Проектирование интегрированных уроков изобразительного искусства и информатики

Разделы: МХК и ИЗО


Уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры обучающихся. На протяжении работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства хотелось сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися и плодотворными, а главное заинтересовать обучающихся, вызвать желание творить.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и в уроки искусства, открывает новые возможности и перспективы. Интегрированные уроки изобразительного искусства и информатики становятся источником нового средства художественно-творческого развития.

После поступления в школу компьютеров по президентской программе “Компьютерный класс” в 2002 году и в 2008 году поступило интерактивное оборудование по национальному проекту вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Благодаря этим материалам стали возможны формы организации деятельности учащихся, оригинальные методические приёмы в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления, фантазии и воображения обучающихся.

Так, например, на интегрированных уроках изобразительного искусства и информатики в школе можно использовать интерактивные обучающие развивающие программы с игровыми сценариями, ориентированные на дошкольников и младших школьников. Например: “Рафаэль Санти” из серии “Музыка и живопись для детей” эта программа учит поэтапному рисованию и сопровождается музыкальными произведениями, “Сен-Санс. Карнавал животных” из серии “Восприятие и творчество”, “Арт-студия” (New Media Generation) “Учимся рисовать” (“Новый диск”) здесь можно найти комментарии к построению собственных рисунков. Программы “Фактура”, “Форма”, “Графика” из серии “Секреты живописи для маленьких художников” содержат занимательную форму обучения рисованию детей младшего школьного возраста.

Техническими достоинствами программы PowerPoint являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов, создание динамических алгоритмов по объяснению нового материала и применение других мультимедийных возможностей. Это позволяет поддерживать активную заинтересованность к художественной деятельности на протяжении всего урока.

Программу с игрой в пазлы Jigsaw Puzzle Lite можно использовать в режиме On-line или скачать заранее и использовать автономно. В базе программы загружены пазлы – слайды с фотографиями цветы “Flowers”. Она применяется для создания “фона” во время прослушивания стихотворения и позволяет более полно использовать мультимедийные возможности презентации к уроку.

ArtRage. Это программный пакет для живописи, предназначенный для обеспечения определённых результатов в процессе рисования на “холсте” различными инструментами – кистями, ручками, карандашами и мелками. Работать с ArtRage можно на обычном Windows с мышкой. Возможности самой программы ArtRage для детского творчества можно использовать на внеклассных занятиях как дополнение при работе с настоящими красками.

С учащимися 5 – 6-х классов начинается работа с использованием мультимедийных учебных пособий с художественными программами от компаний “Просвещение - МЕДИА”, “Медиа Хауз”, “Новый диск” представляет собой художественную энциклопедию из четырёх разделов: “Мастера”, “Музеи”, “Экскурсии”, “Термины”. Эти программы имеют следующие положительные моменты, такие как:

  • представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;
  • различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;
  • возможность работы в удобном для ученика темпе, проявления инициативы;
  • интерактивность обучения;
  • современный подход к художественной деятельности учащихся.

Учащиеся 7 – 8-х классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству пользуются энциклопедиями на CD-ROM, такими как “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” на 10 CD, “Большая Советская Энциклопедия” на 3 CD.

В настоящее время выпускается большое количество DVD дисков. “Мировая сокровищница культуры” содержит информацию об объектах мирового культурного наследия, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Серия дисков “Золотой глобус” даёт представление о достопримечательностях разных стран мира. “Знаменитые музеи Санкт – Петербурга” рассказывает о пяти крупнейших музеях города.

Большое количество информации можно найти в Интернете. Ниже приведены адреса некоторых сайтов:

www.it-n.ru – сеть творческих учителей. Уроки творчества: искусство и технология в школе,

www.kraisoft.com/puzzle-games/jigsaw - сайт с обучающими играми,

www.ambientdesign.com - английский сайт, где в свободном режиме можно скачать графическую программу для рисования, www.artprojekt.ru/school/Painting/001/html - образовательно-познавательный сайт по изобразительному искусству, которым можно воспользоваться как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Данные источники информации представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые:

  • поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
  • поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;
  • включают в себя аудио- и видеофрагменты;
  • включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.

Среди большого количества преимуществ у готовых программных продуктов есть и ряд недостатков:

  • недостаточное количество “обучающих” программ, связанных со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом;
  • отсутствие адресности на определённую группу пользователей;
  • большой объём CD, которые представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые технически сложно включить непосредственно в ткань урока.

Но даже в этом случае материалы диска можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве сопровождения к рассказу учителя. Таким образом, современные мультимедиа энциклопедии, словари, игры с элементами обучения (не все!) требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя и методиста. Однако если в некоторых программах не предусмотрено пространство для творческой работы учащихся, то много возможностей для творчества учителя: CD содержат качественный иллюстративный материал, обширные комментарии, словари и т.п.

Для художественного образования содержимое CD пока может служить материалом, на основе которого учитель, используя возможности компьютера, прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть слайд-шоу и мультимедиа презентации. Широко используются тесты - опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде.

При создании проектов уроков учитывались особенности содержания учебных программ по изобразительному искусству, поэтому в рекомендациях интеграции с информатикой стержневым является материал по изобразительному искусству. Он задаёт тему (идею), вокруг которой группируется материал из информатики. Предложенные проекты уроков проводятся совместно педагогами изобразительного искусства и информатики. При работе над проектами интегрированных уроков изобразительного искусства и информатики мы имели в виду, что уроки изобразительного искусства преподаются с первого класса, а информатика – с третьего класса.

Предлагаемые Методические рекомендации созданы на основе образовательной программы “Изобразительное искусство и художественный труд”. Авторы: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских.

Проекты интегрированных уроков изобразительного искусства и информатики.

Тема урока Содержание урока Средства информатики и цифровых ресурсов
1-й класс. Тема “Птицы прилетели” Ознакомление с перелётными птицами. Конструирование из бумаги птиц. Просмотр электронной презентации “Праздник птиц”. (активизация восприятия)
1-й класс. Тема “Ветер в осеннем лесу” Ознакомление с графическими художественными материалами, их выразительными возможностями Ознакомление с программой “Графика” из серии “Секреты живописи для маленьких художников”
2-й класс. Тема “Сказочное животное” Ознакомление с изображением формы предмета. Ознакомление с программой “Форма” из серии “Секреты живописи для маленьких художников”
2-й класс. Тема “Выражение характера человека в изображении; женский образ. “Золушка и Мачеха” Ознакомление с жанром изобразительного искусства – портрет. Передача характера человека на листе бумаги. DVD Ш.Перро “Золушка” (деятельностный подход)
3-й класс. Тема “Музеи в жизни города” Ознакомление с интерьером музея; крупнейшими музеями страны. Закрепление навыков работы с электронными ресурсами. СД “Эрмитаж”, “Третьяковская галерея”
3-й класс. Тема “Скульптура в музеях и на улице” Ознакомление с разнообразием скульптурных материалов, особенностями парковой скульптуры. Освоение навыков работы на компьютере (Работа с мышкой, носителями информации). Электронная энциклопедия.
4-й класс. Тема “Пейзаж родной земли” Закрепление знаний о характерных особенностях родного пейзажа. Изображение пейзажа. Освоение программ просмотра графических изображений. Слайды: “Деревянные ансамбли”
4-й класс. Тема “Страна восходящего солнца” Ознакомление с особенностями японской культуры. Изображение природы через детали. Ознакомление с носителями информации. DVD “Мировые сокровища культуры”. Ознакомление с авторскими правами.
4-й класс. Тема “Образ художественной культуры средневековой Западной Европы” Ознакомление с готическими городами Европы, с готическими витражами. Конструирование объёмных форм, усложняя их декоративными деталями. Ознакомление с носителями информации. Закрепление навыков работы с электронными ресурсами. DVD “Золотой глобус”
5-й класс. Тема “Художественное изделие” Умение видеть различие между обыденной и праздничной посудой. Создание разных видов посуды, используя узоры и орнаменты. Получение навыка работы в Интернете (поиск информации), обучение учащихся созданию собственного информационного пространства, ознакомление с безопасными методами работы в сети Интернет.
5-й класс. Тема “Наш театр” Ознакомление с историей зарождения театра во всём мире и в России. Ознакомление с профессиями работников театра. Освоение программ просмотра графических изображений. Просмотр презентация “Театр” в программе Power Point.
5-й класс. Тема “Твоя маска” Ознакомление с историей зарождения маски, с видами масок и их назначением. Создание маски по собственному замыслу. Обучение работе в программе Paint. Обучение обучающихся созданию собственного информационного пространства.
5-й класс. Тема “Здравствуй, лето!” Ознакомление с произведениями русских художников, писавших природу. Создание картины тёплого лета. Работа с электронными носителями информации. СД “Мировая художественная культура”. Ознакомление с авторскими правами.
6-й класс. Тема “Пейзаж” Создание пейзажных композиций в программе “Графический редактор” Обучение работе в программе “Графический редактор”.
6-й класс. Тема “Моя будущая профессия”. Ознакомление учащихся с разными профессиями. Закрепление представления о композиции, колорите. Обучение созданию собственного информационного пространства, портфолио.
6-й класс. Тема “Орнамент” Расширение представления об орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении. Выполнение эскиза орнамента Работа в программе просмотра графических изображений. Просмотр презентации “Орнамент”. Создание коллективной презентации.
6-й класс. Тема: “ Компьютерная графика как вид изобразительного искусства”. Ознакомление с компьютерной графикой. Создание графического рисунка. Выполнение творческой Работы в программе “Графический редактор”
7-й класс. Тема “Пропорции и строение фигуры человека” Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Закрепление навыка поиска информации в Интернете. Подбор материала для практической деятельности.
7-й класс. Тема “Библейские темы в изобразительном искусстве”. Ознакомление с русской иконописью, композициями на библейские темы. Закрепление безопасных методов работы в сети Интернет. Подбор цифровой коллекции по теме.
8-й класс. Тема “Образностилевой язык архитектуры”. История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры. Работа в программе создания презентации: PowerPoint  
8-й класс. Тема “Мой дом – мой образ жизни”. Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа “Русские музеи” Подбор материала по теме. Создание анимации Macromedia Flash.

Список литературы

1. Авдеева, О. Ф. Интегрированные уроки [Текст]/ О. Ф. Авдеева// Педагогическая мастерская. – 2007. - № 6. – С. 49-53.

2. Бовин, А. В. Роль Интернет технологий в организации учебной деятельности учащихся [Текст]/ А.В. Бовин // Школа. – 2006. - № 2. – С.39-41.

3. Губайдуллин, И. А. “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”. – www.it-n.ru

4. Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru .

5. Корсун Э. Н. Интеграция структуры и содержания урока в основе межпредметных связей [Текст]/ Э. Н. Корсун, С. И. Кудрявцева // Образование в современной школе. – 2007. - № 5. – С.30-36.

6. Маликова Л.А. ИКТ – помощник учителя [Текст]/ Л. А. Маликова // Педагогическая мастерская. – 2007. - № 4. – С.10-13.

7. Проект на уроках информатики [Текст]/ - М.: Образование и информатика, 2006. – 40 с.

8. Спорышева, Е. Б. Интеграция художественно-эстетического воспитания. // Искусство и образование. 2005. №5 С. 17 .

9. Ятайкина, А. А. Методика интегрированного урока [Текст]/ А. А. Ятайкина // Методист. – 2003. - № 6. – С. 52-54.