Занятие для учащихся младших классов, испытывающих трудности в адаптации

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия. Снизить уровень школьной тревожности за счет повышения самооценки.

Задачи.

  1. Закрепить умения учащихся демонстрировать доброжелательное отношение.
  2. Научить детей слышать произведение и выражать свое отношение к нему через изображение сюжетов.
  3. Развитие внимания.
  4. Воспитывать товарищеские отношения и чувство сопричастности с коллективом.
  5. Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа.

Оборудование: на каждого ребенка:

  • набор цветных карандашей,
  • альбомный лист,
  • заготовка крылышек бабочки,
  • небольшое количество пластилина для изготовления гусеницы;
  • картинка, разрезанная на части по количеству детей;
  • компьютер;
  • медальки с изображением бабочки, нарисованные на белом картоне.

Клубок ниток для вязания яркого цвета.

Программное обеспечение:

  • Flash технологии фирмы Macromedia.
  • Ребуемое разрешение экрана не менее 1024х768.
  • Windows 98/Me/XP/2000-2003.

Приветствие. Игра “Клубочек”.

Психолог: “Поприветствовать друг друга вам сегодня поможет клубочек. Каждый из вас может пожелать своему товарищу по группе что-то доброе и передать это пожелание с клубочком, оставив ниточку у себя в руке и как бы связавшись своим добрым пожеланием. Начну игру я. Затем следующий участник и т. д., пока клубочек не вернется опять ко мне.

- Леночка, я желаю тебе удачи в выполнении всех заданий сегодня”.

Дети выполняют упражнение.

Психолог: “Посмотрите, какая красивая получилась у нас звездочка. Осторожно потяните за свои ниточки. Чувствуете, как напряглась ниточка и готова вот-вот лопнуть? Но мы не дадим ей порваться. Мы будем очень аккуратны со своими добрыми пожеланиями, стараясь беречь их. Ведь очень часто и в ваших играх бывают такие минуты, когда кажется, что дружба вот-вот разорвется. Но, оставаясь внимательными и аккуратными в своих словах и поступках, вы бережете свои добрые отношения, а если они порвались, то вновь их связываете”.

Сегодня все пожелали друг другу много хорошего и с таким настроением мы начинаем наше занятие. Ответьте как можно быстрее на вопросы.

Разминка:

  • Съедобный герой русской сказки это - …?
  • Где находится смерть Кощея?
  • У лисы – ледяная, а у зайца - …?
  • Как называется сказочная скатерть?
  • Какая рыба в русских сказках выполняла желания?
  • Какая фамилия у Кощея?
  • Имя кота из деревни Простоквашино?
  • Кто хотел съесть Красную Шапочку?
  • Внучка дедушки Мороза?
  • Сколько героев в сказке “Репка”?

Психолог: Что общего между теми вопросам, которые я вам сегодня задавала на разминке? (Они все о сказках)

С какими сказками мы уже знакомились на наших занятиях? О ком они были? (Если дети не могут вспомнить, то демонстрируются их рисунки прошлых занятий).

Сегодня у нас новая встреча. И сегодня новая сказка. Но прежде, чем мы начнем ее слушать, я предлагаю вам приготовить карандаши, потому что мы как обычно будем рисовать нашу сказку.

Я хочу рассказать вам одну историю, или вернее, сказку. Или, пожалуй, так. Я хочу рассказать вам одну сказочную историю. Поэтому устраивайтесь поудобнее и позвольте себе просто слушать, видеть и чувствовать эту историю. Итак, я начинаю. (Психолог читает сказку “Маленькая тучка”)

Психолог: Очень интересная сказочная история, не правда ли?

У вас получились необыкновенные рисунки к этой истории. А теперь давайте вспомним с чего же все началось. А ваши рисунки помогут вам в этом. А началось все с того, что ветерок встретился с гусеницей. Какая была гусеница? Давайте мы её сделаем.

(Психолог предлагает каждому взять кусочек пластилина. Дети лепят гусеницу).

Замечательные гусенички у вас получились. Но потом гусеница пропала, спрятавшись в кокон. А через некоторое время из кокона появилась … (бабочка). Детям раздаются заготовки крылышек бабочки. Покажите, какие крылышки были у бабочки. Раскрасьте их сами, а затем прикрепите к гусенице, чтобы мы все смогли увидеть как обычная гусеница превращается в бабочку.

Какие восхитительные бабочки у вас получились и каждая совершенно не похожа на других. Вы очень хорошо постарались. Посмотрите как летают наши бабочки. Они могут летать в разных направлениях, но наше сегодняшнее задание найти правильное положение бабочки. Сядьте за компьютеры и выполните самостоятельно задание, в котором необходимо отметить правильное положение бабочки. Если она расположена правильно – нажимайте клавишу пробел, если нет, но ничего нажимать не нужно. Очень важно, чтобы ошибок было как можно меньше. За внимание и терпение каждый получает кусочек картинки, но увидеть ее полностью вы сможете лишь тогда, когда каждый принесет свой кусочек для общей картинки.

Задание 1 на компьютере

Каждый ребенок приносит свою часть общей картинки, чтобы составить одну большую. (Приложение 2)

Психолог Что за картинка у вас получилась? Кто на ней изображен? Давайте прочитаем какое пожелание прислала вам бабочка. (И ты поднимешься!)

Что вам помогла увидеть картинку и прочитать пожелание? Правильно. Вы каждый правильно выполнял свое задание и все вместе сложили одну картинку, чтобы увидеть и прочитать одно пожелание.

А в заключении, каждый из вас на память о чудесной сказке возьмет с собой изображение прекрасной бабочки, а для всех останутся ваши рисунки, которые всегда напомнят о чудесной сказке и о том, что каждый может измениться. (Приложение 1)

Используемая литература

  1. http://bluhterova.ru/
  2. http://adalin.mospsy.ru/

Сказка "Маленькая Тучка"

(Центра “Мастерская домашней психологии Екатерины Блюхтеровой”)

Облака бывают разные - большие и маленькие, грозовые и дождевые, белые и синие и даже иногда - серые или розовые... Синие дождевые облака обычно называют тучами, и с одной очень симпатичной тучкой я как раз хочу тебя познакомить - ее зовут Ася и она обожает играть и веселиться.

Вот только в последнее время ей не до веселья - она сидит на верхушке большой ели и грустит вот уже три недели. Потому что всем маленьким тучкам ее возраста разрешено летать и играть в небе, разглядывать полянки и леса и, когда нужно, поливать цветы и деревья, - всем, кроме маленькой Аси и она очень расстраивается. Ведь с самого рождения Ася мечтала быть самой хорошей и полезной тучкой, она так старалась поскорее подрасти и отправиться с подружками поливать полянки в лесу.

И вот настал тот самый день, когда маленькие тучки впервые отправились на свой первый полив и, конечно же, Ася тоже. Папы и мамы - большие и опытные тучи, подробно рассказали своим маленьким тучкам, как донести свой дождик до нужной поляны и как правильно поливать. Все маленькие дождевые тучки, и Ася тоже, отправились на свою первую прогулку, и вот тут-то и случилась неприятность - Ася пролила весь свой дождик по дороге, и ей оказалось совершенно нечем полить цветы.

Каждое утро наша маленькая тучка Ася собирала свой дождик, и отправлялась поливать им полянки, но ни разу ей не удалось донести свой дождик в нужное место. Сначала она замочила зайчат, бегущих по тропинке в школу, на следующий день облила проливным дождем художника, который рисовал знаменитый лесной дуб, - все краски на картине растеклись, и рисунок был безнадежно испорчен. Но особенно огорчительно было то, что трава и цветы на полянке, поливать которую доверили маленькой тучке Асе, совсем пожелтели и стали увядать.

Когда взрослые тучи обнаружили, что Ася не справляется со своим заданием, то они решили, что тучке Асе просто нужно еще немного подрасти и снова попробовать освоить полив через полгода. Все были очень добры к нашей маленькой тучке, ее утешали и подбадривали и говорили, что все у нее получится, надо просто подождать. Но Ася уже не верила, что все у нее получится. Она думала, что просто она какая-то неправильная тучка, и это ее очень огорчало. Маленькая тучка Ася сидела на верхушке самой высокой сосны и смотрела, как ее подружки - другие маленькие тучки собирались на очередной утренний полив, - все, кроме нее, и ей было так стыдно и обидно, что она не справилась...

Каждый день маленькая тучка Ася прилетала на верхушку сосны и сидела там грустная до самого вечера. Но однажды утром, когда она грустно покачивалась на сосновой ветке, она увидела на соседней ветке большую лохматую Гусеницу. Гусеница медленно ползла по ветке, пожевывая кленовый лист с соседнего дерева, и с любопытством рассматривала нашу грустную тучку.

- О чем грустим? - спросила Гусеница у тучки Аси.

Маленькая тучка тяжело вздохнула, пару раз всхлипнула и поведала Гусенице свою историю. Гусеница внимательно слушала Асю и сочувственно качала головой.

- Твоей беде можно помочь, - сказала Гусеница, когда тучка Ася закончила свой рассказ, - Я давно живу и знаю, что все меняется, и ты все время изменяешься, даже сейчас, когда разговариваешь со мной, или когда спишь... И с каждым днем ты становишься чуть-чуть другой, лучше, старше и более умелой... Достаточно просто очень захотеть, и у тебя все обязательно получится... А сейчас наклонись ко мне, я хочу рассказать тебе о волшебном заклинании, которое помогает исполниться задуманному, - последние слова Гусеница сказала очень тихо.

Тучка Ася наклонилась к Гусенице и та шепотом сказала ее несколько волшебных слов, которые Ася должна была говорить про себя каждый раз, когда отправляется поливать полянки в лесу.

Пока тучка Ася повторяла про себя волшебные слова, чтобы не забыть их, Гусеница переползла на соседнюю ветку и занялась своими делами. А наша маленькая тучка все прислушивалась к себе и старалась почувствовать, где же именно внутри нее уже начинаются хорошие перемены. И что-то действительно менялось, она еще не знала что, но внутри у нее была какая-то мудрая часть, которая точно знала, что и как изменить к лучшему...

Тучка Ася так увлеклась своими новыми переживаниями, что на какое-то время даже забыла про Гусеницу. Но вдруг тучка вспомнила, что даже не поблагодарила добрую Гусеницу за волшебный совет, и стала оглядываться и искать Гусеницу и нашла ее на соседней ветке, всю в делах и заботах.

- Спасибо Вам за помощь! - крикнула наша маленькая тучка Гусенице.

- Не стоит благодарности, дитя мое, будь счастлива! - ответила Гусеница, не отрываясь от своих дел.

- А что это Вы делаете? - спросила Ася у Гусеницы.

- Не знаю точно, дитя мое, но чувствую, что это очень важно, так что не отвлекай меня, - попросила старая и мудрая Гусеница.

Асе было очень интересно, что же такое делает Гусеница, поэтому она поудобнее устроилась на своей ветке и решила понаблюдать.

А Гусеница плела какую-то тонкую паутину и ловко прикрепляла ее между двух тонких веток, затем она стала сама заматываться в паутину все плотнее и плотнее. Вскоре Гусеницы уже не было видно, она вся оказалась в плотном мотке из белой паутины. Паутинный моток висел на ветке и слегка покачивался на ветру.

Ася тихонечко приблизилась к мотку и шепотом спросила: “Эй, с Вами все в порядке?”.

- Не мешай, я меняюсь, - тихо ответила Гусеница из кокона.

На следующий день маленькая тучка Ася отважно отправилась вместе с другими тучками собирать дождик и поливать поляны в лесу. Она несколько раз повторяла про себя волшебные слова Гусеницы и вдруг! - у нее все прекрасно получилось! Несколько раз она набирала дождик и успешно доносила его до своей полянки и поливала траву и цветы. “Вот это да-а-а! Ай да молодец!” - говорили вокруг все большие тучи.

Ася очень гордилась своим новым умением и радовалась каждый раз, когда доносила свой дождик до нужного места. Маленькая тучка так увлеклась своей новой работой, что на пару дней совсем забыла про старую Гусеницу.

На третий день тучка Ася решила навестить Гусеницу и узнать, как у нее дела. Ей было очень любопытно, зачем же Гусеница замоталась в паутину.

Паутина, как и прежде, покачивалась на сосновой ветке, капельки росы поблескивали на ней и переливались всеми цветами радуги. Тучка Ася тихонько подобралась к кокону и прошептала: “Гусеница, с Вами все в порядке? Может быть Вам нужна помощь?”.

- Я меняюсь, не мешай. Приходи завтра, - тихо ответила Гусеница.

На следующее утро маленькая тучка Ася проснулась рано-рано и поспешила к большой сосне. Кокон с Гусеницей все такой же белый и плотный висел на ветке, тихонько покачиваясь на ветру. Наша тучка устроилась поудобнее на соседней ветке и стала ждать.

Какое-то время ничего не происходило, но потом Ася вдруг услышала тихое потрескивание и кокон как-то весь натянулся. Ниточки паутины стали лопаться одна за другой, паутинный моток стал расползаться, а потом и вовсе разломился на две половинки. Ася уже было собиралась крикнуть: “Доброе утро, Гусеница!”, - но вовремя остановилась.

Внутри мотка не было никакой Гусеницы, вместо нее из кокона показалась Прекрасная Яркая Бабочка! Бабочка развернула свои изящные и радужные крылышки, легко оттолкнулась от кокона и взлетела ввысь. Она поднималась все выше и выше, а наша маленькая тучка Ася смотрела ей вслед, как зачарованная, и думала: “Какая же она прекрасная!”...