Рождественский ангел

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Пояснительная записка.

Данное учебное занятие проводится в предверии новогодних и рождественских праздников в рамках работы детского объединения “Ладушки”. Изготовленные детьми игрушки украшают новогодние елки в группе детского сада и храме с. Веселая Лопань, что является нашей традиций с 2006 года.

Цель занятия: изготовление рождественской игрушки — сувенира “Ангел”.

Задачи занятия:

  1. Познакомить детей с одной из православных традиций празднования Рождества.
  2. Создать условия для воспитания нравственных качеств в отношении к окружающим людям: желанию сделать им что-то приятное.
  3. Продолжить трудовое воспитание кружковцев.
  4. Продолжить формирование эстетического вкуса дошкольников.

Методы проведения: словесные (чтение рассказа, беседа), практическая работа.

Возраст детей: 6 — 7 лет.

Условия проведения: комната подготовительной группы.

II. Оборудование и материалы.

  • Текст рассказа “Машенька” из книги Б. Гонаго “Детям о душе”,
  • заготовки деталей игрушки “Ангел”,
  • цветные карандаши, клей — карандаш, ножницы, нитки.

III. Методические советы на подготовительный период.

На подготовительном этапе занятия необходимо провести практическую работу по изготовлению поделок из бумаги на основе конуса. Предварительно следует рассказать детям о самом празднике Рождества Христова, его отличии от Нового года. Заранее делаются заготовки всех деталей игрушки в расчете на количество детей в группе. Целесообразно проводить занятие в расчете на 15 обучающихся, чтобы иметь возможность помочь каждому ребенку.

IV. План проведения занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализаципя знаний о Рождестве в православной традиции.
  3. Доброта — главный рождественский подарок.
  4. Практическая работа: изготовление игрушки — сувенира “Ангел”.
  5. Подведение итогов. Рефлексия.

V. Ход проведения занятия.

1. Организационный момент.

Дети садятся в круг и вместе с педагогом вспоминают “Золотые правила” общения на занятии.

2. Актуализация знаний о Рождестве.

В процессе беседы педагог напоминает детям дату праздника, его значение, связанные с православным Рождеством традиции.

3. Доброта — главный рождественский подарок.

Эта часть занятия проводится в форме чтения и обсуждения рассказа “Машенька”. В процессе беседы педагог подводит дошкольников к мысли о радости, которую испытывают люди, делая подарки в Рождество не только родным. Итогом первой части заняти становится практическая работа по изготовлению своих ангелов для украшения рождественской елки в храме.

“Однажды много лет назад девочку Машу приняли за Ангела. Случилось это так.

В одной бедной семье было трое детей. Их папа умер, мама работала, где могла, а потом заболела. В доме не осталось ни крошки, а есть так хотелось Что делать?

Вышла мама на улицу и стала просить милостыню, но люди, не замечая ее, проходили мимо. Приближалась Рождественская ночь, и слова женщины: “Не себе прошу, детям моим... Христа ради!” тонули в предпраздничной суете.

В отчаянии она вошла в церковь и стала просить о помощи Самого Христа. Кого же еще оставалось просить?

Вот ту, у иконы Спасителя, Маша и увидела женщину, стоявшую на коленях. Лицо ее было залито слезами. Девочка никогда раньше не видела таких страданий.

У Маши было удивительное сердце. Когда рядом радовались, и ей хотелосьпрыгать от счастья. Но если кому-то было больно, она не могла пройти мимо и спрашивала:

Что с тобой? Почему ты плачешь?

И чужая боль проникала в ее сердце.

Вот и теперь она склонилась к женщине:

У вас горе?

И когда та поделилась с ней своей бедой, Маша, которая никогда в жизни не испытывала чувства голода, представила себе троих одиноких, давно не видевших еды малышей. Не задумываясь, она протянула женщине пять рублей. Это были все ее деньги.

По тем временам это была значительная сумма, и лицо женщины просияло.

А где ваш дом? - на прощание спросила Маша.

С удивлением она узнала, что живет бедная семья в соседнем подвале. Девочка не понимала, как можно жить в подвале, но она твердо знала, что ей нужно сделать в этот рождественский вечер.

Счастливая мать как на крыльях летела домой. Она накупила еды в ближайшем магазине, и дети радостно встретили ее.

Вскоре запылала печка и закипел самовар. Дети согрелись, насытились и притихли. Стол, уставленной едой, был для них неожиданным праздником, почти чудом.

Но тут Надя, самая маленькая, спросила:

Мама, а правда, что в Рождественскую ночь Бог посылает детям Ангела, и тот приносит им много — много подарков?

Мама прекрасно знала, что гостинцев им ждать не от кого. Слава Богу и за то, что Он уже им дал: все сыты и согреты. Но малыши есть малыши. Им так хотелось иметь в Рождественский праздник елку, такую же, как у всех остальных детей. Что она, бедная, могла им сказать? Разрушить детскую веру?

Дети настороженно смотрелди на нее, ожидая ответа. И мама подтвердила:

Это правда. Но Ангел приходит только к тем, кто всем сердцем верит в Бога и от всей души молиться Ему.

А я всем сердцем верю в Бога и от всей души молюсь Ему, - не отступала Надя. - Пусть Он пошлет нам Своего Ангела.

Мама не знала, что сказать. В наступившей тишине стало слышно, как в печке потрескивают поленья. И вдруг раздался стук. Дети вздрогнули, а мама перекрестилась и дрожащей рукой открыла дверь.

На пороге стояла маленькая светловолосая девочка Маша, а за ней — бородотый мужик с елкой в руках.

С Рождеством Христовым! - радостно поздравила хозяев Машенька. Дети замерли.

Пока бородач устанавливал елку, в комнату вошла Машина няня с большой корзиной, из которой сразу же стали появляться подарки. Малыши не верили своим глазам. Но ни они, ни мама не подозревали, что девочка отдала им свою елку и свои подарки.

А когда неожиданные гости ушли, Надя спросила:

Эта девочка и была Ангел?”.[1]

4. Практическая работа: изготовление игрушки — сувенира “Ангел”.

Дети рассаживаются по своим рабочим местам, желательно столы поставить таким образом, чтобы образовался круг. У каждого кружковца должен быть набор деталей: голова, волосы, крылья <Рисунок1>, рукава, платье <Рисунок2>, нитка. Заготовки рукавов и платья предварительно разрезаются по одной из пунктирных линий. Заготовки волос лучше сделать из цветной бумаги желтых оттенков.

Рис. 1

Рис. 2

Порядок выполнения игрушки — сувенира “Ангел”:

  1. Цветными карандашами раскрашивается лицо. Можно раскрасить заготовку платья.
  2. Заготовки лица и волос перегибаются, лицо вклеивается в деталь “Волосы” со стороны пунктирной линии. Челка приклеивается, ее можно предварительно “завить” ножницами.
  3. Волосы разрезаются на полоски до детали “Голова”, “завиваются” ножницами.
  4. Склеиваются конусы деталей “Руки” и “Платье”. Верхушка платья немного сживмается таким образом, чтобы “шов” оказался спинкой игрушки.
  5. Приклеивается голова к туловищу. Если предполагается использовать игрушку в качестве елочного украшения, то предварительно между согнутыми частями головы вкладывается нитка.
  6. Приклеиваются рукава “швами” к платью.
  7. На спине приклеиваются крылья.
  8. Концы нитки связываются в узелок.

Платье, рукава и крылья можно заранее украсить фигурками из самоклеющейся “золотой” и “серебряной” пленки или фольги.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Изготовленные ангелы укладываются в заранее приготовленную корзину. Закончить занятие можно стихотворением “Ясли” Мориса Карема и приглашением детей и их родителей на рождественскую службу в храме, где они увидят елку со своими игрушками.

Ясли — так мечтал один ребенок, -
Можно склеить из цветных картонок,
Сделать из бумаги золотой,
Пастухов с рождественской звездой.
Ослик, вол — какая красота! -
Встанут рядом с яслями Христа.
Вот они — в одеждах позолоченных -
Три царя из дивных стран восточных.
По пустыне в ожиданьи чуда
Их везут послушные верблюды.
А Христос — младенец? В этот час
Он в сердцах у каждого из нас! [3]

VI. Методические советы на период ближайшего последействия.

На следующем занятии, по желанию детей, можно сделать еще по одной игрушке для украшения новогодней елки в группе. Целесообразно заранее сделать красивый бланк, на котором в конце занятия будут записаны имена всех детей, сделавших игрушки в храм. Следует подготовить материалы и шаблоны для изготовления рождественских яслей в группу по мотивам стихотворения.

VII. Литература.

1. Ганаго Б. Детям о душе. Рассказы для детей. Изд. 3-е. - Минск: Белорусский Экзархат, 2005.

2. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки. Открытки, сюрпризы. Пер. С англ. Т.Ю. Покидаевой. - М.: Росмэн, 1998.

3. Свечечка. Газета для детей 8 — 12 лет. №12. - Ростов н/Д: Детское просвещение, 2009.