Урок истории в 5-м классе по теме "Природа и люди Древней Индии"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древней Индии, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представление о религиозных верованиях индийцев;
  • продолжить формирование умения работать с картой;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор, компьютер.
  • Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2008.

План урока:

  1. Повторение ранее изученного материала.
  2. Географическое положение, природные условия Древней Индии.
  3. Занятия населения.
  4. Религия.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала:

на интерактивной доске (страница 1) задание – распределить понятия по странам, которым они принадлежат (иероглифы – Египет; клинопись – Междуречье и т.д.) По очереди ученики выходят к доске и перетаскивают понятия к странам.


Страница 1

Проверку осуществляет последний ученик, он переходит по ссылке «Проверь себя!» на другую страницу (страница 2).


Страница 2

II. Изучение нового материала – географическое положение и природные условия Древней Индии:

На доске тема урока – ученики записывают в тетради дату и тему урока. Учитель просит учеников сформулировать задачи на урок, после обсуждения на доске записываются задачи:

  1. познакомиться с географическим расположением новой страны;
  2. познакомиться с ее особенностями, природой и климатом;
  3. узнать про занятия населения и религиозные верования.

Учитель предлагает посмотреть на карту (страница 3), ученики работают с картой в учебнике (стр. 95).


Страница 3

Учитель спрашивает учеников:

Учитель начинает рассказ о месте расположения Древней Индии на полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями (учитель на доске выдвигает закладку с пояснениями к карте).

Задание ученикам найти на карте самые высокие горы в мире – Гималаи (термин с пояснением записывается учениками в тетрадь).

 

Затем учитель убирает на доске шторку, которая скрывает изображение рек Инд и Ганг. Ученики рассматривают иллюстрации и определяют расположение рек на карте, а учитель с их помощью перетаскивает название на карту (свойство – множественное клонирование). Название рек ученики записывают в тетрадь.

Теперь знакомство с растительным и животным миром Древней Индии, на доске ученики рассматривают изображение труднопроходимых зарослей.


Страница 4

Отгадывают название леса – джунгли (учитель выдвигает закладку), ученики записывают новый термин в тетради.

Учитель уменьшает иллюстрацию и спрашивает учеников, а какое художественное произведение описывает жизнь в джунглях, рассказывает о судьбе маленького мальчика, который воспитывался в стае волков (ученики отгадывают название «Маугли»), на странице появляется картинка с изображением Маугли (анимация объекта – появление).

Затем ученикам предлагается вспомнить какие животные обитают в джунглях, зачитывается стихотворение-загадка про животного, ученик отгадывают, после этого учитель нажимает на рамочку и появляется отгадка-иллюстрация.

Учитель спрашивает учеников:

– Какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях?

– Можно выжить в джунглях? Чем питаться?

Ученики отвечают, а учитель обобщает их ответы.

– А как природные условия влияли на занятия населения Древней Индии?

Рассматриваем страницу 5, ирригационная система на полуострове от рек, виды сельскохозяйственных культур, которые были распространены. Вопрос к ученикам:

– Как называется такое занятие?


Страница 5

После ответ учеников «Земледелие», учитель нажимает на прямоугольник (флеш-анимация) и открывается название первого занятия.

На следующей странице определяем животных, которых разводили индийцы, ученики говорят об их пользе для человека.


Страница 6

Открывается название занятия – «Скотоводство».

На доске предметы, которые изготовляли в Древней Индии, рассматриваем предметы и материал, из которого они изготовлены. Ученики отгадывают название занятия.


Страница 7

Открывается название занятия «Ремесло».

Следующая задача урока – познакомиться с религией в Древней Индии. Учитель рассказывает о боге Брахме и предлагает ученикам прочитать в учебнике рассказ о верованиях древних индийцев.

На доске появляется задание для учеников (анимация объекта – появление).

Затем ученикам задаются вопросы::

– Как относились к смерти древние индийцы?

– Во что они верили?


Страница 8

Учитель обобщает их ответы и говорит о том. Что религию в древней Индии называют – брахманизмом.

III. Закрепление нового материала:

на доске задание для учеников выбрать понятия и поместить их в круги, если понятие относится к новой стране «Индии», то понятие нужно помещать в синий круг, если не относится, то в черный круг. Данное задание запрограммировано (флеш-анимация) принимать определенные понятия, поэтому учителю не приходится проверять данное задание, если понятие не подходит, то круг его не принимает и оно возвращается на свое место. Ученики выходят по очереди и выбирают понравившийся им термин, объясняют его и помещают в круг.


Страница 9

IV. Итог урока:

учитель возвращает учеников к задачам на урок (на доске) и комментирует их, что все удалось и есть ли вопросы по новой теме.

V. Рефлексия в конце урока:

На доске незаконченные предложения, ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.


Страница 10

Заслушиваются несколько ответов, по фразам учителю станет понятно, что заполнилось больше всего, что было интересным и какие знания и умения ученики приобрели на данном уроке.

Ученики записывают домашнее задание, учитель комментирует задания.


Страница 11