Музыка лечит. Музыка учит

Разделы: Начальная школа


Лечение музыкой – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой.

Еще в древнем мире врачи использовали музыку для лечения. Пифагор полагал, что музыка способствует здоровью.

В прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений и глубину дыхания.

С помощью ультразвуковых и эхографических установок было замечено, что на внутриутробное развитие человека оказывает влияние музыка: мелодический голос матери, классическая музыка. После рождения у таких детей гуще растут волосы, кости становятся более твердыми, быстрее появляются молочные зубы.

Итальянцы лечили тарантизм (укус паука-тарантула) музыкой и танцами до полного изнеможения, веря в то, что яд должен “вытанцовываться”.

Одним из парадоксов нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Этим объясняется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему интенсивному обучению – в педагогической практике широко применяются методики раннего развития; в более раннем возрасте, чем прежде начинается и школьное обучение.

Исследуя причины возникновения трудностей в процессе обучения, психологи выделяют, среди прочих, следующие: в процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи; предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов; предъявляемые ребенку требования могут не совпадать по времени со стадией функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы валеологического характера - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом. По данным психофизиологов (Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев, А.Л.Сиротюк), в период формирования мозга (до 7-9 лет) вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария.

Но, к сожалению, методы преподавания, которые превалируют в школьной системе в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Это влечет за собой проблему мотивации – дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте. Все эти проблемы не только неизбежно снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей.

Таким образом, современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста.

Результаты современных исследований в области влияния музыки на ребенка дают почву для размышлений о необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности - начальной. У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов, преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика музыкального искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.

Восприятие детьми специально подобранной музыки дает психотерапевтический и общеоздоровительный эффект, необходимость которых также актуальна в наше время.

Музыка также оказывает положительное влияние на интеллект ребенка. Восприятие музыки вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга.

Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок (S.Rosenberg,1993, M.Spighhiger, 1995). По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками (D.L.Nelson, A.A.Darrow, K.Aldridge).

В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность (Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова, 1998 г.).

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых “интеллектуальных выгод” от музыки. Ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:

  • повышение уровня читательских навыков
  • повышение уровня речевых навыков
  • улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
  • улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
  • улучшение концентрации внимания
  • улучшение памяти
  • улучшение моторной координации.

Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень имунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки; доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

Использование музыки в преподавании школьных предметов способствует решению еще одной важной задачи. Тесное взаимодействие науки и искусства позволяет развивать у детей способность целостного видения окружающего мира. Сочетание музыкального искусства с основами наук в начальной школе гармонизует абстрактно-логическое мышление с образным. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Музыкальные двигательные игры - эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих культурным нормам поведения. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделать личностным достоянием.

С помощью пения и движения люди умели воздействовать на собственный организм, "налаживать" его, возвращать утраченное здоровье. Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского народа - это настоящее "дидактическое пособие" по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению и терапии через пение и движение.

С помощью музыкального движения можно:

- организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка;
- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю;
- укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки;
- развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т.д.;
- научить ребёнка контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;
- развить способность к выразительному интонированию, а также четкую, хорошую артикуляцию;
- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;
- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения.

Музыкальные двигательные игры-диалоги построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Оба участника в процессе игры или ее повторения должны побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции в аудиозаписи ("Тряпичная кукла","Точка, точка, запятая").

Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.

Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Основой для них послужит танцевальный опыт, который имеется у каждого, и обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве помещения. Такие двигательно-музыкальные игры можно проводить с ребенком как музыкальные паузы в процессе каких-либо занятий или как зарядки, "разминки", "согревалки".

Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации - исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Музыкальные двигательные игры-импровизации являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении.

В качестве своеобразных тренингов-упражнений по развитию навыков общения у детей можно рассматривать народные танцы. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь. “Двигательные” песенки направлены не только на то, чтобы радоваться движениям, но и получать пользу для позвоночника и всех мышц тела. Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, развивают чувство ритма и музыкальный слух.

Фольклорная арт-терапия. В фольклоре действительно есть врачующее начало. В различных хороводах или играх (“Колечко”, “Ручеек”, “Ладушки”) часто происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым из группы. Значит, ему нетрудно будет почувствовать, кому при телесном контакте он отдает предпочтение. Даже антипатия к кому-нибудь из играющих дает возможность для эмоционального развития.

Логоритмика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Применение логоритмических упражнений в классе зависит от последовательности уроков в расписании. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. В логоритмических упражнениях задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и спины и ног. Некоторые упражнения содействуют укреплению мышц брюшного пресса.

Терапия творчеством. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний.

Улыбкотерапия. Омские медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на уроке и улыбка самого ребенка. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Занятие для учащихся 4-го класса

Цель: показать влияние музыки на здоровье человека.

Задачи: дать представления о различных методах оздоровления и укрепления здоровья музыкой и движением: восприятие музыки, дыхательная гимнастика, ритмические упражнения; развивать представление о валеологии и здоровом образе жизни; воспитывать навыки здорового образа жизни, гуманизм, любовь к музыке и пению.

Ход занятия

- Современный человек много страдает и мучается, испытывает отрицательные эмоции, которые приводят к повышению артериального давления, потере аппетита, к замиранию сердца и стенокардии, чувству постоянной усталости, головным болям.

- Вот несколько примеров использования классической музыки для лечения психических и соматических заболеваний:

  • полное расслабление, восстановление жизненных сил можно получить, прослушивая “Вальс” Д. Шостаковича, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести Пушкина “Метель” (включается музыка Г.Свиридова);
  • нормализует кровяное давление и сердечную деятельность “Свадебный марш Мендельсона”, знаменитый полонез Огинского снимает головную боль и невроз (прослушивается полонез Огинского);
  • музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей (звучит музыка Моцарта);
  • язва желудка исчезает при прослушивании “Вальса цветов” П.И. Чайковского (звучит);
  • музыка с использованием шума воды, прибоя (Римский-Корсаков, Григ) способствует синтезу ДНК, подавлению микробов, повышению иммунитета (прослушиваются фрагменты);

(На доске появляется плакат)

* Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот.

* Растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья.

* Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

*Под звуки современной "попсы" коровы ложатся и отказываются есть.

* Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами еще и музыку Моцарта, дают больше молока.

* В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и "побочный" эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.

* Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов - мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

* Музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

*Музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.

- Давайте познакомимся и опробуем на себе способы оздоровления музыкой.

Ритмотерапия

Музыкально-ритмические упражнения (выбираются по усмотрению педагога):

  1. “Прогулка по сказочному лесу” (Н. Римский-Корсаков. Ария Февронии из первого акта оперы “Сказание о невидимом граде Китеже”). Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу. "Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка”.
  2. “Праздничный марш” (Н. Римский-Корсаков. Вступление к первому акту оперы “Сказка о царе Салтане”). Представить себя идущим на праздник в нарядной одежде. Идти уверенным шагом, спина прямая, голова приподнята.
  3. “Порхающая бабочка” (А. Дворжак. “Юмореска”). Идти легким пружинистым шагом или приседать со взмахом рук, изображая бабочку.
  4. “Зеркало” (в парах). Один из играющих - "зеркало", а другой - "дама" или "кавалер", собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). "Зеркало" должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.
  5. “Делай, как я”. Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет ведущий. Каждый ребенок должен побывать в роли ведущего, показывая разные движения.
  6. “Вечное движение”. Групповая композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребенок придумывает собственное оригинальное движение.
  7. “Стоп-кадр”. Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно дается команда: “Стоп!” Следует замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и скудости эмоций.
  8. "Волшебный сад". Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) "оживляет" цветы "волшебной палочкой". Цветы "распускаются", качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и "волшебником" - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы "цветы" должны снова закрыться в бутоны.

Ритмические упражнения:

  1. “Ритмическое эхо”. Учитель дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, пытаются повторить.
  2. Ритмизация собственных имен и фамилий.
  3. Ритмизация движений человека (например, спокойный шаг, рубка дров, гребля).
  4. Ритмизация движений различных животных.
  5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.
  6. “Ладушки” (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но и произвольное внимание и координацию движений).

Фольклорная арт-терапия

Игра "Ручеек". "Кадриль".

И.П.: дети стоят в парах по кругу лицом друг к другу. Держатся за руки в паре, образуя "лодочку" ("нос" лодочки направлен в центр круга).

Первая фраза ("Когда-то россияне"): пары в такт музыке двигаются в центр круга. Вторая фраза ("Маруси, Тани, Вани"): пары двигаются на исходную позицию. Третья и четвертая фразы ("Танцуя на гулянье, открыли новый стиль"): движения повторяются. На слова: "Окончена работа, опять пришла суббота" - партнеры обходят друг друга, опуская и поднимая согнутые в локтях руки. "И нам с тобой охота" - держась за руки, делают шаг друг к другу и шаг друг от друга; "Кадриль потанцевать" - меняются партнерами. Далее фигуры танца повторяются.

Логоритмика

Игра “Будь внимателен”: дети шагают под весёлую ритмичную музыку. Затем на слово “зайчики”, произнесённое учителем, они начинают прыгать, на слово “лошадки” - как бы ударять “копытом” об пол; “раки” - пятиться; “птицы” - бегать, раскинув руки в стороны; “аист” - стоять на одной ноге.

Терапия творчеством

(Придумать “Танец медведя”, “Ленивого ежика”, “Хоровод белок”)

Музыкальные двигательные игры-диалоги

"Тряпичная кукла". Дети образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т.д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле". (Хорош вариант, когда играют взрослый и ребёнок)

"Точка, точка, запятая". Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т.д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди.

- В завершение нашей встречи хочу предложить вам ещё один оздоровительный приём, который каждый из нас может использовать как можно чаще и тогда все мы будем здоровы и счастливы.

Улыбкотерапия

- Омские медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на уроке и улыбка самого ребенка. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.

- Считаете ли вы наше занятие интересным и полезным? Если “да”, улыбнитесь мне.

(Звучит песня “Улыбка”)