Урок по теме "Азот и его свойства"

Разделы: Химия


Тип урока: Урок изложения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, информационные карты на столах учащихся.

Цели и задачи урока:

Образовательные

  • Актуализировать знания учащихся о строении атома азота на основании положения в ПС ХЭ Д.И.Менделеева.
  • Рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР.
  • Рассмотреть вопросы связывания атмосферного азота.
  • Рассмотреть вопросы круговорота азота в природе

Развивающие

  • Развивать химический язык.
  • Развивать отличие понятий “элемент” и “простое вещество”.
  • Развивать понятие “степень окисления” и умение её определять.
  • Развивать критическое мышление через работу с учебным материалом.
  • Развивать информационную компетентность учащихся,

Воспитывающие

  • В ходе урока продолжить экологическое воспитание.
  • Раскрыть значение работ учёных-химиков для дальнейшего развития науки.

Этап урока

Примерная продолжительность этапов урока

I. Организационный момент 5 мин
II. Заполнение информационной карты урока. 20 мин
1. Работа с учебником 10 мин
2. Сообщения учащихся 10 мин
III Закрепление знаний учебного материала 15 мин
1. Выполнение заданий у доски. 10 мин
2. Самостоятельная работа учащихся 10 мин
3. Проверка самостоятельной работы. 5 мин
IV. Информирование учащихся о домашнем задании 2 мин
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин

Ход урока

Учитель: Азот – элемент необыкновенный. Порою кажется, что чем больше мы о нем узнаем, тем непонятнее он становится. Противоречивость свойств элемента №7 отразилась даже в его названии, ибо ввела в заблуждение даже такого блистательного химика, как Антуан Лоран Лавуазье. Это Лавуазье предложил назвать азот азотом после того, как не первым и не последним получил и исследовал не поддерживающую дыхания и горения часть воздуха. Согласно Лавуазье, “азот” означает “безжизненный”, и слово это произведено от греческого “а” – отрицание и “зоо” – жизнь.

Современник и соотечественник Лавуазье Ж. Шапталь, не мудрствуя лукаво, предложил назвать элемент №7 гибридным латино-греческим именем “нитрогениум”, что значит “селитру рождающий”. Селитры – азотнокислые соли, вещества, известные с древнейших времен. Надо сказать, что термин “азот” укоренился только в русском и французском языках. По-английски элемент №7 – “Nitrogen”, по-немецки – “Stockton” (удушающее вещество). Химический же символ N – дань шапталевскому нитрогениуму.

Заполняя информационную карту урока, мы дадим характеристику азоту как химическому элементу и простому веществу, продолжим характеризовать физико-химические свойства азота.

II. Заполнение информационной карты урока.

1. Работа с учебником.

2. Сообщения учащихся.

Ученик 1. Азот в атмосфере Земли.

Ученик 2. Получение азота.

Ученик 3. Круговорот азота в природе.

(Приложение 2)

III. Закрепление знаний учебного материала.

1.Выполнение заданий у доски.

Задание 1. Определить степень окисления элементов в соединениях: KNO3, AgNO3, NH4NO3, N2, Mg3N2, NO2, NО, N2О, НNO2.

Задание 2. Дать характеристику химической реакции: N2+3H2 = 2NH3 +Q

Задание 3. Рассмотреть окислительно-восстановительную реакцию: N2+3H2 = 2NH3 +Q

2. Самостоятельная работа учащихся.

I вариант

1. Число нейтронов а атоме азота.

А) 7 Б)14 В)15 Г) 8

2. Азот имеет степень окисления +4 в соединении.

А) Азот. Б) Оксид Азота (II). В) Оксид азота (IV). Г) Азотная кислота.

3. Какой вид химической связи в молекуле азота?

А) Ионная. Б) Ковалентная полярная. В) Ковалентная неполярная. Г) металлическая.

4. Укажите, к какому типу относится химическая реакция: 4NH3 + 3O2 > 2N2 + 6Н2О.

А) необратимая. Б) гетерогенная. В) окисления. Г) обмена.

5. Что означает слово азот в переводе с древнегреческого?

А) Жизнеутверждающий. Б) Безжизненный. В) Образующий селитру. Г) “Мифический воздух”.

6. Какой объем оксида Азота (II) образуется в реакции N2+O2 = 2NO –Q, если объем азота составил 2,24 л

А) 4,48 Б) 2,24 В) 44,8 Г) 67,2

II вариант

1. Число электронов в атоме азота.

А) 7 Б) 8 В) 14 Г) 15.

2. Азот имеет степень окисления +5 в соединении.

А) Азотная кислота. Б) Оксид Азота (II). В) Оксид Азота (IV) г) Азот.

3.Определите тип химической реакции: N2+O2 = 2NO –Q.

А) необратимая. Б) гетерогенная. В) эндотермическая Г) обмена.

4. Что участвует в фиксации атмосферного азота?

А) Клубеньки с микроорганизмами. Б) Вода. В) Пенициллин. Г) Известняки.

5. Какому ученому обязан Азот своим названием.

А) Лавуазье. Б) Ломоносову. В) Менделееву. Г) Бутлерову.

6. Какой объем аммиака образуется при синтезе N2+3H2 = 2NH3 +Q из 6,72 л. водорода? А) 4,48 Б) 22,4 В) 67,2 Г) 44,8

  1. Проверка самостоятельной работы.

IV. Информирование учащихся о домашнем задании

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Презентация. (Приложение 1)

Информационная карта урока

Тема: _______________________________________________________________

Азот – химический элемент

  1. Символ:
  2. Положение в ПС:
  3. Ar:
  4. Строение атома
  5. Степени окисления и примеры соединений

Азот – простое вещество

    1. Строение молекулы:
    2. Тип химической связи:
    3. Кратность связи:
    4. Физические свойства азота:

Химические свойства азота

Азот в природе

Получение азота

Круговорот азота в природе