Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"

Разделы: История и обществознание


    Цели урока:
•    углубить ранее изученный материал о движении декабристов;
•    оценить историческое значение восстания декабристов;
•    развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия;
•    развивать навыки работы в группе на основе товарищества, добрососед­ства, толерантности, дисциплинированности.

    Основные понятия: династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство.

    Основные даты:14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.

    Персоналии: великий князь Константин Павлович, великий князь Николай Павлович, Н.С. Мордвинов, М.А. Милорадович, С.П. Трубецкой, П.Г.Каховский.

    Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., 2005; Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век. М.,2005»; Школьный атлас по истории России; Портреты декабристов, Александра I, Николая I; Карточки с текстами для групп.

    Предварительная подготовка: Данный урок предлагается провести в виде
групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Несколько учащихся получают предварительные задания под­готовить краткие сообщения о наиболее известных декабристах.

1 группа
    Сообщения учащихся. Учащиеся делают краткие доклады о наиболее известных представителях движения декабристов (Приложения 1).
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что многие декабристы были представителями наиболее древних и знатных дворянских родов.
-    Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?

2 группа.
Основные программные документы декабристов:
«Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля
(Приложение 2)
-   Каковы были основные идеи «Конституции» и «Русской Правды»?
В качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить на доске и в тетрадях таблицу:

Взгляды декабристов по основным проблемам

Северное общество «Конституция»

Южное общество
«Русская правда»

Государственное устрой­ство в России

Конституционная монар­хия, федеративное устройство

Республика, Россия - еди­ное и неделимое государ­ство.                

О собственности и земле­владении

Неприкосновенность частной собственности =>земли помещиков остаются за ними

Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.

Крепостное право и во­енные поселения

Отмена крепостного пра­ва и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли             

Отмена крепостного права и военных поселений.

- Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех истори­ческих условиях? (Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьева, поскольку он предлагал лишь ограни­чить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса по проекту Н. Муравьева также предполагало менее радикальные изме­нения.)

3 группа.
«Следствие, суд, приговор»
(приложение 3)

4 группа. Декабристы и Сибирь.
Сообщения учащихся. Учащиеся делают краткие доклады о наиболее известных представителях движения декабристов в Сибири (Приложение 4).

Закрепление материала
Работа с готовой таблицей «Организации декабристов» (Приложение 5).

Домашнее задание
ДК-2005, §9 и вопросы 2-4 в конце параграфа.
Задания и вопросы к документам в конце параграфа.
Задания к §9 из рабочей тетради.
Примечание: Проверка темы может быть проведена при помощи тестовых заданий (Приложение 6).

Приложения