие – «Хохломской художник» объединяет мастеров деревень Семино, Кугилино, Новопокровское и др. Ковернинского района (фабрика находится в Семино, в других деревнях - филиады ). Таким образом, в Хохломском искусстве определились два направления: в Ковернинском районе деревенские мастера чаще используют «верховое» письмо – травку, а семеновских мастеров привлекают сложные и пышные композиции с фантастическими птицами и причудливыми листьями, охотно используют они также роспись «Кудрину».

3. Вопросы на закрепление темы:

  1. С какой росписью мы познакомились на уроке?
  2. Почему они называются хохломской?
  3. Какие цвета используются в хохломской росписи?
  4. Какие узоры используются в хохломе?
  5. Скажите последовательность выполнения хохломской росписи?

4. Практическая работа. – 19 мин.

– Ребята, я раздаю вам заготовки работ. Ваша задача – используя полученные знания, раскрасить ваши работы необходимыми узорами и цветами.

5. Домашнее задание – 2 мин.

Выполнить эскиз разделочной доски в хохломской росписи.

6. Выставка работ учащихся.

– Выставляем оценки. Молодцы, все работали очень активно. На этом урок закончен. До свидания!