Урок истории Древнего мира в формате ТРКМ. Тема "Касты в Древней Индии"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить образные представления о Древней Индии;
  • дать характеристику кастовому строю в Индии;
  • подвести детей к пониманию, почему возникло деление людей на касты и в каких условиях оно формировалось;
  • познакомиться с важнейшими достижениями культуры Индии;

развивающие:

  • работать над развитием устной речи;
  • развивать навыки работы с исторической картой, умение сопоставлять исторический материал, обобщать, делать выводы;
  • применять свои знания для решения проблемных задач;
  • развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения;

воспитательные:

  • продолжить формирование интереса к истории;
  • воспитывать уважение к традициям и культуре народов Индии;
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование урока: мультимедийная презентация с основными понятиями урока, иллюстративный материал.

Приемы ТРКМ: ключевые слова темы, таблицы, “толстые” и “тонкие” вопросы, кластер, синквейн.

ХОД УРОКА

Речевая разминка: “Ключевые слова”. На доске записана тема урока, учащимся предлагается дать определение каждого понятия входящего в название темы (1-2 минуты).

Стадия вызова.

На данной стадии применяется прием “Групповая мозговая атака”. Учащимся предлагается записать в тетради все, что они знают по данной теме. Затем на доске записываем все, что говорят дети, не отбрасывая ничего. Оформляем ответы в виде кластера:

Учитель: У нас остался один незаполненный фрагмент, попробуйте предположить, как назывались группы людей в Древней Индии.

Заслушиваются ответы 5-6 учащихся, делается вывод.

Учитель: Вы обладаете хорошими энциклопедическими знаниями. Это – касты. О них и пойдет сегодня разговор (3-4 минуты).

Стадия осмысления.

Задание для работы в группах: Предлагаю работу в группах. Сейчас каждая группа постарается ответить на предложенные толстые и тонкие вопросы: Зачем нужны были касты? Что это за группы, как они появились, для чего? И прокомментировать свой ответ (4-5 минут).

Заслушивание ответов групп.

Учитель: Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или воином. Ведь у коровы, например, не может родиться поросёнок. У людей разных каст всё должно быть разное – и дом, и еда, и одежда. У каждой касты свой цвет одежды: брахманы – белый, воины – красный, земледельцы – жёлтый, слуги – чёрный.

Учитель: Предлагаю самостоятельно рассмотреть иллюстрации и заполнить “Концептуальную таблицу” (4-5 минут).

Линия сравнения брахманы земледельцы воины слуги
Одежда        
занятия        
Жилище        
Отношение к богу Брахма        

Обсудите свои записи с соседом и обобщите ответ (3-4 минуты).

Пары озвучивают результаты своей работы (2-3 минуты).

Учитель: Понравилось ли вам путешествие в Древнюю Индию? Представьте, что вы древние индийцы. Что бы вы нарисовали о своей стране, чтобы больше о ней рассказать? Продолжаем работу в группах. (8-10 минут).

Творческий отчёт групп.

Стадия рефлексии.

Учитель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Что нового узнали на уроке? Какие вопросы были самыми интересными? По традиции предлагаю составить по уроку синквейн. Определите ключевые слова по теме урока. (Индия, касты, бог Брахма, цвета, различия и т.д.). Заключительное задание мы также выполним в группах. (3-4 минуты).

Зачитываются синквейны:

Касты.

Интересные, древние.

Различают, выделяют, сравнивают.

Именно так делили людей

В Индии.

Учитель: Вы сегодня замечательно отвечали на вопросы, заполняли таблицы, составляли синквейны. Я прошу оценить вас свою работу на уроке.

Домашнее задание. Напишите эссе “Почему неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным?”