Геометрические фигуры в национальном орнаменте. Интегрированный урок геометрии и национальной культуры

Разделы: Математика


Тип урока: Интегрированный урок (геометрия  и национальная культура)

Цели урока:

Образовательная: ознакомление учащихся с видами геометрических фигур, используемых в  национальном орнаменте. Приобщение к народно-прикладному искусству.

Развивающая: развитие интереса к прикладному искусству, формирование умений и навыков по построению геометрических фигур, выработка смекалки, ловкости, глазомера, пространственного воображения, интуиции.

Воспитательная: привитие интереса к народной культуре, любви к родному краю, бережное отношение к наследию предков, воспитание уважения к труду мастериц по пошиву национальной одежды, косторезам и т.д.

Методическое обеспечение урока:

  • выставка методических пособий по национальному искусству;
  • на классной доске – геометрические фигуры с определениями;
  • раздаточные листы с фрагментами национальных узоров (при наличии интерактивной доски слайды с фотографиями национальной одежды).

Ход урока

1) Орг. момент.

Здравствуйте! Тема нашего урока: «Геометрические фигуры в национальном орнаменте». Сегодня мы с вами проведем необычный урок геометрии, который будет связан с нашей национальной культурой, а именно с культурой народов Крайнего Севера. Вначале повторим ранее изученные темы, затем полученные знания объединим с национальной культурой, найдем общее между двумя изучаемыми предметами, в заключении проведем небольшую творческую работу.

2) Повторение ранее изученного материала.

На уроках геометрии мы с вами прошли темы: «Многоугольник», «Четырехугольник», «Параллелограмм», «Трапеция», «Прямоугольник», «Ромб», «Квадрат», «Окружность». 

Для начала вспомним определения фигур (сообщение учащихся):

Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.

рис.1

Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.

рис.2

Прямоугольником называется параллелограмм,  у которого все углы прямые.

рис.3

Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.

рис.4

Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.

рис.5

Какие важные теоремы, мы прошли с вами на курсах геометрии по этим темам? (фронтальный опрос)

3) Беседа.

Итак, мы с вами повторили наш материал. Теперь интересная часть нашего сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, следующий рисунок («билэ» – украшение зимней обуви). Какие на ваш взгляд здесь использованы геометрические фигуры? Как вы думаете, что они означают? Например, круг – это солнце, треугольник – это жилище (ураса, юрта) и т.д.(просмотр узоров, обсуждение фигур, разбор значений каждой фигуры)

Квадраты – «сундучки» (часто используют в мужском билэ, одежде)

рис.6

На следующем рисунке использованы такие геометрические фигуры, как окружность, треугольник означает «солнце, свет, добро». Такой орнамент используется при украшении детской национальной одежды.

рис.7

Или при украшении различных панно, ковриков:

рис.8

Следующий орнамент с использованием овала, ромба может означать «лодку, озеро, глаза»

рис.9

«Чум, юрта, горы, ноготки»

рис.10

4) Творческая работа учащихся.

Теперь каждому из вас дается индивидуальная работа, то есть в течение 10 минут, вы должны используя геометрические фигуры придумать и нарисовать свой орнамент на национальной одежде. Пусть это будет билэ, бастынга, верхняя одежда, шапка, рукавицы и т.д. Помните – главное не количество использованных геометрических фигур, а КАЧЕСТВО.

(Если останется время, желающие могут рассказать о своей работе, какие геометрические фигуры они использовали.)

5) Подведение итогов. Выставление оценок.

Спасибо за работы, итак, к какому главному итогу нашего урока мы можем прийти? Геометрические фигуры широко используются у всех народов. И каждое значение той или иной фигуры различно. Оказывается, не так уж просто взять и нарисовать определенную геометрическую фигуру. А вы знаете, что наши мастерицы и умельцы не только должны нарисовать орнамент, но и подобрать походящий материал (бисер, кость и т.д.), изготовить красивый орнамент. Чтобы правильно и красиво нарисовать узор нужно иметь хорошее трудолюбие, усердие и правильный глазомер.

Спасибо за урок, до свидания!