Содержание понятий компетенция / компетентность

Разделы: Общепедагогические технологии


В последнее десятилетие происходит значительное преобразование системы российского образования в связи с включением в него компетентностного подхода.
Первые шаги к смене образовательной парадигмы были сделаны в «Стратегии модернизации содержания общего образования» [9]  и освещены в статьях Л. Н. Боголюбова «Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения»[3], В. А. Болотова, В. В. Серикова «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе» [4] и других материалах.
Внедрение компетентностного подхода в российское образование обусловлено общеевропейской тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики, когда смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений.  Как отмечает А. Н. Афанасьев «… Болонский процесс является сегодня точкой отсчёта интеграции России в Европу»[2] . Эта интеграция при сохранении национального своеобразия систем образования и культурно-образовательных традиций сопровождается процессами международной конвергенции.
Согласно  Болонскому процессу предполагается и определённая терминологическая  унификация. Таким образом, вводятся такие термины, как компетенция и компетентность. Они являются базовыми для раскрытия сути самого подхода. На мой взгляд, в зависимости от того, как будут определены эти понятия и их соотношение, будет раскрываться и содержание самого компетентностного подхода.  Так как данные понятия не имеют определённого всеми принятого толкования, поэтому очень важно при разработке темы внедрения компетентностного подхода в российское образование, прежде рассмотреть понятийный инструментарий, на котором он основывается. 
Проведённый анализ показал, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: первый – эти понятия отождествляются, второй – дифференцируются.
Рассмотрим первый вариант представления их отношений.  Данная позиция неразграничения понятий компетенция/компетентность характерна для большинства зарубежных авторов. Она представлена в Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО), где отмечается, что компетентность используется в тех же значениях, что и компетенция, а именно: « 1) способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3) способность выполнять особые трудовые функции»[5].
Анализ отечественной научной литературы показывает, что эти  два понятия имеют различия в содержании.  Е. Петренко предлагает использовать термин «компетенция»  для обозначения совокупности знаний, умений, качеств личности и опыта деятельности, а под компетентностью - его личностное отношение к деятельности, мотивы и ценностные ориентации, способности и характеристики личности, т. е. личностные качества.
И. С. Сергеев и В. И. Блинов в своей работе[8] , посвящённой реализации компетентностного подхода, рассматривают компетенцию как особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Компетентность же трактуется как уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.
В работах  Э. Ф. Зеер, Н. Н. Абакумовой и  И. Ю. Малковой компетенция определяется в качестве интегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность включает в себя как результаты обучения, так и систему ценностных ориентаций, привычек и т. п. [1, 6]
Анализируя содержания понятий «компетенция» и «компетентность» Д. А. Иванов говорит о том, что необходимо учитывать перевод английских терминов «competence» и «competent». Первый термин имеет значение «способность, умение».  Второй термин переводится как «компетентность» и имеет значения «полноправный, правомочный, установленный, законный».  Все значения последнего термина относятся к юридическим выражениям. [7] Обращение же к словарю иностранных слов даёт нам следующие толкования: компетентный – 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области, а компетенция – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.  Опираясь на приведённые значения терминов, следует обратиться к истории права. Таким образом, мы имеем то, что компетенцией признавалась область правомочий,  заданная в точных границах, а компетентностью – соответствие занимаемого или претендующего месту, вменению. Следовательно,  компетенция обозначает то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов), а компетентность – характеристику человека (т.е. обладание компетенцией; человек знающий, сведущий).

А. В. Хуторской раскрывает эти понятия следующим образом: «компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере; компетенция – владение учеником соответствующей компетенцией». [10]
Несмотря на то, что  зарубежная педагогика имеет тенденцию отождествления данных понятий, в отечественной научной литературе чётко прослеживаются попытки их разделить.  По итогам проведённого анализа можно сделать вывод о том, что компетенция – это результат образования, который выражается в системе знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, которая позволяет эффективно и продуктивно выполнять деятельность в определённой сфере. Кроме того, сформированность такой системы предполагает готовность к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Компетентность -  уровень образованности и опытности, включающий в себя личностное отношение к деятельности, мотивы, ценностные ориентации и определённые личностные качества, позволяющие успешно выполнять профессиональную функцию. Так как компетенция является результатом образования, то мы можем говорить о том, что это некая норма образовательной подготовки, а компетентность – это характеристика конкретного человека, который обладает той или иной компетенцией.

Литература
1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск.2007
2. Афанасьев А. Н.  Болонский процесс в Германии//Высшее образование сегодня. №5.2003
3. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. №9.2002.
4. Болотов, В. А., Сериков В. В.  Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. №10.2003.
5. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
6. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования// Образование и наука. №2(14). 2002.
7. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М. 2007.
8. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ. 2007.
9. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. www/eidos.ru/new/compet/htm.